Советы родителям: как говорить с детьми о психическом заболевании вашего партнера
С середины 1990-х годов исследователи изучают Неблагоприятные детские переживания (НДП), определяемые как предотвратимые и потенциально травмирующие ситуации, происходящие до достижения 18 лет. Примеры таких переживаний включают в себя жестокость, пренебрежение, насилие в семье, а также злоупотребление наркотиками, психические заболевания и тюремное заключение родителей. Исследования показали значительные связи между количеством НДП в детстве и целым рядом физических и психических проблем во взрослом возрасте.
Большинство исследований использовали два основных метода: (a) ретроспективные опросы взрослых и (b) отчеты родителей о переживаниях своих подростков. Однако оба метода имеют свои недостатки. Например, смещение по времени может препятствовать способности взрослых помнить некоторые события из детства, а родители могут не знать о всех переживаниях своих детей.
Недавние важные исследования, возглавляемые доктором Элизабет Свидо в Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC), проанализировали данные более 20,000 школьников по всей территории США. Этот отчет стал первым национальным исследованием среди старшеклассников, в котором оценивалась пожизненная распространенность НДП; также анализировались связи между воздействием НДП и здоровьем подростков и рискованным поведением.
Хотя отчет содержит множество важных выводов, мы здесь сосредоточимся на важной, но часто упускаемой из виду проблеме — как психические проблемы родителей могут повлиять на их детей. Вопрос, заданный студентам в опросе, был таков: «Жили ли вы когда-либо с родителем или опекуном, который страдал от тяжелой депрессии, тревожности или другого психического заболевания, или был суицидален?» Пожизненная распространенность составила 36% для женщин и 22% для мужчин, с общим показателем 28%.
Таким образом, более 1 из 4 подростков сообщают, что их родитель или опекун страдает (или страдал) от серьезных психических проблем или является суицидальным… таким образом, эта цифра сопоставима с показателями злоупотребления наркотиками родителями, как было установлено как в этом, так и в других недавних исследованиях.
Исследования ясно документируют, что потомки родителей с психическими заболеваниями находятся в зоне повышенного риска для целого ряда физических и психических проблем. Уровень риска у молодежи зависит от множества факторов, некоторые из которых вне их контроля (например, генетика), но другие могут быть изменены (например, активность, здоровое питание, избежание наркотиков и поддержание социальных связей).
Однако эти молодые люди часто остаются незамеченными. Родители могут быть заняты поддержкой человека с заболеванием, а наша медицинская система не оценивает благополучие детей в рутине и не включает их в процесс лечения. Это часто оставляет родителей в одиночестве и неуверенности в том, как лучше поддержать своих детей.
Более того, родители часто имеют минимальные рекомендации о том, что сказать своим детям о психических проблемах. Ввиду сложности, окружающей психические заболевания, и других семейных забот, порой детям вообще ничего не говорят… что может привести к тому, что дети выдумывают неправильные и часто пугающие объяснения (например, будто это их вина, что их родитель болен).
Итак, как родителям понять, ЧТО сказать своим детям, КОГДА и КАК?
В данном материале мы предлагаем 7 рекомендаций, включая некоторые ресурсы для молодежи. Наблюдать, как ваши дети страдают от поведения вашего партнера, может быть очень болезненно, поэтому надеемся, что эти рекомендации помогут вашей семье.
Дети восприимчивы. Хотя они могут не полностью понимать, что они видят и чувствуют, они, как правило, чувствуют, когда кто-то в семье испытывает трудности. Поскольку дети боятся того, чего не понимают, а часто и винят себя, важно, чтобы они знали хотя бы часть того, что происходит (например, "Мама очень грустная сегодня, поэтому она много спит в своей комнате; я знаю, что ты разочарован тем, что она не может прийти на твои футбольные игры сегодня вечером… так же, как и она!"). Назвав и открыто обсудив ситуацию, вы также получаете возможность поговорить и почтить, как это влияет на ваших детей.
Поскольку такие разговоры могут быть неловкими и напряженными, вы можете обратиться за помощью к специалистам или другим источникам.
