Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»
Немецкие исследователи решили покопаться не только в головах людей, но и в их генах — и обнаружили, что те, у кого выше генетический риск анедонии, по‑особенному реагируют на ожидание и получение вознаграждений. Анедония — это когда человек перестает получать удовольствие от того, что раньше радовало, будь то хобби, встреча с друзьями или даже вкусная еда. Она часто сопровождает депрессию, но встречается и при шизофрении, биполярном расстройстве и зависимостях.
Команда во главе с Nicholas Schäfer изучила связь между полигенным риском анедонии и работой мозга в ходе теста, где участники реагировали на сигналы о возможном денежном выигрыше или проигрыше. Их мозг в этот момент сканировали с помощью функциональной МРТ. Чем выше был генетический риск, тем слабее работал путамен в обоих полушариях и левый средний лобный извилина на стадии ожидания выигрыша. А когда участники получали обратную связь о выигрыше, снижалась активность правого хвостатого ядра.
Интересно, что при проигрыше — когда участникам сообщали о потере двух евро — картина менялась: активность путамена и хвостатого ядра, наоборот, усиливалась у тех, у кого риск анедонии выше. Мозг как будто реагировал на негативные события ярче, чем на позитивные.
Участниками исследования стали 517 человек из крупных немецких проектов MooDs и IntegraMent: пациенты с депрессией, шизофренией, биполярным расстройством и здоровые добровольцы, включая родственников пациентов. Всем им посчитали полигенный риск анедонии и оценили проявления симптома с помощью опросника.
Авторы подчеркивают роль стриатума и префронтальной коры — ключевых зон, отвечающих за мотивацию, обучение и контроль поведения. Работа дополняет понимание биологических основ анедонии, хотя исследователи сами признают: мозг у всех работает по‑своему, и нужны новые проекты, чтобы подтвердить результаты.
Исследователи проследили связь между генетическим риском анедонии и реакцией мозга на вознаграждение. Мозг людей с повышенным риском слабее реагировал на положительные стимулы и активнее — на негативные. Стриатум и префронтальная кора — ключевые зоны, участвующие в этих процессах. Работа вписывается в серию исследований о биологических корнях эмоциональных расстройств, но авторы подчёркивают необходимость дальнейших подтверждений.