Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»Некоторые люди отмечают удивительный феномен: в процессе сна у них возникает особое бодрствование. Это не сон в привычном понимании — не видение, не фантазии, а тихое самоощущение, лишённое содержания. Такой необычный опыт, возможно, способен приоткрыть завесу одной из самых огромных загадок науки — что же такое сознание.
Различные восточные традиции уже столетиями описывают это состояние. Например, в индийской философии Адвайта-веданта, которая базируется на Ведах — древнейших текстах индуизма, — глубокий сон («сусупти») трактуется как состояние «чистой осознанности», когда человек просто остается в состоянии сознания без мыслей.
Похожие описания есть и в тибетском буддизме, в Дзогчене. Там с помощью специальных медитативных практик — например, «осознанного сна» или «йоги света» — достигается то же состояние «чистой осознанности». Это как если бы человек был «бодрствующим» внутри сна, но при этом у него не возникало ни мыслей, ни образом, ни даже ощущения собственного «я».
Для западной науки подобные явления — почти загадка во плоти: как можно быть осознанным, но не быть осознанным чего-либо? Ведь многие современные теории сознания исходят из того, что всегда требуется объект: например, осознанность ноутбука, неба, дыхания. Феномен безобъектной осознанности заставляет философов пересматривать базовые представления о природе сознания.
Группа исследователей провела целую серию исследований. Сначала они опросили 573 человека по поводу необычных переживаний во сне, пытались выяснить, знают ли люди о по-настоящему минималистичных состояниях — вроде ощущений после исчезновения сна или моментального осознания того, что ты крепко спишь.
Затем провели 18 углублённых интервью с теми, кто заявлял о таких опытах — подробно, с использованием подхода микро-феноменологических интервью. Людей «выводили» на воспоминания о малейших нюансах их состояний.
Результат: спектр явлений, которые авторы назвали «безобъектными переживаниями сна». В этих состояниях, по их словам, отсутствует не только содержимое, но и сам объект озознанности — лишь чувство ясности во сне.
Некоторые описания дословно совпали с восточными трактовками: пропадание «я», полная отрешённость. Кто-то сравнил такие ощущения с эго-растворением после психоделических препаратов вроде ДМТ (диметилтриптамин) или глубокой медитации.
Были и отчёты о смутном самоощущении себя во «вне» или о восприятии «ничего», пустоты. Иногда проскакивали призрачные следы простых форм сновидений — якобы ты находишься в мире, но этот мир обрывается.
Хотя похожие феномены веками связывали исключительно с медитациями, исследование показало: их переживают и те, кто никогда не занимался практиками. Статистика не выявила связи между регулярной медитацией и такими безобъектными снами.
Установилась лишь корреляция с люцидными снами (осознанными снами, где человек понимает, что он спит). Но даже умение видеть такие сны не гарантировало наличия «чистых» безобъектных опытов — это весьма редкое явление.
Редкость и труднодоступность опыта осложняют его научное изучение. Команда апробировала методику: сочетали медитации, визуализацию, техники люцидных сновидений. Четыре добровольца учились оставаться осознанными при засыпании и подавать сигнал — движение глазами. Электроэнцефалограмма подтвердила: часть этих опытов возникала во время фазы медленного сна (не-REM), когда сны редки. Наука считала, что в этот период сознательные состояния невозможны.
В научных кругах продолжается спор о том, что лежит в основе сознания. Популярна теория о том, что оно возникает при «трансляции» информации мозгом. Но до сих пор нет единого мнения, какая именно информация нужна для этого.
Опыты «чистой осознанности» расширяют понимание, что значит быть сознающим во сне. До недавнего времени наука изучала в основном сны, а не минимальные формы осознанности.
Теперь эти данные помогают уточнить теории сознания. Они намекают: возможно, существует форма сознания вообще без содержания. Такая область позволит объяснить и изменённые состояния — глубокую медитацию, сенсорную депривацию, даже эпизоды «пустой» головы, когда мысли растворяются.
То, что люди могут осознавать «ничто» во сне, может рассказать о нашем разуме куда больше, чем любые яркие сновидения.
В курсе, что современная наука вот уже столетие гоняется за призраком: "Что есть сознание?" Нам давно рассказывали, что в сознании всегда есть объект — идея, звук холодильника или вдруг навалившаяся тоска по зарплате... Но тут пришли тибетские ламы и индийские гуру, осмотрели всё кармическим взглядом и сказали: "Нет, господа, бывает и просто состояние бытия — никого и ничего." Дальше — хуже.
Исследователи, вооружившись анкетами, опросили шесть сотен людей: кто, мол, когда ловил себя в моменте — я осознаю, но не думаю ни о чём. Несколько смельчаков не только подтвердили, но и пошли на микроинтервью (да-да, такой термин есть). Их мучили воспоминаниями, чтобы вытащить суть: не накурились ли, не наелись ли селёдки на ночь? Оказалось — нет, всё честно, без йоги и без DMT.
Кульминация — эксперименты с датчиками ЭЭГ. Люди спят, подают глазами условный сигнал, что осознали момент "пустоты". Фаза сна, где, кажется, даже комар не летает под коркой мозга. А вот мозг — бодрствует. И вопросы академиков: разве можно быть осознанным просто так? Похоже, можно.
Тут подкрадывается паранойя: если наш мозг иногда живёт без содержимого и "сознание" гуляет по пустышке — зачем нам вообще сон? Или — чем это отличается от медитации перед налоговой? А если серьёзно, такие исследования всерьёз ковыряют дыры в теории разума — ещё немного, и по ночам не только совы будут не то, чем кажутся.