Когда вы признаете слона в комнате с психическим заболеванием, вы открываете дверь для детей, чтобы они делились своими чувствами и вопросами. Хотя у вас может быть план по некоторым вопросам для обсуждения в конкретном разговоре, ваш ребенок может поднять тему в самых неожиданных моментах — например, во время поездки в школу или перед сном. Важно поощрять постоянный диалог и помогать детям чувствовать себя в безопасности, чтобы они могли свободно делиться своими мыслями и чувствами. Дайте им знать, что хотите услышать, что у них на уме и в сердце. Вопросы детей и их реакции на психические заболевания со временем меняются, поэтому обсуждения и ответы должны меняться соответственно.
Как родитель, вы можете не знать ответов или что сказать, и это нормально! Вы можете проконсультироваться с профессионалом или членом семьи, чтобы размышлять над тем, как ответить. С другой стороны, некоторые вопросы просто не имеют простых ответов, и вы можете помочь своим детям научиться жить с неопределенностью.
В некоторых ситуациях более уместно говорить с детьми без присутствия вашего совместного родителя, например, в разговорах о насилии (или угрозах насилия), активном злоупотреблении психоактивными веществами, паранойе или других явных симптомах психоза, таких как иллюзии или бред. Объясняться может быть легче, и вашему ребенку может быть более комфортно, если ваш партнер с заболеванием не вовлечен в эти обсуждения.
Тем не менее, в большинстве случаев будет полезно, чтобы все, как это уместно, были вовлечены. Важно поощрять детей говорить и задавать родителям вопросы о психических заболеваниях, даже если это может быть сложно. Конечно, важно выбрать хорошее время, когда ваш партнер стабилен и открыт для разговора.
Существуют много хороших причин для надежды на управление психическими заболеваниями, и дети могут быть утешены позитивными посланиями.
Вы можете рассмотреть идеи, такие как:
Старшие дети и подростки могут задавать сложные вопросы о своем собственном риске развития психического заболевания, задаваясь вопросом: "Суждено ли мне оказаться таким же однажды?" Такие вопросы понятны и отражают настоящий страх среди детей, и родителям может быть трудно знать, как ответить на них.
Эта проблема выходит за рамки данной статьи, но более подробное исследование навигации по этим разговорам можно найти в главе 16 нашей книги для подростков "Мне не страшно одной" (2024). В общем, важно признать, что существует некий генетический компонент к психическим расстройствам, и что они могут быть подвержены риску. В то же время родители могут помочь детям сосредоточиться на том, что они могут контролировать, таких как физическая активность, диета, употребление алкоголя/наркотиков и социальные связи. Родители могут помочь своим детям научиться понимать и эффективно справляться с чувствами, распознавать ранние признаки более серьезных проблем и своевременно искать лечение.
Иногда дети в семьях с родителями, которые управляют психическими заболеваниями, становятся опекунами, беря на себя дополнительные обязанности. Они могут больше помогать по хозяйству, заботиться о младших братьях и сестрах, помогать родителям записываться на приемы к врачам или управлять медикаментами или пытаться "поднять настроение" своему огорченному родителю. Реальность такова, что иногда эти действия могут быть полезными, особенно в кризисные моменты, но лучше избегать того, чтобы дети всюду тянули эти дополнительные обязанности в повседневной жизни.
В то же время, детям часто хочется знать, как поддержать своего родителя; они могут хотеть быть поддерживающими, но не знать, как это сделать. Поэтому полезно обсудить с детьми, как они могут поддержать, но не брать на себя ответственность за психическое здоровье своих родителей. Например, вы можете сказать: хотя вы не можете исцелить своего родителя, есть способы, как помочь и поддержать его/ее. Вашей маме/папе нравится, когда вы (вставьте сюда мелочи, которые ваш ребенок может сделать, такие как обнимашки, уборка в комнате, отправка любви через сообщение).
В зависимости от возраста вашего ребенка и его уровня развития, скорее всего, он уже искал информацию о психических заболеваниях в интернете. Хотя есть много отличного контента в сети, к сожалению, также существует множество неверных сообщений. Поэтому полезно быть в курсе того, что ваши дети смотрят, и помочь им находить авторитетные источники, такие как Национальный альянс по психическим заболеваниям (NAMI), Американская психологическая ассоциация и Американская психиатрическая ассоциация.
