Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Рифы и пачки / Твоя культура»
В ноябре 2015 года в технологическом мире прогремело знаковое событие: Hewlett Packard, одна из старейших компаний Кремниевой долины, разделилась на два крупных игрока. Но, вопреки ожиданиям об окончании эпохи, это стало началом сразу двух тяжеловесов индустрии.
Основанная в 1939 году фирма долгое время считалась эталоном инноваций, но стремительно меняющийся рынок и огромные размеры компании сыграли злую шутку. HP превратилась в тяжеловесное чудовище, которому стало сложно быстро реагировать на перемены. Тогда и приняли решение: разделить группу на HP, который продолжил выпускать устройства — принтеры, ПК и прочую "радость жизни", и Hewlett Packard Enterprise (HPE), сосредоточившуюся на корпоративном железе и услугах для бизнеса.
Бывший глава HP, Мэг Уитмен, в интервью 2017 года признавалась: компания выросла слишком неуклюжей для конкуренции с рыночными хищниками. "Когда ты стоишь 110 миллиардов долларов, присутствуешь в 170 странах и на каждое решение нужны часы согласований, вести быстро борьбу просто невозможно", — отметила она. Скромнее и уже — вот путь выживания на фоне высоких технологий.
Разделение не было просто попыткой встряхнуть древний айтишный шкаф. Проблемы назревали давно — череда неудачных покупок это только закрепляла. Сначала HP заглотила Compaq за $25 млрд, потом EDS в 2008-м за $14 млрд, а затем и злополучную Autonomy за $11 млрд. В итоге стратегия "поглощай всё, что движется" принесла больше разочарований, чем результата. В 2012 году Lenovo и вовсе отобрала у HP пальму первенства по поставкам компьютеров.
Что стало с компаниями после разделения? HPE сумела стать заметной фигурой на рынке облачных вычислений и сетевого оборудования. ProLiant, Aruba и GreenLake — флагманы продуктовой линейки, пользующиеся спросом у корпораций. Сейчас компания активно развивает инфраструктуру для искусственного интеллекта, а по словам нынешнего CEO Антонио Нери, последний квартал вообще выдался рекордным по выручке. Поглощение Juniper Networks позволило HPE заявить права на сетевой рынок и приготовиться конкурировать с такими титанами, как Cisco или Dell.
Тем временем HP — всё ещё среди самых крупных производителей ПК. По оценке аналитиков IDC, на данный момент компания держит второе место в мире с долей в 19% (опережает её только Lenovo с 24%). С приходом "AI ПК" HP бросилась внедрять эти чудо-технологии, чтобы не отстать от других участников гонки.
2015 год. Hewlett Packard после десятилетий бурной корпоративной жизни вдруг решила поделиться своей массой и эго — на свет появились HP и HPE. Формально компания пошла по пути классической бизнес-мифологии: если не можешь быть гибким — сделай вид, что станешь меньше, поделив себя на куски. Так объясняла реформы и тогдашний CEO. Скучны ли были причины? Нет, всё по-настоящему драматично: громкие, но неудачные покупки вроде Autonomy и Compaq, потеря лидерства Lenovo — сколько там денег ушло в песок никто не признаётся, но миллиарды.
После развода компании разошлись по разным уголкам того самого рынка, на котором раньше дружно воевали. HP осталась в офисах, печатает бумажки и продаёт миллионы ПК, но на вершину так и не забралась – Lenovo не сбросить. А HPE пошла в корпоративный особняк: занялась облаками, сетями, сервисами. Даже свежий захват Juniper Networks никого не удивил — кто, если не они? Ирония в том, что в итоге вместо одного ленивого гиганта мы получили двух — каждый с уникальным подходом к нехватке нервов у сотрудников, но с одинаковой жаждой выручки.
Технологический рынок не успокоился, "развод" оказался стоить дорого, но все вокруг делают вид, что так и надо. И только скучные цифры в отчётах напоминают: когда корпорации разводятся, иногда становится только громче и смешнее.