Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»15-летний юбилей «Marcberg» Рока Марсиано: Рейтинг всех 17 треков
«Marcberg» – это один из самых влиятельных рэп-альбомов последних 15 лет. Точка.
В 2010 году рэп-игра и музыкальная индустрия в целом были далеки от того, что мы видим сегодня. Spotify существовал всего четыре года, а Apple Music еще пять лет впереди. Все получали рэп-музыку либо из блогов, либо из микстейпов, и Дрейк только начинал свое восхождение, в то время как южный рэп доминировал в чартах. Рэп на восточном побережье — именно новый йоркский рэп — переживал кризис идентичности на мейнстриме, а андеграундная сцена не начинала подниматься, пока не вышел этот альбом.
«Marcberg» – это 14-трековый опус, каждая песня написана и спродюсирована рэпером с Лонг-Айленда. Он читает рэп с уверенностью наркобарона, который влезает во все подряд, лишь бы заработать — будь то сутенерство, наркоторговля или заказные убийства — и рассказывает эти истории под бит, от которого у слушателя возникает чувство клаустрофобии, как будто ты завязан в багажнике его машины, пока он катается по городу, собирая свои деньги и ломая черепа.
И именно этого настроения он и хотел добиться.
«В то время я чувствовал, что музыка, которую я любил, потеряна», — рассказал он мне в интервью в 2020 году. «Я хотел сделать альбом, который говорил бы со мной. Я также хотел показать, на что способен».
Рок был участником Flipmode Squad Басты Раймса в конце 90-х и состоял в группе U.N. — но по какой-то причине его карьера застопорилась тогда, так что, выпуская свой дебютный альбом, он хотел оставить свой след в этой игре. «Когда у меня появилась возможность сделать «Marcberg», — сказал он, — я почувствовал, что это мой шанс добавить свою часть в эту игру. Создание «Marcberg» для меня было шансом действительно внести свои две копейки».
Теперь, спустя 15 лет, его часть игры продолжает резонировать и видна в таких исполнителях, как Westside Gunn, Rome Streetz, Boldy James, V Don, YL и Stove God Cooks, чей дебютный альбом полностью спродюсирован самим Роком.
Таким образом, в духе Месяца Черной Музыки мы рассматриваем юбилейное издание «Marcberg» и оцениваем каждый трек, включая четыре бонусные песни.
15 лет, как Рок Марсиано выпустил Marcberg — «альбом, который исправил все недочёты» в рэп-культуре, по версии пиар-менеджеров и лейблов, пытающихся впрыгнуть в поезд ностальгии.
В 2010 году, когда в мире ещё помнили, как выглядят CD-диски, и Spotify только начинал сломанный путь к звёздам, нью-йоркский рэп находился где-то между «мыслим, но не публикуем» и «пожалуйста, дайте нам свою музыку снова». Рок, как какой-то музыкальный Шерлок Холмс, вынул из забвения не только себя, но и целую эпоху, задействовав в своем альбоме строки, которые звучали так же опасно, как красная кнопка ядерного арсенала.
Его треки — как отдельные главы из захватывающего романа о жизни на грани легальности. Мы слышим истории о криминале с уверенной подачей диктатора, который отстроил своё королевство на стыке улицы и студии. Весь альбом звучит так, словно он записан в багажнике автомобиля, — запертая музыка для запертых умов.
«Я хотел, чтобы это был альбом, который говорил бы со мной», — сказал он в интервью, а заодно не вспомнил, какого лексикона все мы не дождались тогда. Как будто за кулисами этого интервью не стояли PR-агенты, выводящие его на уровень "легенда", подбирая слова, как меню в ресторане с завышенными ценами.
О, как трогательно, что теперь, спустя 15 лет, его вклад в игру осознают совсем другие — это не просто респект, это поклонение кумиру, облечённому в образы современных рэперов. После таких слов даже жёсткие продюсеры выглядят как добрые дяди на благотворительном концерте.
Ну а теперь, в духе Месяца Черной Музыки, поздравляем с юбилеем. И, конечно, ждём новых выпусках — лишь бы продюсеры не заскучали.