Сейчас доступно множество книг, которые касаются проблем психического заболевания родителей, включая мемуары и художественную литературу для детей младшего возраста. Существуют также несколько научных книг, которые предлагают навыки и поддержку. Многие родители находят полезным читать книги до (или вместе с) своими детьми, чтобы получить представление и упростить диалог. Некоторые ресурсы, которые мы рекомендуем:
Мишель Д. Шерман, доктор философии, LP, ABPP, — сертифицированный клинический психолог из Миннесоты, которая всю свою карьеру посвятила поддержке семей взрослых с психическими заболеваниями или травмами. Она является членом Американской психологической ассоциации по вопросам психологии пар и семей и была названа Психологом года в 2022 году. Она является главным редактором журнала „Психология в паре и семье: Исследования и практическое применение“. Она проработала 17 лет в системе VA и была профессором в медицинских школах Университета Миннесоты и Университета Оклахомы. В своей личной жизни она пишет книги (вместе с матерью в качестве соавтором) для членов семей, которые любят кого-то, кто живет с психическим расстройством или PTSD.
Ну что ж, на повестке дня вопрос, который так и тянет на помойку: как говорить с детьми о психических заболеваниях вашего партнёра? Стратегия на уровне «скажи, просто скажи», в то время как всё это больше напоминает русскую рулетку с хэппи-эндом. Очевидно, это отличная возможность для «профессионалов» в этой области разбогатеть на эмоционально уставших родителях.
Словно кто-то взял и решил, что именно сейчас – самый подходящий момент для дискуссии о психических заболеваниях, а не когда ваш партнер в очередной раз завалился на диван, считая, что как раз «завтра» станет лучше. Ну и младшие уже давно оказались в тени этих тёмных облаков. Кто, как не родитель, должен взять на себя бремя объяснений? Особенно детям, которые, как показали исследования, обожают додумывать ужасные сценарии в своём воображении.
На самом деле, 36% девочек и 22% мальчиков – вот она, волшебная статистика, за которой стоят куча специалистов и отъявленные недотёпы. Один бы и рад помочь, только вот его пакетик с рекомендациями исчерпан. Никто не знает, как работать с детьми, а работа с родителями – это вообще медицинский эксперимент. Вот и получается, что мамам и папам требуется хоть какая-то тряпка с ответами, после чего они могут заплакать над мизерными знаниями о психическом здоровье. Кому они нужны, если информация в интернете всё равно лежит утоптанной?
А тут и появляются великовозрастные «гении», предложившие семь рекомендаций. Конечно, только семь, ведь более ста рекомендательных пунктов всем и не под силу. Ну да, в ходе этих 'советов' абсолютно не упоминается про вспомогательную группу поддержки для взрослых, которые сваливают на себя всю тяжесть роли «ходячего рецептника».
Как же так можно? Обсуждение с детьми может быть неловким, а может и откровением, если постараться придавать тексту «жирные» акценты. Дети, оказывается, чувствуют, когда «что-то не так», хотя не понимают, что именно. И это великая тайна, как известно лишь толпе исследователей за порцией грантов.
А ещё, если твой партнёр решит на время восстановить свои ментальные силы, ни в коем случае не оставляй его без надзора – просто потому, что кто-то должен попытаться быть подсудимым в этой пьесе с мрачным финалом. И в тот же момент, когда мимо будет проходить следующий «психогенератор», придумайте очередной ответ на вопрос "Почему мама плачет?" – только не забудьте упомянуть о том, что все такие вопросы детям не к лицу. В конце концов, кто же, как не вы, ответственный за желание узнать больше о своих родителях?
Пока родительская логика ищет свой путь в этом лабиринте, решение о том, как легализовать свои страхи перед детьми и при этом сохранить паритет в семье, – это вот, пожалуй, произведение искусства, требующее деликатности. Вполне возможно, что время, потраченное на обсуждение, выльется в новый шумный крик «помогите!».
Может, всё-таки стоит позвать специалиста? А лучше всех врачей мира собрать, чтобы выяснить, как осуществляется чёткое и ясное общение о психических заболеваниях. Кажется, что всё это – просто идеальная возможность для удивительных посланий о надежде, которые все так стремятся услышать.