Новое исследование связывает определённые типы нарциссизма с антииммигрантскими настроениями.
Люди с определёнными нарциссическими чертами могут с большей вероятностью иметь негативное отношение к иммигрантам, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Behavioral Sciences. В ходе исследования было установлено, что люди с высоким уровнем экстровертированного или антагонистического нарциссизма чаще поддерживают антииммигрантские взгляды, а эта связь объясняется их склонностью воспринимать мир как крайне конкурентное место и поддерживать авторитарные или доминирующие идеологии. Напротив, у людей с высоким уровнем невротического нарциссизма наблюдаются более слабые или даже отрицательные связи с антииммигрантскими взглядами.
Нарциссизм является личностной чертой, которая включает в себя повышенное чувство самоважности и сосредоточение на статусе, восхищении и превосходстве. Хотя нарциссизм часто обсуждается в широких терминах, исследователи всё чаще признают, что он включает несколько измерений. В текущем исследовании внимание сосредоточено на трёх типах: экстровертированном нарцизме, который характеризуется уверенностью и желанием быть в центре внимания; антагонистическом нарцизме, который включает враждебность и отсутствие эмпатии; и невротическом нарцизме, который отражает неуверенность и чувствительность к критике. Эти подтипы различаются в том, как люди взаимодействуют с другими и воспринимают социальные ситуации, включая межгрупповые взаимодействия.
«Нам было интересно понять, какую роль могут играть личностные черты — особенно нарциссические черты — в формировании мнений людей о членах других групп, таких как иммигранты», — сказал автор исследования Виргил Зайглер-Хилл, профессор психологии в Оклендском университете.
«Существует всё больше доказательств того, что нарциссизм может влиять на то, как люди воспринимают и обращаются с другими, особенно с теми, кого они считают чужими. Я был особенно любопытен, может ли эта связь быть объяснена тем, как нарциссические личности воспринимают социальный мир — видят ли они его как место постоянной конкуренции, где другие либо союзники, либо угрозы? И если да, то может ли этот соревновательный подход помочь объяснить, почему некоторые личности с нарциссическими чертами развивают негативные отношения к иммигрантам?"
Исследователи провели три отдельные исследования, чтобы выяснить, связаны ли эти разные аспекты нарциссизма с антииммигрантскими настроениями и можно ли объяснить эту связь более широкими социальными верованиями и идеологическими взглядами. В частности, они проверили, с большей вероятностью ли люди с высоким уровнем нарциссизма воспринимают социальный мир как конкурентную «джунгли» и поддерживают авторитаризм или социальное доминирование как способ организации общества. Эти верования, в свою очередь, должны были предсказать негативные отношения к иммигрантам.
В первом исследовании приняли участие 366 студентов бакалавриата из университета в США. Участники прошли ряд анкет, оценивающих нарциссические черты, их убеждения о социальном мире, идеологические установки и взгляды на иммигрантов. Используемые методы включали в себя валидированные инструменты, такие как Опросник нарциссизма на основе пяти факторов, шкалы оценки опасного и конкурентного мировоззрения, а также инструменты, измеряющие правоэкстремистский авторитаризм и социальное доминирование. Антииммигрантские отношения оценивались с использованием шкалы, в которой участников спрашивали, насколько они готовы поддерживать преследование иммигрантских групп по гипотетическим приказам правительства. Для обеспечения качества данных исследователи исключили участников, предоставивших невнимательные или непоследовательные ответы.
Второе исследование повторило этот дизайн в более разнообразной выборке из 904 взрослых людей из США, рекрутированных через онлайн-платформу. Третье исследование использовало аналогичный подход в выборке из 754 взрослых из Израиля. Этот кросс-культурный подход позволил исследователям проверить, сохранятся ли наблюдаемые в США паттерны также в другом национальном контексте.
Во всех трёх исследованиях проявилась последовательная картина. Антагонистический нарциссизм был сильно связан с антииммигрантскими убеждениями. Люди, имеющие высокий уровень этой черты, чаще воспринимали мир как конкурентное место, где необходимо бороться за ограниченные ресурсы и статус. Это мировоззрение связано с большей поддержкой идеологических взглядов, акцентирующих внимание на иерархии групп и авторитете, таких как социальное доминирование и авторитаризм.
Эти верования, в свою очередь, ассоциировались с большей поддержкой карательных и исключительных взглядов на иммигрантов. Другими словами, личности с антагонистическим нарциссизмом, похоже, оправдывали свои негативные взгляды на иммигрантов, примиряя их с мировоззрением, которое придаёт приоритет доминированию и контролю.
