Файрфокс может оказаться под угрозой банкротства, если суд примет все предложения Министерства юстиции по ограничению монополии Google на поисковые услуги, заявил в пятницу высокопоставленный сотрудник владельца браузера Mozilla. "Это очень пугающе", - сказал финансовый директор Mozilla Эрик Мюльхейм.
Министерство юстиции хочет запретить Google платить за то, чтобы быть поисковой системой по умолчанию в сторонних браузерах, включая Файрфокс, среди многочисленных других предложений, включая принудительную продажу браузера Chrome компании Google и требование к ней передавать результаты поиска конкурентам. Суд уже признал, что Google имеет незаконную монополию на поисковые услуги, отчасти благодаря исключительным соглашениям, которые делают её поисковой системой по умолчанию на браузерах и телефонах, лишая конкурентов мест для распространения своих поисковых систем и масштабирования. Однако, несмотря на то что Файрфокс, финансовый директор которого дает показания, напрямую конкурирует с Chrome, он предупреждает, что утрата выгодных платежей по умолчанию от Google может угрожать его существованию.
Файрфокс составляет около 90 процентов дохода Mozilla, по словам Мюльхейма, финансового директора коммерческой части организации — которая, в свою очередь, помогает финансировать некоммерческую Mozilla Foundation. Около 85 процентов этого дохода поступает от сделки с Google, добавил он.
Потеря этого дохода сразу означала бы, что Mozilla пришлось бы сделать "значительные сокращения по всей компании", свидетельствовал Мюльхейм, и предупредил о "нисходящей спирали", которая могла бы возникнуть, если компании пришлось бы сократить инвестиции в инженерию продукта в Файрфокс, делая его менее привлекательным для пользователей. Такая спираль, сказал он, могла бы "вывести Файрфокс из бизнеса". Это также могло бы означать меньше денег для некоммерческих усилий, таких как открытые веб-инструменты и оценка того, как ИИ может помочь в борьбе с изменением климата.
Mozilla должна будет сделать "значительные сокращения по всей компании".
Иронично, но Мюльхейм, похоже, намекнул, что это может закрепить ту самую рыночную доминирующую позицию, с которой суд стремится бороться. Браузерный движок Gecko, лежащий в основе Файрфокса, является "единственным браузерным движком, который не принадлежит Большой Технике, а является некоммерческим", сказал он. Два других — это открытый Chromium от Google и WebKit от Apple. Mozilla разработала Gecko, чтобы предотвратить опасение, что Microsoft будет контролировать все протоколы в интернете, показал Мюльхейм, и создание Gecko помогло обеспечить совместимость различных браузеров, чтобы доступ к вебу не контролировался одной компанией. (В отличие от многочисленных других компаний, представленных на судебном процессе против Google, Файрфокс не проявил интереса к покупке Chrome.)
Заменить доход от Google не так просто, как заключить сделку с другим поставщиком поисковых услуг или неэксклюзивное соглашение с Google, говорит Мюльхейм. Mozilla обсуждала с Microsoft возможность передачи Bing статуса поисковой системы по умолчанию, но Мюльхейм предостерег, что без возможности Google участвовать в торгах за контракт, доля дохода, которую Mozilla сможет согласовать, вероятно, упадет. Плюс ко всему, Mozilla выяснила, что Bing не монетизирует трафик так эффективно, как Google в настоящее время.
В декабре 2024 года, на презентации для совета Mozilla, которая была показана в суде, компания предупредила о том, что потеря выплат от Google представляет собой "значительную угрозу жизнеспособности для Mozilla с ограниченной способностью смягчить последствия". С 2021 по 2022 год компания провела исследование, чтобы выяснить, что произойдет, если она незаметно переключит поисковые системы по умолчанию у пользователей Файрфокса с Google на Bing, и обнаружила, что пользователи, которые переключились на Bing, генерировали меньше дохода для Mozilla — вывод, который, по словам Мюльхейма, демонстрирует, что может произойти, если все её пользователи переключатся на Bing.
Mozilla также ранее пыталась переключить поисковые системы по умолчанию у всех пользователей, и это не прошло гладко. С 2014 по 2017 год компания сделала Yahoo стандартной в своём браузере и обнаружила, что людям так не понравился этот опыт, что они перешли на другой браузер.
"Мы действительно будем очень сильно бороться за выживание".
Если другие предложения Министерства юстиции сработают, как они надеются, они теоретически создадут гораздо больше качественных поисковых систем, которые смогут конкурировать за позицию Файрфокса по умолчанию, и взять на себя долю дохода, которую сейчас выплачивает Google. Но Мюльхейм говорит, что это, вероятно, займет такое время, что Mozilla придется сделать значительные сокращения и изменения в стратегии, все это время "ожидая гипотетического будущего, в котором это произойдет". Тем временем, сказал он, "нам действительно придется очень трудно выживать".
