Социальная тревога может уменьшать мотивацию к про-социальному поведению, выяснили исследователи.
Исследование, проведенное в Китае, показало, что у людей с выраженной социальной тревогой, как правило, меньше мотивации участвовать в про-социальном поведении, когда это требует усилий. Однако этот эффект наблюдался только в заданиях, где от социально тревожных людей ожидалось, что они получат что-то для другого человека. Напротив, когда цель заключалась в том, чтобы предотвратить убыток для кого-то другого, различий между участниками с высокой и низкой социальной тревогой не наблюдалось. Исследование было опубликовано в Международном журнале клинической и health психологии.
Социальная тревога характеризуется интенсивным страхом быть осужденным, смущенным или негативно оцененным в социальных ситуациях. Люди с социальной тревогой часто избегают социальных взаимодействий или переносят их с значительным стрессом. Ситуации, которые обычно вызывают социальную тревогу, включают публичные выступления, встречи с новыми людьми или выполнение задач под наблюдением.
Люди с социальной тревогой также могут испытывать физические симптомы, такие как потливость, дрожь, учащенное сердцебиение или тошнота. Это состояние может вмешиваться в повседневную жизнь, затрудняя формирование отношений, успех на работе или участие в социальных мероприятиях. Социальная тревога, как правило, развивается в подростковом возрасте и, если ее не лечить, может сохраняться и во взрослой жизни.
Автор исследования Е Ян и его коллеги стремились изучить про-социальное поведение людей с высокой социальной тревогой и сравнить его с поведением людей с низкой социальной тревогой. Предыдущие исследования предположили, что люди с высокой социальной тревогой менее склонны участвовать в про-социальном поведении. Например, они менее склонны стать добровольцами для задач, которые приносят пользу другим, и, как правило, менее щедры в экономических играх.
Эти тенденции, возможно, связаны со страхом негативной оценки, отвержения и смущения при взаимодействии с другими. Их повышенная самосознание и избегающее поведение затрудняют для них начало или участие в действиях помощи, даже когда они хотят это сделать. На этой основе авторы исследования предположили, что сильно тревожные люди будут менее склонны участвовать в про-социальном поведении в общественных места. Однако они предсказали, что между социально тревожными и не тревожными индивидами не будет значительной разницы, когда про-социальное поведение происходило в частных условиях.
Исследователи провели два эксперимента. В первом эксперименте 37 студентов с высокой социальной тревогой и 36 студентов с низкой социальной тревогой приняли участие. Их средний возраст составил около 20 лет. Каждый участник выполнил два блока из 80 испытаний, предназначенных для измерения про-социального поведения. Один блок проходил в частной обстановке (т. е. участник был один в комнате в наушниках), в то время как другой проводился в общественном месте, где находились два наблюдателя (один мужчина и одна женщина), и аудиосигналы предоставлялись через динамики вместо наушников.
В каждом блоке половина испытаний требовала от участников усилий для личной выгоды, в то время как другая половина требовала усилий для получения выгоды для другого человека (который был вымышленным, хотя участники не знали об этом). Задача, требующая усилий, заключалась в том, чтобы многократно нажимать клавишу «Q» на клавиатуре как можно быстрее в течение пяти секунд, чтобы получить увеличенные денежные награды, при этом количество нажатий клавиш определяло сумму вознаграждения. Участники могли либо принять установленный результат, который не требовал усилий, либо участвовать в задании с нажатием клавиш. Количество нажатий клавиш записывалось в качестве индикатора усилия. Во время этих задач участники носили устройство электроэнцефалографии (ЭЭГ).
Те же участники приняли участие во втором эксперименте по аналогичной процедуре. Однако вместо того, чтобы получать вознаграждения, задача была сосредоточена на предотвращении убытков. Если участники выбирали не прикладывать усилий, они понесли бы убыток в 90 центов как для себя, так и для другого человека, в зависимости от испытания. Если они выбирали прикладывать усилия — нажимая клавишу «Q» столько раз, сколько возможно в течение пяти секунд, убыток мог быть уменьшен до 10 центов, если они были успешны.
Первый эксперимент показал, что участники с высокой социальной тревогой более склонны прикладывать усилия для себя, чем для других. Напротив, участники с низкой социальной тревогой прикладывали усилия одинаково в обоих сценариях. Однако при прикладывании усилий участники с низкой тревогой были более успешными в обеспечении выгоды для себя, чем для других. В то время как участники с высокой социальной тревогой показали одинаковые результаты как в обеспечении выгоды для себя, так и для других.
Второй эксперимент показал, что все участники были более готовы прикладывать усилия, чтобы предотвратить свои убытки, чем предотвратить убытки для других. Однако, в отличие от первого эксперимента, между участниками с высокой и низкой социальной тревогой не было значительных различий в количестве усилий, которые они приложили, чтобы избежать потерь. Кроме того, публичный контекст против частного не оказал влияния на поведение в обоих экспериментах.
«Хотя социальная тревога уменьшает индивидуальное про-социальное поведение, оценочная тревога и чувствительные цели действий могут частично смягчить ее влияние. Эти выводы важны для разработки стратегий повышения психического здоровья и содействия более здоровым социальным взаимодействиям», — заключили авторы исследования.
Данное исследование освещает связи между социальной тревогой и про-социальным поведением. Однако важно отметить, что в исследовании речь шла о сравнительно небольших денежных выгодах и потерях, минимальных усилиях и вымышленных бенефициарах про-социального поведения. Если бы ставки были выше — например, требуя больших усилий или вовлекая реальных людей, знакомых участникам — результаты могли бы отличаться.
Статья «Социальная тревога подрывает про-социальное поведение, когда требуется усилие» была написана Е Ян, Янь Чжоу, Хуцюань Чжан, Хуи Ко, Цзя Чжао, Цзянли Тянь и Чен Го.