Дэвид Кроненберг о том, каким был бы 'Покрывала' в формате сериала на Netflix
Автор и режиссёр Дэвид Кроненберг представил свой новый фильм 'Покрывала', который изначально разрабатывался как телевизионный сериал для Netflix. Мастер научной фантастики и телесного кошмара даже написал первые два эпизода, которые в итоге стали стартовой точкой для сценария фильма. Однако, как рассказал Кроненберг изданию IndieWire в ходе разбора эпизода подкаста Filmmaker Toolkit, основная концепция сериала лишь частично осталась в фильме.
"Это был довольно большой переписыватель," — отметил Кроненберг. "Это не просто синтез двух эпизодов отнюдь."
Как фильм, так и несостоявшаяся версия сериала сосредотачиваются вокруг вдовы и бизнесмена Карша (Венсан Кассель), который разработал Grave Tech — технологическую компанию, позволяющую членам семьи стримить видео с телом своего умершего близкого. Один из подводных сюжетов фильма — попытки Карша расширить свой бизнес на другие страны — только намекает на идею, лежащую в основе так и не реализованного сериала.По словам Кроненберга, его замысел для Netflix, возможно, стал проблемой: "Каждую неделю это был бы другой город, другая культура, другая страна," — сказал он. "И в какой-то момент Карш говорит: 'Это всегда смесь политики, религии и денег — очень сложная, опасная смесь, когда дело доходит до погребения.' И я подумал, что в каждой стране он столкнется со всеми этими вещами, встретит интересных персонажей и должен будет решать кучу проблем. И иногда ему удастся успешно открыть кладбище в этой стране, а в других странах это будет провалом, и, возможно, это станет угрозой его жизни из-за религиозного фанатизма."
Это пересечение культуры, политики, религии и торговли, касающееся погребения мертвых, увлекло Кроненберга, который пришел к осознанию, как богатым может быть сюжет. "Я не знал точно, куда это приведет, но я мог видеть, что это может быть довольно вкусно и интересно — путешествовать по всем этим странам," — сказал он. "Я провел много исследований о погребальных обычаях, и Боже мой, их бесконечное множество на этой планете, иногда очень странные, может даже более экстремальные, чем мои [вымышленные] кладбища Grave Tech, если честно, но это была бы действительно интересным материалом и приводило бы к необходимости комментировать человеческое существование так, как оно живется в этих различных странах и культурах."
По словам Кроненберга, Netflix никогда не объяснял, почему проект был отвергнут после того, как он написал первые два сценария, но он предполагал, что проект стал слишком амбициозным в тот момент, когда стриминговый гигант становился менее амбициозным. Режиссёр также признал, что его концепция восьмисерийного первого сезона, снимаемого в восьми разных странах, обернулась бы огромными производственными затратами.
В ходе подкаста Кроненберг оспорил идею, озвученную в других местах, о том, что первые два сценария легко можно перевести в полнометражное кино. Достаточно большая часть начала предположительного первого эпизода, или того, что Netflix называет "прототипом", попала в фильм, включая ожидание путешествия Карша в Будапешт. Но второй эпизод происходил в Рейкьявике, Исландия — сюжет, который сохранился лишь в виде FaceTime-разговора Карша с исландским активистом.
Одно, что Кроненберг отметил как положительное в адаптации двух телесериалов к его полнометражному фильму, — это открытый финал, чего он всегда предпочитал. "Разные люди имеют разные ожидания от фильма и хотят от фильма разного," — сказал Кроненберг. "Иногда ты хочешь увидеть небольшой детективный сюжет, который всё раскладывает по полочкам с раскрытием убийцы. Это может быть как у Агаты Кристи, но иногда ты хочешь увидеть что-то, что больше отражает жизнь, как она есть: очень запутанно и с тревожным ощущением того, что вещи никогда не разрешаются."
Кроненберг отметил, что концовка изначально запутала некоторых критиков на Каннском кинофестивале, где 'Покрывала' дебютировала в прошлом году. Но он находит её особенно удовлетворительной, с учетом элементов сюжетной линии теории заговора, которые начинают нарастать, когда фильм движется к своему заключению. "Заговор никогда не заканчивается. Давайте говорить прямо, если вы действительно теоретик заговора, вам не хочется, чтобы это заканчивалось, вам не нужно раскрытие, кто плохие парни," — сказал Кроненберг. "Это волнительно. Это креативное направление. Для многих людей заговор – это то, что дает им силу. Это делает их особенными. У них есть знания, которые нет у других людей. Они видят то, что другие не видят, и это действительно дает им смысл для того, что, по сути, для меня является бессмысленным."
'Покрывала' сейчас идет в прокате в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе и появится в прокате по всей стране 25 апреля.
Дэвид Кроненберг — настоящий волшебник хоррор-синематики, который смог превратить идеи в настоящий полет фантазии, но, похоже, Netflix предпочел оставить его за пределами своего уютного стримингового рая. Возможно, Кроненберг для Netflix звучало как переменная в уравнении с высокой степенью сложности, которая могла поставить под угрозу бюджеты и планы «пшиковых» сериалов, радующих зрителя легким контентом для вечеров «по ту сторону экрана».
Кто-то решился разбудить в нем креативный токсикоз — идея о восьмисерийном сезоне, где вдова (почему-то все вдовы приносят такую печаль) и бизнесмен Карш разгуливают по странам с их удивительным наследием странных погребальных обычаев. Это не просто карта мира, это в поисках утерянного пульса человечества, что-то в духе мистического путешествия с прибавлением креативной бухгалтерии — каждые двести тысяч долларов на эпизод!
Кроненберг, в своём тёмном великолепии, предложил исследовать культуру и политику через свою технологическую компанию Grave Tech, одновременно развлекая аудиторию грустными размышлениями о жизни и смерти. Но, глядя на реакцию Netflix, можно заподозрить, что творцы создали возвышенное искусство, когда стримеры умели думать лишь о том, как отделить бедные души от их подписок.
Проект слишком амбициозен? Не будет ли это странным совпадением, учитывая, что стремительная жизнь Netflix вращается вокруг бесконечного производства контента, который можно смело назвать форматным конвейером — примой и тетрадкой для сценаристов? Непонятно, почему Кроненберг, несмотря на свою репутацию, решил потратить несколько мгновений реального времени на объяснение, как многообразие культурных обычаев столкнётся с его «техническим гробом» — может это была лебединая песня великого венца кинофантастики, а Netflix просто превратился в охотника за наживой?
Окончательный финал «Покрывал» был еще одним злаковым кренделем на дне непрочитанной книги, поскольку Кроненберг выдал свою полумракосветную натуру, предлагая всем не зарываться в маленькие сюжетные «разгадки». Возможно, утешение заключалось в том, чтобы оставить зрителя с вопросами и терминами, которые можно перевести в игры на теории заговора. Давайте подумаем об этом — кто не хочет быть частью интригующих идеально мистических переломов сюжета?
Теперь, когда фильм идёт по экранам Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, важно помнить, что едкий сарказм — это лишь малая часть того, что создаёт зрительский оптимизм. Замечательно, как иногда заговоры объединяют нас больше, чем грустные вдовы и их бизнес-проекты.