Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Поп музыка / Зарубежные новости»
В мире шоу-бизнеса, где еще остались люди, которые считают виниловые пластинки вершиной прогресса, появилось новое — подозрительно футуристическое — явление: искусственный интеллект на равных с живыми музыкантами пишет песни. И не где-нибудь в подвале Валена, а в одной студии с Лайзой Миннелли (той самой из «Кабаре») и Артом Гарфанкелом (половинкой дуэта Simon & Garfunkel, если кто не вспомнил). Теперь они участвуют в проекте ElevenLabs, который решил состряпать альбом, в буквальном смысле смешав совесть, ностальгию и нейросетки.
Этот альбом не просто очередная попытка перезаписать классику с битыми хрустящими пианино. Здесь всё серьёзно: ElevenLabs (компания — поразительное сочетание амбиций венчурных капиталистов и программистов, которые не спят ночами от восторга перед искусственным интеллектом) собрала знаменитостей, цифро-энтузиастов и даже персонажа King Willonius, прославившегося благодаря странной композиции «BBL Drizzy». Платформа Iconic Marketplace, которую придумал ElevenLabs, позволяет звёздам сдавать свои голоса в аренду — чтобы их можно было воссоздать нейросетью. Не то, чтобы человечество долго слонялось без голосового Гарфанкела, но теперь есть такая возможность.
Детали, как готовился альбом, хранятся в тайне почти так же ревностно, как бабушкин рецепт закуски: кое-где AI сочиняет всё — и музыку, и текст, а где-то живые артисты накладывают свою партию на готовую цифровую основу. Иногда голос создаёт сама нейросеть, иногда певцы садятся у микрофона по классике. Хитрость — в прямом контракте ElevenLabs с платформой Spotify: музыку выложат туда, обойдя лишних посредников. Вообще-то, это первый случай, когда лейбл искусственного интеллекта заключает такое соглашение с музыкальным гигантом — климатические перемены на рынке аудио.
По договорённости, артисты сохраняют права и контроль над своей музыкой — хоть AI здесь играет не последнюю скрипку. Многие слаще обоснований Миннелли и Гарфанкела о гуманном подходе к цифровым коллаборациям мы не слышали: Миннелли считает, что главное — контроль над своим творчеством, Гарфанкел убеждён — главное, что человек ещё не вылетел за борт.
Таким образом, впервые в истории большие звёзды да и просто предприимчивые ребята записывают альбом, который может стать не только саундтреком к новостям будущего, но и уроком истории: как AI стал частью поп-индустрии и не слишком её испортил.
Прекрасный пример того, как музыкальный рынок держится из последних сил, вцепившись в привычные имена, чтобы продать идею: искусственный интеллект — не гаджет на побегушках, а равноправный продюсер. В ElevenLabs говорят — с нами и Spotify: выпускаем альбом без просителей и гримерных. Звёзды соглашаются: Лайза Миннелли радуется, что хоть её голос теперь принадлежит ей, а не как у родителей, Гарфанкел философствует о музыкальных технологиях. У всех — права, у AI — лицензия на творчество. Только вот подтекст простой: продюсеры элегантно зарабатывают на старых именах, пока алгоритмы учатся слагать, а публика привыкает к тому, что сольный голос может принадлежать не только человеку. Вопрос — это перезагрузка индустрии или ловкий PR-трюк, чтобы никто не заметил, что за великими именами стоит теперь пустота и владелец сервиса. Статья иллюстрирует — шоу-бизнес изобретает велосипед на квадратных колёсах, чтобы не отставать от хайпа, сохраняя видимость контроля и эксклюзивности. Сейчас «музыка будущего» — это результат странного союза: тени классиков, современные стартаперы и алгоритмы, у которых вместо души – модульная сетка. А слушателю остаётся только определить — это авангард или цирк.