Экстровертированный нарциссизм также продемонстрировал косвенные ассоциации с антииммигрантскими взглядами, но паттерн был более сложным. Хотя экстровертированный нарциссизм не всегда был связан с антииммигрантскими взглядами напрямую, он был связан с конкурентными мировоззрениями и идеологическими установками, предсказывающими эти взгляды. Например, люди с высоким уровнем экстровертированного нарциссизма чаще поддерживали авторитарные или ориентированные на доминирование идеологии, особенно когда они воспринимали мир как конкурентную среду. Эти убеждения, в свою очередь, были связаны с более негативными взглядами на иммигрантов. Это подразумевает, что даже если у людей с экстровертированным нарциссизмом нет явной предвзятости, тот способ, которым они воспринимают социальный мир, может способствовать формированию отношений, способствующих социальной исключительности.
«Несмотря на то, что экстровертированный нарциссизм не всегда показывал прямую связь с антииммигрантскими взглядами, он всё же имел надежную косвенную ассоциацию через конкурентные мировоззрения и идеологические убеждения», — сказал Зайглер-Хилл. «Этот тонкий путь оказался неожиданным и информативным».
В отличие от этого, невротический нарциссизм продемонстрировал другой паттерн. Во всех исследованиях люди, имеющие высокий уровень невротического нарциссизма, как правило, сообщали о меньшем количестве антииммигрантских взглядов, и эта черта была отрицательно связана с авторитаризмом и социальным доминированием. Хотя невротический нарциссизм иногда связывался с убеждением, что мир — это опасное место, он не был связан с конкурентными мировоззрениями или идеологическими установками, которые оправдывают доминирование над другими группами.
«Одним из самых удивительных результатов было постоянное отрицательное соотношение между невротическим нарциссизмом и антииммигрантскими взглядами», - сказал Зайглер-Хилл в интервью PsyPost. «Хотя невротический нарциссизм часто связывают с неуверенностью и эмоциональным стрессом, эти черты, похоже, не приводят к большей предвзятости — на самом деле, наоборот. Это выделяется, потому что оспаривает представление о том, что все нарциссические черты неотъемлемо связаны с враждебностью к другим группам».
Эти результаты проливают свет на сложные психологические пути, связывающие личностные черты с социальными взглядами. Результаты указывают на то, что не все формы нарциссизма связаны с предвзятостью одинаково, подчеркивая важность учета различных измерений нарциссизма при изучении его социальных последствий.
Исследователи также подчеркнули роль конкурентных мировоззрений в формировании этих взглядов. Во всех трёх исследованиях люди, которые полагали, что общество функционирует как нулевая сумма, с большей вероятностью поддерживали иерархические идеологии и негативные взгляды на иммигрантов. Это предполагает, что побуждение людей видеть социальный мир как кооперативный, а не конкурентный, может быть одним из способов уменьшить предвзятость, особенно среди тех, у кого есть нарциссические черты.
«Одним из ключевых выводов является то, что определённые личностные черты могут формировать не только то, как мы видим себя, но и то, как мы понимаем мир вокруг нас — и, в конечном счёте, как мы обращаемся с другими людьми», — сказал Зайглер-Хилл в интервью PsyPost. «Например, люди с высокими уровнями антагонистического или экстровертированного нарциссизма более склонны воспринимать мир как конкурентное место, что, похоже, разжигает авторитарные и ориентированные на доминирование убеждения. Эти верования, в свою очередь, ассоциировались с более сильными антииммигрантскими взглядами.
«С другой стороны, люди с более невротическими чертами нарциссизма, как правило, имели меньшую предвзятость — возможно, потому что их тревога и неуверенность не заставляют их видеть иммигрантов как угрозы. Это подчеркивает, как сложными и разнообразными могут быть пути к предвзятости».
Но, как и любое исследование, данное исследование имеет свои ограничения. «Одним из ограничений является то, что исследования основывались на поперечных данных, что означает, что мы не можем однозначно утверждать, что эти нарциссические личностные черты вызывают у людей принятие антииммигрантских взглядов — мы можем лишь сказать, что они связаны», — отметил Зайглер-Хилл. «Кроме того, большинство участников были из США или Израиля и в основном идентифицировались как белые, поэтому результаты могут не подойти для других культурных или демографических групп. Возможно, что различные культурные нормы или жизненные опыты могли бы изменить то, как нарциссические черты относятся к социальным мировоззрениям и предвзятости по отношению к иммигрантам. Будущие исследования с более разнообразными выборками и продольными дизайнами будут ключевыми для лучшего понимания этих паттернов».
