Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
Финал мини-сериала Netflix "Зверь во мне" превращает соседские дрязги в смертельную игру разума и морали, где все мечутся между берегами вины и жаждой правды. Представьте: в тихом районе селится одиозный рыночный магнат, подозреваемый в убийстве жены, — и геройня романов Агги Виггс, укрывшаяся от глаз общества после гибели сына, решает начать собственное расследование. Она сближается с этим подозрительным соседом — Нилом Джарвисом — под предлогом написания его биографии, но на деле подбирается к его тайнам и угрозам. Однако и у самой Агги хватает скелетов в шкафу: она винит молодого Тедди Фенига в автокатастрофе, унесшей её сына и разрушившей брак. Месть, чувство вины и охота на правду сплетаются в клубок, когда каждый выводит наружу худшее в ближнем и самом себе.
Семь серий зритель разрывается между вопросами: виновен ли Нил? А вдруг Агги ошиблась? Однако всё обрывается во флэшбэке: бывшую жену Нила, Мэдисон, он действительно убил — когда она стала передавать компромат на его тёмные делишки в ФБР. Выясняется, что вся поддержка родственников, показная забота — очередная грубо рассчитанная декорация. Мэдисон сначала просит агента Аббота защитить её, но помощи нет — Нил решает дело банально: бьёт её насмерть. Ему даже доставляет удовольствие сама сцена.
Но на этом драма не заканчивается: теперь под угрозой сама Агги. Нил ловко ставит под удар и её — инсценируя гибель Тедди в комнате погибшего сына, чтобы всё выглядело как акт мести. В этот момент Агги срочно ищет поддержки — идёт к Нине, новой жене Нила и бывшей сотруднице Мэдисон. Сначала Нина отказывается, но, узнав о беременности, набирается решимости и подслушивает — и, главное, записывает — чистосердечные признания Нила и в убийстве Мэдисон, и в исчезновении Тедди. Уже на публичном мероприятии передаёт улики полиции, Нила арестовывают под софиты.
Но и в тюрьме Нила ждет закон кармы: он дает последнее интервью Агги (о, как торжественно!), но вскоре погибает от рук других заключённых — расправа организована его же дядей, пострадавшим от "семейных" интриг.
Серия заканчивается на моральной ноте: Агги публикует книгу о чудовищах, что сидят внутри каждого. Её бывшая жена появляется на презентации — обе вроде бы счастливы, несмотря на прошлое. Мораль проста: монстров стоит искать не только среди соседей, но и, цитируя Ницше, "когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя".
Netflix в очередной раз усиливает свою позицию, выдавая зрителю психологический триллер с необходимым количеством твистов, флешбеков и социального подтекста. Сосед-магнат, вокруг которого всегда что-то нечисто — часть большой традиции: от Хичкока до современных реалити. Только теперь к этому добавляют женский взгляд на виновность, вину и мстительность — тут уже не поправишь ничьей святой простотой.
Мини-сериал ловко бросает нам загадку: будешь ли ты расследовать, когда подозрения касаются человека по соседству, или махнёшь рукой и превратишься в мебель? Агги выбирает первый путь — и едва не становится новой героиней ленты. Провокация очевидна: наша готовность видеть зло в других, но не в себе. Создатели мастерски играют с двойными смыслами, каскадом мест и времён. Даже манипуляции журналистским словом — часть подачи. Победитель не тот, кто разоблачил, а тот, кого эта истина не уничтожила.
Кто инвестирует в эту драму? Феминистская повестка, жаждущие правды домохозяйки и борцы за справедливость в Facebook. А на деле — ещё одно эффективное напоминание: иногда "правда" имеет свою цену. Автор сценария словно забыл о терапевтических смыслах: итоговая мораль — не надевай чужую маску, если не готов примерить свою.