Новости искусство: Скончался основатель Artforum – Филип Лайдер оставил след в истории искусства США | Новости искусства perec.ru

Умер Филип Лайдер — человек, придумавший Artforum

20.01.2026, 08:27:03 Искусство
Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»
Умер Филип Лайдер — человек, придумавший Artforum

Основатель и первый главный редактор журнала Artforum Филип Лайдер ушёл из жизни 11 января в своем доме в Беркли, штат Калифорния, на 97-м году. О его смерти сообщила дочь, Полли Лайдер. Будучи у руля с 1962 года, Лайдер решил разорвать порочный союз искусства и торговли – и сделал Artforum самым влиятельным арт-журналом Соединённых Штатов. По словам известного художника Ричарда Серры, Artforum именно благодаря Филу Лайдеру стал символом культурного разлома Америки конца 60-х годов.

Филип Лайдер родился в Нью-Йорке в 1929 году в семье еврейских иммигрантов. Получил дипломы по истории и английской литературе, а затем, после непродолжительного пребывания в армейских рядах, попытался заняться юриспруденцией. Но адвокат из него не вышел: Лайдер сбежал в Сан-Франциско, чтобы семья не росла на криминальных улицах Большого Яблока. Там он работал социальным работником и случайно, благодаря знакомству с художником и будущим коллегой Джоном Коплансом, оказался в Artforum — первым и единственным платным сотрудником.Основная идея Лайдера звучала просто: искусство должно жить не ради инвестиций, а ради любви. Он писал ещё в первом номере: «Публика должна покупать картины лишь потому, что они им нравятся, а не пытаясь сделать очередной финансовый вклад». Сам Лайдер мгновенно освоился в новом поле – по словам историка искусства Уолтера Хоппса, он быстро разбирался в любой теме. С его подачи журнал не старался угодить сильным мира сего, а делал ставку на неординарных авторов и новые взгляды, открыв дорогу целой плеяде звёзд критики – Майклу Фриду, Максу Козлоффу, Розалинд Краусс, Барбаре Роуз.

В рыночной гонке Лайдер не участвовал: откровенно пренебрегал деньгами и влиянием, предпочитая семейные ценности интригам с владельцами журнала. Он остался верен Artforum, когда тот после финансовых турбуленций переезжал сначала в Лос-Анджелес, а потом в Нью-Йорк. За годы работы написал множество статей и рецензий, но одной из главных стала «Как я провел летние каникулы» – репортаж в духе американских гончих журналистов о поездках на лэнд-арт объекты, вроде Double Negative и Spiral Jetty.

В 1971 году, на пике славы журнала, Лайдер ушёл, разочаровавшись в том, что даже лучшие авторы не видели прелести новых веяний. «Это было неожиданно, всё крутилось вокруг ярких новых художников – от Смиссона до Серры и Филипа Гласса, – но писать об этом было некому. Вот я и “собрал свои игрушки” и ушёл», – вспоминал он позже.Вместе с уходом из журнала Лайдер оставил и Нью-Йорк ради Калифорнии и преподавания в университете UC Irvine. К концу 80-х перебрался в Иерусалим и читал историю искусства в Академии безалель. На пенсию вышел в 1998 году, однако продолжал писать для американских и израильских изданий о современном искусстве. Последние годы провёл в Калифорнии вместе с женой Глэдис, сыном и дочерьми, семьёй и целой армией внуков и одного правнука.Коллеги вспоминают Лайдера с восторгом: критик Майкл Фрид утверждал, что без него не было бы и Artforum, а энергия, ум и прирождённое чутьё сделали его идеальным редактором – и незаменимым соратником для целого поколения арт-критиков.


PEREC.RU

Филип Лайдер, кажется, сразу решил: пусть искусство само моет руки, если вдруг слишком потянется к деньгам. Он — не из тех, кто выстраивал новый арт-олимп из золотых слитков: первое, что Лайдер сделал во главе Artforum, — убрал арт с витрины и спрятал мешок с долларом подальше.

Социальный работник, потом случайный редактор — уже слышится лёгкое пренебрежение к столичным снобам. Вместо прославленных критиков — какие-то свои, почти уличные авторы; вместо скуки — настоящая дискуссия. Придумал формулу: картины должны покупать не ради инвестиций, а ради простого человеческого удовольствия. За это его потомку ещё спасибо скажут капиталисты нового времени, которым после Лайдера осталось лишь тосковать по временам, когда картина означала что-то большее.

Из Нью-Йорка бежал как с тонущего корабля. Семья ему дороже силовых конфликтов с владельцами журнала. Журнал, кстати, пережил несколько перезапусков, пилотировал его Лайдер всё равно по своему — как капитан с выдернутым штурвалом. Когда не нашёл единомышленников среди писателей, просто ушёл: собрал свои игрушки — другое поколение заплачет по такому поступку.

В финале — профессор в Калифорнии, потом в Иерусалиме, и только семья и сыновья искусства — вместо медалей и капиталов. Можно ли прожить достойно и уйти «без шума»? Лайдер показал: возможно, если ценишь искусство, а не курс доллара.

Поделиться

Похожие материалы