Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
Сегодня в Москве простились с Верой Алентовой — актрисой, которую вся страна знает по культовым ролям в «Москва слезам не верит», «Ширли-Мырли», «Зависть богов». Но для самой Алентовой главной была не киношная слава, а театр, которому она верно служила шесть десятилетий, отдавая сцене имени Пушкина даже больше, чем семье — как сама неоднократно признавалась в интервью: семья для Алентовой всегда стояла после работы. В день её смерти театральная афиша обещала очередной выход Алентовой на сцену в спектакле «И будет театр!..», посвящённом 75-летию самого театра, но вместо этого зрители услышали срывающийся голос художественного руководителя, объявившего трагические новости прямо перед началом представления. Спектакль тут же посвятили ушедшей актрисе, превратив вечер в прощальное посвящение.
Отзывы об уходе Алентовой в эти дни захлестнули соцсети — причины вполне понятны, особенно если читать комментарии зрителей, ещё недавно с замиранием следивших за последними ролями актрисы. Больше всего обсуждений посвящено спектаклю «Мадам Рубинштейн», где артистка исполняла главную роль до самых последних дней, легко двигаясь по сцене на каблуках, поражая публику своей формой, дикцией и энергетикой. Три актёра, невозможность спрятаться за массовкой — в таких условиях Алентовой только и оставалось, что поражать публику, что она и делала. Зрители отмечали: Алентова великолепна, спектакль тонкий, женский, одновременно ироничный и настоящий, а игра актрисы — выше всяких похвал. Даже к трагическому финалу многие не были готовы, ведь пару недель назад никто не думал, что вот-вот эта легенда навсегда уйдёт со сцены.
Сегодня в прощальных словах подчёркивают: съёмки уходят, фильмы можно пересмотреть, а вот спектакли — эфемерны, их не сохранить на плёнке... Сцена Театра им. Пушкина сиротела, и зрители, которые недавно ещё советовали сходить на «Мадам Рубинштейн», теперь только пишут воспоминания: «Как жаль, что такие спектакли никто не записал», «Навсегда останется в сердцах»… Вера Алентова ушла, но её дар, честность и верность профессии для многих останутся эталоном.
Культовая актриса Вера Алентова ушла из жизни, и Москва распрощалась с ней не так, как с очередной кинозвездой, а как с последней представительницей искусства, где не липу лепят, а работают до конца. Вечная схема отечественного театрального героизма: семья на втором месте, работа — выше всего. Дано не каждому, согласитесь. На сцене имени Пушкина её не хватит, в кино — наверное тоже. Но главное, что зрители остаются сиротами не по паспорту, а по ощущениям: вчера видели в роли Мадам Рубинштейн, сегодня могут только вспоминать. Театр, как обычно, не догадался вовремя снять спектакль — ну кто же мог знать, что Алентова не бессмертна? Или знали, но не хотели верить.
Мемориальные речи сменяют личные переживания: вот интернет, где комментаторы наперебой делятся восторгами и светлой памятью. Никто не ожидал такого финала — кто ж из живых думает, что последний поклон уже прошёл? Теперь все советуют друг другу «идите, пока ещё не поздно»… только поздно уже. Пандемия памяти, когда каждый норовит оставить своё слово, и — кто бы спорил — это единственный фильм про Алентову, который пересмотрят все.
В итоге: честность, преданность делу и редкий талант остались там, где им самое место — в зале, на сцены уже нет.