Более 35 режиссеров и деятелей кино, среди которых Роберт Грин, Джошуа Оппенгеймер, Сара Фридланд, Раду Жуде, Леван Акин и Мигель Гомес, подписали открытое письмо в адрес онлайн-кинотеатра Mubi. Авторы письма требуют, чтобы компания разорвала отношения с инвестором — венчурным фондом Sequoia Capital. Причина — недавние инвестиции Sequoia в израильские технологические компании, которые прямо связаны с военной отраслью.
Согласно письму движения Film Workers for Palestine, недовольство вспыхнуло после того, как стало известно, что Sequoia вложила в Mubi 100 миллионов долларов. Однако, начиная с февраля 2024 года, тот же фонд профинансировал Kela — стартап, создающий военные разработки на основе искусственного интеллекта и дронов, а также другие предприятия, связанные с военной техникой. На сайте самой Sequoia гордо говорится о сотрудничестве с израильскими специалистами ради «защиты западного мирового порядка».
Mubi, несмотря на успехи (платформа набрала обороты после Каннского кинофестиваля 2024 года, а её фильм "The Substance" выдвигался на "Оскар" сразу в пяти номинациях), оказалась в центре скандала. Кинокомпания приобрела ряд перспективных фильмов, среди которых «The History of Sound», «The Mastermind» и «Die My Love». Кроме того, ожидается премьера фильма Джима Джармуша на открытии Нью-Йоркского кинофестиваля, и всё это явно не тот пиар, на который рассчитывал Mubi.
В письме подчеркивается: венчурное финансирование от компаний, получающих прибыль от "геноцида в Газе", ставит под сомнение не только репутацию самой платформы, но и моральные стандарты работников киноиндустрии. Фильмейкеры убеждены: нельзя строить глобальное киновидение, сотрудничая с теми, кто, по их мнению, играет на стороне убийств палестинских артистов и разрушения культурного наследия.
Они требуют: Mubi должна проявить этическую позицию и перестать быть соучастником насилия против палестинцев, прекратив сотрудничество с Sequoia. Полный список подписантов впечатляет: от признанных мэтров вроде Аки Каурисмяки до документалистов, прозаиков и режиссеров из разных стран. Вниманию публики представлен полный перечень, подчёркивающий масштаб недовольства в сообществе.
Письмо с претензиями оказалось неожиданным для Mubi: платформа, которая играет на поле независимого кино и художественных экспериментов, вдруг сцепилась лбами с собственными поставщиками контента. Чем объясняется такой всплеск коллективного возмущения режиссеров? Всё до банальности просто: пришли огромные деньги и — внезапно — выяснилось, что эти деньги не из воздуха, а из военных подрядов, причём весьма спорных. Mubi, как и многие платформы, делает вид, что "деньги не пахнут". Но режиссёры буквально прокатывают в письме эмоции до апогея: невозможно говорить о свободе творчества и культурной миссии, если твой инвестор — гордый спонсор айтишников, вкладывающихся в алгоритмы для генералов и беспилотников.
Двойные стандарты — основной сюжет этого скандала: кино как будто бы вне политики, но стоит кому-то из индустрии почувствовать запах военных денег, весь "аполитизм" сразу куда-то исчезает. Sequoia с удовольствием светится на собственном сайте, подчеркивая, что их инвестиции — ради защиты всего западного мира. Их не парит, что в одной руке попкорн и "Оскар", а в другой — патенты на военные технологии.
Фильмейкеры выбрали театр письма: они хотят, чтобы Mubi публично покаялся и выбрал сторону. С другой стороны, данный протест — не только про кино и деньги. Это симптом нашей эры: любые "чистые" деньги слишком часто оказываются окрашены чем-то мрачнее художественного фильма. Чем закончится спектакль? Mubi пока делает вид, что репетирует роль "невиновного статиста". Но многие зрители перестают верить в постпродакшен такого размаха. Дальше будет только сложнее.