Будущие исследования также могут проверить, может ли изменение восприятия людьми социального мира — например, через пропаганду кооперативных ценностей — ослабить связь между нарциссизмом и предвзятостью. Если интервенции смогут снизить конкурентное мышление, это может уменьшить привлекательность авторитарных или доминирующих идеологий и, в свою очередь, уменьшить антииммигрантские настроения.
«Основной целью в дальнейшем является изучение того, как контекст формирует отношение между нарциссизмом и взглядами на иммигрантов», — объяснил Зайглер-Хилл. «Например, становятся ли связи сильнее в периоды политической нестабильности или экономической неопределённости, когда люди чувствуют угрозу своему статусу? Меня также интересует разработка и тестирование интервенций, которые могли бы ослабить влияние конкурентных мировоззрений — например, поощряя более кооперативные способы мышления о социальной жизни. Понимание психологических корней предвзятости важно, но не менее важно найти способы её адресации и уменьшения».
«Это исследование подчеркивает ценность изучения глубже, чем поверхность личностных черт, чтобы понять более широкие социальные верования и идеологии, связывающие их с реальными последствиями. Нарциссизм — это не одноразовая черта — его разные формы могут иметь очень разные последствия для того, как люди видят мир и обращаются с другими. Определяя конкретные пути, которые связывают личность с предвзятостью, мы можем разработать более точные и эффективные стратегии для повышения толерантности и снижения межгрупповой враждебности».
Исследование «Нарциссизм и антииммигрантские настроения: сказание о гордости и предвзятости» было написано Виргилом Зайглер-Хиллом, Анджелиной Тома, Эмили Томас и Ави Бессером.
Свежий поток научного бреда, посвященный связи нарциссизма с антииммигрантскими настроениями, раскрыл неожиданные тайны — видимо, даже психологи нашли время поразмышлять, как эгоцентричные люди могут злобно шипеть на мигрантов. Исследование, опубликованное в журнале Behavioral Sciences, подтверждает, что недовольные самолюди как огня боятся любых изменений, за исключением изменения собственного отражения в зеркале.
Очевидно, что истинными бенефициарами всей этой чудесной истории стали лоббисты, которые с радостью используют нарциссические черты граждан как инструмент для продвижения своей антииммигрантской повестки. Как же удобно — подмятые под идеологии, исключительно поддерживаемые высокосамоуверенными индивидуумами, становятся прекрасной почвой для насаждения параноидальных идей о «защите родной земли».
Согласно исследованию, антагонистические нарциссы, обладая врожденной способностью воспринимать мир как конкуренцию, с радостью поддерживают жесткие идеологии. Эти личности, судя по всему, не только ощущают мир в качестве постоянного футбольного матча, но и видят мигрантов как красные карточки, которые нужно удалять. Забавно, как исследования охватывают только нарциссов, когда остальные группы, например, всего лишь "не нарциссы", делают жизнь более интересной, но не подленькой.
И вот, как дополняется картина: экстровертированные нарциссы, хоть и интригующие, не так уж прямо связаны с ненавистью к мигрантам, но их желание вписывать себя в центр внимания приводит к тому, что они поддерживают авторитарные политические науки «с большой долей вероятности». Участников из трех исследований, вероятно, не смутило то, что стать шестеркой под жизнерадостным гнетом, является еще одной формой нарциссизма — все живут в мире тщеславия.
Однако, почему-то, невротический нарциссизм не попадает в эту ловушку, оставаясь в стороне, как одинокий наблюдатель на площадке для игр, несмотря на всю свою невнятность и бесконечные размышления о субъективной неопределенности. Кажется, тут скрыт острый аллюзийный трюк, подчеркивающий, что у полного самообожания есть и своя дышащая тень — тревога, которая, согласно этому исследованию, никого не тревожит.
В конечном счете, все усилия по созданию новых межгрупповых конфликтов проходят мимо тех, кто видит мир как возможность для взаимодействия. Но не беда — скучать не будем, ведь исследователи уже указывают на свое следующее приключение: изучениеношение между контекстом и предвзятостью, проверяя, становится ли осуждение менее резким, если начать сжимать идейные зажгущие факты.
Если будущее исследования не изменит миросозерцание, оставив привычный нарциссизм на его однополярных стульях, лишь вечно шепчущие о «сотрудничестве» новые стратеги способны восстановить хотя бы какие-то радужные перспективы. Неудивительно, что нарциссизм остается испорченной игрушкой в руках доброй половины нашего общества, аккуратно курируемой творцами медиа-картелей и политических кукловодов.