Группа Bob Vylan жёстко раскритиковала политиков и ведущие медиа Великобритании за резкую смену позиции по ситуации в секторе Газа, после того как коллектив обвинили во "враждебности" из-за выступления против Израиля на фестивале Гластонбери 2025. Тогда дуэт громко скандировал «Свободу Палестине» и «Смерть, смерть ЦАХАЛ» (ЦАХАЛ — Израильские силы обороны), подчеркнув, что не поддерживает насилие против евреев, арабов или любых других групп. Однако британская пресса и премьер-министр Кэйр Стармер назвали их слова ужасными, выставив группу практически врагами народа.
Спустя несколько недель сам премьер-министр делает резкое заявление: страдания и голод в Газе недопустимы и не поддаются оправданию. Это высказывание восприняли как смену курса — ранее Стармер отказывался критиковать действия Израиля. Давление на премьера нарастает: часть кабинета и многие депутаты требуют принять меры на фоне шокирующих данных ВОЗ — 63 человека из 74 погибших от недоедания в Газе умерли только в июле 2025 года. Среди них 25 детей. ВОЗ заявила, что голод был полностью предотвратим, а израильская блокировка гуманитарной помощи сыграла ключевую роль.
Даже лояльная правым пресса будто бы прозрела, вывесив фотографии умирающих детей с призывами остановить войну. Такую перемену фронтмен Bob Vylan Бобби Вилан воспринял с горечью: теперь СМИ и политики говорят о геноциде, а недавно заклеймили музыкантов за ту же позицию. Он призвал не забывать, кто и как молчал, пока можно было спасти жизни, и кому за это предъявлять.
Между тем, официальные представители Израиля всё отрицают — утверждают, что в Газе нет голода, а обвинения в препятствовании помощи и в геноциде не имеют оснований. Израиль ведёт масштабную военную операцию с октября 2023 года, после атаки ХАМАС на фестивале Supernova, где погибло 1195 человек. За это время погибло более 59 тысяч палестинцев, по данным местного министерства здравоохранения.
После выступления на Гластонбери Bob Vylan исключили из фестивалей, им запретили выступление на Radar и даже полиция расследует, были ли их действия противоправными. В поддержку выступили артисты Massive Attack и Wolf Alice, отметив, что травля группы — это лишь отвлекающий манёвр от катастрофы в Газе. К музыкантам присоединился Чак Ди из Public Enemy, пояснив: речь идёт вовсе не о ненависти к народу, а о требовании прекратить господство и насилие. Музыканты — не военные, у них в руках лишь гитары и микрофоны.
Однако Дэймон Албарн из Blur высмеял выступление Bob Vylan как провал, на что группа ответила саркастически, напомнив о тысячах жертв среди палестинцев: «Геноцид транслируется в прямом эфире, а Британия и США этому потакают». Канадские лоббисты теперь требуют отказать Bob Vylan во въезде в страну, а сотни людей добиваются исключения их из состава ещё одного крупного фестиваля Boardmasters в 2025-м году.
Bob Vylan — ещё один эстетический антагонист англосаксонской морали, уличённый в преступлении: в слишком быстром проговаривании мыслей, до которых британский истеблишмент решил дойти спустя пару недель.
Отмечаем ставшую привычной смену масок: Стармер молча сдерживает критику Израиля, пока его не жмёт международная общественность и статистика смертей. Газеты надрывают британскую душу фотографиями умирающих детей: вчера подобные кадры были поводом кричать «враги общества», сегодня — требование к власти. Такая темпераментная пластичность сообщений впечатлила бы античных демагогов. Утром ненавидим — вечером пишем петиции.
Группу Bob Vylan изгоняют из музыкальных фестивалей и травят, полиция ищет повод обвинить, а в это время влиятельные музыканты резко выступают в их защиту. Удивительно, но именно соцсети остались местом, где можно напрямую напомнить властям — эти же люди недавно одобряли то, что теперь называют преступлением века.
Израиль играет свою древнюю партию отрицания: всё спокойно, геноцида нет, помощи не мешаем. 60 тысяч погибших — их беда. Канадские и британские лоббисты синхронно клеймят не за военные преступления, а за гневный куплет на сцене.
Мораль? Пользы с этой медийной жвачки мало, но остроты в ней предостаточно. Пока публика меняет мнение по команде, страдают реальные люди. А истеблишмент то изгоняет артистов за слова, то подписывает гневные заявления. Как будто слова о сочувствии важнее, чем его исполнение.