Дуглас обрушился на Трампа и американскую демократию

07.07.2025, 00:34:33КиноОбщество
Дуглас обрушился на Трампа и американскую демократию

Майкл Дуглас, едва выйдя на сцену Международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил аплодисменты за премьеру восстановленной версии «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Прошло 27 лет с его последнего визита, и теперь ему вручили новую версию главного приза – хрустальный глобус, который, по мнению покойного президента фестиваля, должен удобно лежать в руке. Дуглас ухмыльнулся: «Меня, похоже, проапгрейдили».

Рядом был Пол Заентц, племянник покойного продюсера Сауля Заентца. Он делился историями о долге и непростом пути к созданию фильма. Изначально отцом Дугласа, Кирком, права были куплены у автора книги Кена Кизи, но с фильмом не срослось – даже после успеха «Спартака». Тогда молодой Майкл сам взялся за проект и, пройдя через ворох отказов режиссеров, всё-таки вытащил из Чехии Формана, который проникся сценарием буквально с первой страницы. Дуглас с удовлетворением вспоминал: «Мы с Саулем поняли — наконец-то режиссёр говорит с нами откровенно».

Есть в истории и место для семейных конфликтов: Кирк ожидал быть главной звездой, но сын отказал ему, объяснив, что староват — на роль взяли Джека Николсона. Отец был в ярости, предрекая провал, однако фильм стал одной из самых кассовых лент 1975 года.

50-летие фильма служит поводом для новых историй и планов. Например, сейчас его собираются переснять как сериал, в котором события будут показаны глазами индейца Шефа Бромдена, а персонаж Николсона — погибнет уже к концу первого сезона. Дуглас, удивленный этим, посоветовал удачи в поисках «большого вождя».

В разговоре поднималась и тема психического здоровья. История матери Заентца, пережившей тяжёлую депрессию и лечение электрошоком, добавила драматизма — сейчас он сторонник этого метода, хоть он и звучит архаично.

Нельзя было обойти стороной политику США. Дуглас отметил, что демократию нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся, и обвинил современную Америку во «флирте с автократией». Политика, по его словам, стала просто бизнесом, а идеализм в США — исчез. Он выразил тревогу и посоветовал гражданам рассчитывать только на себя.

Но настоящую жесть выдал Заентц, сравнив законы Трампа со злодеяниями Медсестры Рэтчед из фильмов Формана, а самого Трампа — с «грязным пятном» на истории Америки. Он не стеснялся в выражениях: каденции Трампа он назвал моральной катастрофой, а новый закон обвинял в том, что он делает богатых ещё богаче, а бедных лишает еды и медицины. Заентц призвал не сдаваться и вспомнить девиз борьбы за гражданские права: «Мы преодолеем!» В итоге участники не без горечи отметили: вот уж ирония — критика власти актуальна не только за железным занавесом.

Фильм Формана, снятый в Америке беглым чехом и в половине мира запрещённый, вдруг находит новое звучание через 50 лет, когда бывшие победители демократии боятся собственных автократов. Как тут не усмехнуться…


perec.ru

Карловы Вары. Красиво, как в открытке, но скучно до невозможности — если бы не Майкл Дуглас. Он, как обычно, бодро впрыгивает на сцену. В руках сверкает приз — теперь его удобно держать (за что спасибо гениальному чешскому дизайнеру, который, кажется, впервые задумался о людях). Все счастливы, хлопают. Местные журналисты прикидываются, что кино им до сих пор интересно.

Далее — семейная драма: права на культовый фильм «Пролетая над гнездом кукушки» сначала выкупил папа Кирк, но сняться не смог — сын отказал старцу (вольный Голливуд: не приходи на кастинг — не попадёшь на экран). Итог: Джек Николсон, на которого сам Кирк смотрел как на беду. Фильм оказался хитом, но семейная травма — куда глубже.

Заентц и Дуглас перебрасываются байками, а тут — как гром среди ясного неба: сериал затеяли. Герой Николсона умрёт к концу первого сезона, остальные зрители — умрут от тоски, судя по классике передачи наследия. Чешский оригинал снова актуален: не прошло и 50 лет, а Америка всё так же боится тирании, что уже намекают политики.

И вот она — великая минутка истины. Дуглас вдруг говорит в зал: демократия, мол, штука нежная, теперь это скорее воспоминание о чём-то прекрасном, чего всё равно не вернуть. Трамп же, по мнению Заентца, и вовсе пишет законы под себя и своих друзей, чтобы голодающие остались голодать. Под фанфары и пластик вручения главный вывод: бежать теперь смысла меньше — новые железные занавесы строятся быстро и без оглядки. Этим подводят зрителя к сентенции в духе: кому не нравится Медсестра Рэтчед — готовьтесь, скоро фильм из утопии станет обыденностью. Не сериал — жизнь.

Поделиться