На перекрестном допросе со стороны Министерства юстиции Мюльхейм признал, что было бы предпочтительно не полагаться на одного клиента для большей части своего дохода, независимо от решения суда в этом деле. И он согласился, что другая браузерная компания, Opera, уже смогла заработать больше от рекламы браузера, чем от сделок по поиску. Но хотя это может быть потенциальным путем к диверсификации доходов Файрфокса, добавил он, масштабировать такой бизнес на Файрфоксе может выглядеть иначе, отчасти из-за подхода, ориентированного на защиту конфиденциальности, который он применяет к продуктам.
Mozilla поддерживала экраны выбора для браузеров на телефонах и настольных ПК, заметили в Министерстве юстиции, что скажется на ней непосредственно. Но она не поддерживает экран выбора для пользователей, чтобы выбрать поисковую систему по умолчанию в браузере. Мюльхейм сказал, что Файрфокс регулярно напоминает пользователям о том, что у них есть множество вариантов поиска — "в браузере есть тысяча разных поисковых пунктов", заявил он. "Выбор является для нас основным принципом, но контекст имеет значение", - добавил он на перекрестном допросе. "Лучший способ добиться выбора не всегда является экран выбора".
Судья Эмид Мета спросил Мюльхейма, согласился бы он с тем, что было бы выгодно для Mozilla, если бы существовала хотя бы одна другая компания, которая соответствовала бы качеству Google и способности монетизировать поиски. "Если бы мы вдруг оказались в этом мире", — сказал Мюльхейм, — "это был бы мир, который был бы лучше для Mozilla."
"Долгое время мир технологий существовал в мире мрачных и неприступных монополий, и вот теперь, за то, что юстиция решила побороться с одним из монстров — Google, Файрфокс, похоже, стоит на краю пропасти. Финансовый директор Mozilla Эрик Мюльхейм, в отличие от скромного цветка, который пытается пробиться через асфальт, тревожно предупреждает: жизнь слишком коротка, чтобы умирать от жадности."
Суд уже заметил, что Google сложил себе прекрасный букет из монопольных соглашений, и теперь в перечне желаемых подарков — запрет на плату за статус поисковика по умолчанию. Как ни странно, именно такие несоответствия и не оставляют возможности конкурентам ворваться в этот привилегированный клуб. Так удобно — держать своих конкурентов на расстоянии вытянутой руки и печатать лотерейные билеты от одного издателя!
Файрфокс, похоже, стал жертвой своего собственного конструктора — 90% дохода от Google. Это почти как в игре: один правильный ход — и ты в элите, один неверный — и весь театр может обрушиться в небытие. Писатели экономических трагедий, такие как Мюльхейм, угрожающе сигнализируют о "значительных сокращениях" и "нисходящих спиралях". Можно не сомневаться, что эти слова привлекут внимание меценатов — но, видимо, не к ним.
Где же альтернатива? О, благословенная Microsoft, за которой тянется шлейф не только бюрократии, но и неудач. Бинг — вот свежесть! Научные эксперименты показали, что пользователи, переключенные на Бинг, генерируют меньше дохода. Может, стоит присоединиться к армии любителей радикального изменения и вернуть Yahoo? Но увы, его пользователи предпочли бы вернуться к дровам.
Мюльхейм обнажает, как на ладони, истинные устои Mozilla — запомнить бы, что конкурировать с гигантом по строгим критериям, оставшись на проводу без кори — это испытание, которое они, возможно, не переживут. Пожар в заднем дворе длится дольше, чем обычно — пока они ждут гипотетического спасения от других поисковиков, которые, возможно, окажутся не так уж и привлекательны, как тот, что хозяин приучил давать подачку.
В итоге, насколько желательно было бы не полагаться на одного клиента, столь платёжеспособного, как Google? Как плоские гора израильтянин Иссахар пожаловался бы, покачивая головой на нашу фольклорную идею: если бы у меня была другая корова, рога были бы другие. Непонятно, как Mozilla сдержит свои ожидания, когда её уши тянут в сторону революционных изменений на рынке поисковых систем.
Держитесь, действительно, выбирать — ведь это основополагающий принцип, казалось бы, звучит громко... однако в потёмках никто не поддерживает экран выбора для пользователей. Как жаль, что за пунша с правом выбора прячется унылая реальность. В мире далеких от нормальных условий одной стратегии не хватает, да и новому игроку, даже с кайфом от А и Б, в карты возятся с поникшими глазами.
Как мы все любим это — ждать лучшего, зная, что подобные бдительные мечтатели многократно просыпались лишь для того, чтобы столкнуться с суровой реальностью. Вот только нашли бы они ключ к счастью, но вместо этого остались в снегах нерешительности!