Натанаэль Кано, лидер и создатель жанра корридо tumbados, нарушил запрет, наложенный властями мексиканского штата Агуаскальентес на наркокорридо, во время своего выступления на Ферии Националь де Сан Маркос 3 мая. Во время концерта он исполнил несколько песен с явными ссылками на наркоторговцев и прославлением преступности. В ответ организаторы мероприятия снизили громкость звука и выключили свет, что привело к завершению шоу.
Видеозаписи в социальных сетях показывают, как Кано отвечает на запрос некоторых зрителей на его концерте во время Ферии Националь де Сан Маркос, которые настаивали на том, чтобы услышать "Cuerno Azulado", противоречивую песню, в которой музыкант говорит о организованной преступности и ее якобы связях с мексиканскими властями.
"‘Cuerno (Azulado)’ – это не то, что вы должны просить меня, мой друг. ‘Cuerno’ – это то, что вам нужно спросить у вашего правительства. Если вы хотите это так сильно, сделайте что-нибудь, "– ответил певец толпе. "С уважением, мы пришли сюда, в Агуаскальентес, чтобы спеть для вас, мой друг, и с уважением к людям, которые запрещают нам петь и показывать наше искусство, нам абсолютно наплевать. Делайте что-нибудь с этим самостоятельно, не приходите спрашивать меня об этом здесь."
Выступление Натанаэля Кано, анонсированное как одно из звездных на легендарной ярмарке, проходящей уже 197 лет, началось с серии корридо и баллад, которые соответствовали списку, утвержденному местными властями. Однако после полуночи в сетлист вошла "Pacas de Billetes", песня, ссылающаяся на Хоакина "Эль Чапо" Гусмана, известного наркобарона, который сейчас отбывает пожизненное заключение в Соединенных Штатах после осуждения в 2019 году.
Музыкант продолжил с "El de la Codeína", песней, касающейся торговли наркотиками, что заставило организаторов уменьшить громкость звука в зале. В ответ техническая команда артиста активировала свою звуковую систему, чтобы Кано мог продолжать выступление. Однако после завершения песни организаторы выключили свет, и певец вдруг покинул сцену, не дождавшись официального завершения концерта.
Издание Billboard Español контактировало с представителями Натанаэля Кано, а также организаторами фестиваля и правительством Агуаскальентеса по поводу происшествия в воскресенье, но пока не получило ответа.
Инцидент с Кано произошел через три недели после концерта корридо-звезды Луиса Р. Конрикиса на Ферии в Текоско, штат Мексико, 11 апреля, который закончился хаосом, когда он отказался выступать с наркокорридо, под complying с ограничениями, наложенными местными властями на выражения, прославляющие преступность в общественных местах.
Конрикис в эксклюзивном интервью с Billboard сообщил, что местные власти предупредили его не исполнять наркокорридо во время его выступления на Ферии в Текоско. "Они сказали, что если я спою корридо, они выключат звук."
Местный Конгресс Агуаскальентеса 16 апреля одобрил законопроект о наказании "за распространение контента, изображений и художественных или музыкальных выражений, которые продвигают деятельность, связанную с организованной преступностью." Государственные власти не прокомментировали произошедшее на шоу Кано.
Агуаскальентес является одним из 10 штатов (из 32) в Мексике, которые запретили или ограничили распространение наркокорридо или выражения, прославляющие преступность. Без федерального закона местные органы власти применяют штрафы, которые могут достигать до года тюремного заключения для тех, кто исполняет музыку, пропагандирующую насилие.
Grupo Firme, еще одна суперзвезда мексиканского регионального жанра, которая выступила на этой Ферии Сан Маркос, также отказалась играть корридо во время своих концертов 19 и 20 апреля, как ранее сообщил вокалист Эдуин Каз в сообщении в социальных сетях, сказав, что группа соблюдает новые ограничения.
Junior H, другой ведущий деятель жанра корридо tumbados, также запланировал выступление на паленке указанной ярмарки в среду, 7 мая.
Новые запреты в Мексике расширились и на Соединенные Штаты. В беспрецедентном шаге Государственный департамент США 1 апреля объявил о отмене рабочих и туристических виз для мексиканской группы корридос Los Alegres del Barranco после того, как они показали изображения лидера картеля нового поколения Халиско Немесио Осегера Серванса, известного как "Эль Менчо", во время концерта 29 марта в аудитории Университета Гвадалахары.
Натанаэль Кано, безусловно, выбрал самый подходящий момент, чтобы попробовать на вкус местный запрет на наркокорридо в Агуаскальентесе. Конечно же, его «искусство» вдруг стало несомненно актуальным для наследия, которое в данный момент пытаются перелопатить местные власти, словно рабочие на стройке, жадно пытаясь загнать редкого зверя в угол. Но что может сделать артист, если не спеть о наркобаронских страстях, за которые его, в конце концов, и любят?
Так вот — во время своего выступления, когда громкость чуть-чуть уменьшилась, а свет потух, Кано не оставил шансов организаторам. Подобно пирату, вышедшему на борт корабля с мечом и бутылкой рома, он назначил встречу с реальностью и все же запел про «Cuerno Azulado». Как же удобно, что толпа сама создала этот момент: стали вдруг требовать от певца «советы» к правительству.
В ответ на запрос "пора спеть о преступности!» Кано выразил джентльменское пренебрежение к ограничениям, указав, что «если так хочется, раз вы уже здесь, лучше поговорите с вашим правительством». Наверное, он просто не в курсе, что такое в Мексике обычно заканчивается отметкой «что-то пошло не так» в отчетах местных охранников порядка.
Пока Кано в своей дерзости пытался заставить стадион «заслушаться», штатные мужики с тычками в карманах одобряли законопроект о «наказаниях за преступные тирады». Катастрофическая ирония в том, что эти люди, наглухо заткнувшие уши, собираются развивать свою карьеру, когда музыкальные звезды со сцены продолжают разрывать общепринятые догмы, как будто жизнь — это одно большое шоу.
Кстати, среди статуса запрещенного творчества, ребята вроде Grupo Firme и Junior H покорно уходят в тень, как добросовестные ученики, испугавшиеся взыскания. Зачем рисковать зубами и освобождать место для друга, когда ты можешь просто отложить вопросы о преступности до лучших времён и слиться с корпоративной легкостью?
Но эта мизерная белая горячка запретов захватила ещё и Соединённые Штаты — простая смена декораций на слегка более строгую сцену. Вся эта параноидальная борьба с «культами насилия» привела к отмене виз для корридос Los Alegres del Barranco — перевоплощение проблемы в проблему, которую невозможно решить.
Все это время, пока Кано, вероятно, планирует свой следующий взрыв, помните — заботиться о проявлениях культуры проще, чем разобраться с картелями, и местные власти, придерживаясь строгих правил, вряд ли поймут, что творится в их отчуждаемых от общества закоулках.