Почему лауреаты Нобеля начинают раньше: роль переездов и новых коллег

08.07.2025, 17:01:00КультураОбщество
Почему лауреаты Нобеля начинают раньше: роль переездов и новых коллег

Недавнее исследование, опубликованное в International Economic Review, утверждает: учёные, которые чаще меняют работу или делят время между разными учреждениями, начинают свои нобелевские исследования на пару лет раньше коллег, сидящих на месте, как броненосцы в музее. Речь идёт о лауреатах Нобелевской премии по химии, медицине и физике с 1901 по 2003 годы.

Что выяснили исследователи? Те, кто каждые два года менял место работы, начинали работы, приведшие к Нобелевке, в среднем на 2,6 года раньше. Перемещающиеся раз в три года — на 1,9 года, а "передислоцированные" раз в 5 лет — на целый год опережали "оседлых" коллег. Работающие одновременно в нескольких местах стартовали свои эпохальные исследования ещё на 2,6 года ранее средней планки. Средний путь от старта карьеры до начала нобелевского труда у таких учёных — 10,5 лет.

Исследование опирается не на даты присуждения премии — между открытием и награждением могут пройти долгие годы, — а на момент старта судьбоносных научных работ, что подтверждалось автобиографиями, публичными высказываниями и заключениями комитетов. "Новая локация" — это место, где учёный не работал минимум 5 лет, а "многочисленные локации" — одновременная работа в разных учреждениях на постоянной основе.

Любопытно, что содержимое коллектива и средний IQ коллег исследователи тоже оценивали: среди перемещавшихся быстрее стартовали те, кто был окружён не просто умниками, а потенциальными будущими лауреатами. Вообще "кочевники с дипломом" преобладали на этапе, непосредственно предшествующем началу нобелевских исследований: в этот период 21% лауреатов были в новой либо сразу в нескольких локациях. Как только работа стартовала, процент быстро снижался — словно миграция необходима для рывка, а потом можно и осесть.

Авторы подчеркивают известное: давно говорят, что мозги любят рядышком сидеть (академические кластеры и все дела). Их исследование намекает: не так уж и важно топтаться по знакомым коридорам. Рокировка площадок и столкновения разных школ ведут к более скорой искре идей.

Для университетов тут есть двойственный вывод: отпускать профессоров на "гастроли" полезно для науки, но рискуешь, что найдут место получше. Для любителей мыслить масштабно совет такой — ищите новые круги, свежих людей, неожиданные собеседования.

Впрочем, авторы честны: вся выборка — элита, массовый эффект никто не гарантирует. Тем не менее, эффект "кросс-полинации" идей кажется серьёзным. Сегодня один из авторов, Б. Вайнберг, пытается проследить маршруты новых идей с помощью анализа текстов, другой, Дж. Хэм, дорабатывает математические инструменты для анализа нестандартных научных карьер.

Итого: смена среды и столкновение голов — не только способ выбить табуретку у скуки, но и реальный шанс стартовать великие дела раньше конкурентов.


perec.ru

Авторы исследования включают узнаваемых экономистов из топовых мировых вузов. Имя института, откуда идёт привязка к первоисточнику, составив публикацию в престижном журнале, — не случайно: речь идёт исключительно о научной элите, не задевая "простых смертных" лаборантов.

Драматургия типична для бумажной академии: сначала повтор модели «толпимся вместе — получаем синергию», потом короткая попытка порассуждать, что не местом единственным всё определяется. Важнее не количество соседей по кафедре, а личное погружение в коллективное бессознательное, разбавленное свежей кисломолочкой идей из других регионов.

Смелая гипотеза звучит не как революция, а как констатация давно очевидного для бывалых научных туроператоров: сидишь всю жизнь на одном диване — получаешь ту же точку зрения на Вселенную. Куда интереснее: сама элитность выборки, и попытка передать выводы как ролевая модель.

Стёб читается во всём: мол, не удивляйтесь, дети — ключ к гениальности в редкостных исключениях, а унылая статистика для Нобелевских графиков, а не холоповских будней. Да, учёным полезно кататься по свету — иначе невеста не найдёт жениха.

В итоге текст — не столько про революционный способ пробежек между кампусами, сколько про то, что даже банальная истина бывает неплохо подана под соусом «вот у великих так». Для России читается с лекцией: не заколачивай себя на одном месте — вряд ли это про местную науку, но жизненный вывод прозрачен.

Поделиться