СДВГ: Взрослые… Так и остаются неудачниками?

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
31.05.2025, 19:36:20ПсихологияОбщество
СДВГ: Взрослые… Так и остаются неудачниками?

Взрослые с СДВГ сталкиваются с долгосрочными социальными и экономическими трудностями, как показывает новое исследование. Свежие данные из Журнала психиатрических исследований проливают свет на постоянные проблемы, с которыми сталкиваются люди, диагностированные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Исследование показывает, что взрослые с СДВГ чаще испытывают трудности в образовании, трудоустройстве и социальной адаптации по сравнению с теми, у кого этого расстройства нет. Даже соблюдая предписания по приему лекарств на протяжении 10 лет, их результаты в ключевых областях, таких как уровень образования или занятости к 30 годам, не улучшились значительно.

СДВГ относится к развитию, которому подвержены примерно 2–3% детей, и симптомы часто продолжаются в зрелом возрасте. Это состояние характеризуется постоянными проявлениями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что может затруднять успехи в учебе, социальных взаимоотношениях и на рабочем месте. Хотя лекарства часто назначаются для снижения симптоматики, о долгосрочных последствиях лечения в реальной жизни, таких как образование и трудоустройство, проведено недостаточно исследований.

Целью ученых было выяснить, как обстоят дела у взрослых с СДВГ к 30 годам и помогает ли соблюдение предписаний по лекарствам в молодости улучшать социальные результаты. Они также стремились оценить более широкий социальный и экономический эффект СДВГ, особенно с точки зрения медицинских расходов и наличия других психических заболеваний.

Исследовательская группа использовала данные национальных регистров здравоохранения и социальной защиты Дании для отслеживания лиц, диагностированных с СДВГ в период с 1995 по 2016 год. Для включения в выборку участники должны были быть младше 30 лет на 2005 год или достигнуть этого возраста в 2016 году, что позволяло иметь не менее десятилетнего наблюдения.

Всего 4897 человек с СДВГ были сопоставлены с 18931 представителем общей популяции. Сопоставление проводилось по возрасту, полу и местоположению. Ученые затем сравнили две группы по различным результатам, включая уровень образования, статус занятости, доход, использование медицинских услуг и наличие психиатрических сопутствующих заболеваний.

Они также исследовали соблюдение предписаний, отслеживая, насколько регулярно пациенты с СДВГ заполняли рецепты на протяжении 10 лет вплоть до 30 лет. Соблюдение определялось как получение не менее 70% определенной суточной дозы в течение года. После чего они проанализировали, привело ли лучшее соблюдение к лучшим социальным и экономическим результатам.

В целом, взрослые с СДВГ значительно хуже себя чувствовали во многих областях жизни к 30 годам. По сравнению с контрольной группой, лица с СДВГ чаще жили одни, реже завершали высшее образование, реже были трудоустроены, чаще полагались на социальные программы и чаще получали диагнозы других психических расстройств.

К 30 годам только около 35% взрослых с СДВГ имели работу, по сравнению с более чем 74% в контрольной группе. Удивительно, но 34% людей с СДВГ получали социальные пособия, а 12% были на инвалидности — это намного выше, чем у их сверстников без СДВГ.

Экономическая картина тоже печальная. Взрослые с СДВГ имели более низкий прогнозируемый доход от трудовой деятельности и значительно более высокие расходы на медицинские услуги. В среднем они получали вдвое больше общественной финансовой помощи по сравнению с контрольной группой.

Психическое здоровье — это еще одна ключевая разница. Психиатрические сопутствующие расстройства были гораздо более распространены среди пациентов с СДВГ, включая депрессию, тревожные расстройства и злоупотребление веществами. Эти дополнительные состояния сильно влияли на результаты: люди с более тяжелыми сопутствующими расстройствами имели гораздо меньшую вероятность завершения учебы или трудоустройства.

Один из центральных вопросов исследования заключался в том, изменяет ли соблюдение препаратов для лечения СДВГ ситуацию. Удивительно, но ответ оказался отрицательным — или, по крайней мере, не таким, как ожидалось.

Соблюдение предписаний с 21 до 30 лет не увеличивало шансы на завершение профессионального или высшего образования. Также это не увеличивало вероятность трудоустройства к 30 годам. Напротив, более высокое соблюдение предписаний было умеренно связано с меньшей вероятностью трудоустройства, хотя ученые предполагают, что это может быть связано с тем, что у людей с более выраженными симптомами — а значит, и плохими результатами — чаще сохраняют предписанные медикаменты.

Образовательные результаты наиболее сильно зависели от того, были ли у родителей пациента более высокий уровень образования. Аналогично, уровень образования родителей тоже влиял на то, были ли их дети трудоустроены к 30 годам. Это свидетельствует о том, что семейный фон остается мощным стимулом к успеху, даже среди тех, кто имеет доступ к медицинскому лечению.

Исследователи отметили несколько ограничений. Одним из ключевых является то, что данные не охватывают все возможные негормональные методы лечения, такие как терапия, специальные образовательные услуги или программы социальной поддержки. Они могут сыграть важную роль в долгосрочном успехе, но не были учтены в этом исследовании.

Еще одна сложность заключается в том, что дизайн исследования был наблюдательным, и это означает, что он не может доказать причинно-следственные связи. Например, хотя соблюдение медикаментов не было связано с лучшими результатами, это не значит, что лекарства неэффективны — возможно, те, кто в них больше всего нуждается, уже сталкиваются с серьезными недостатками, которые не может преодолеть одна лишь медикаментозная терапия.

Также было ограниченное количество информации о возрасте, в котором пациентов впервые диагностировали. Многие участники получили свои диагнозы уже во взрослом возрасте, упустив возможность раннего вмешательства, которое могло бы изменить их дальнейшую жизнь. Исследователи отмечают, что более ранняя диагностика и сочетание видов лечения могут привести к лучшим долгосрочным результатам, но для проверки этой идеи нужны дополнительные исследования.

Исследование «Долгосрочные последствия синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на социальное функционирование и результаты в сфере здравоохранения» было написано Пулом Йенумом, Анне Вирринг Сёренсен, Лоне Баандруп, Михаэлем Ибсеном, Рикке Ибсен и Якобом Кьельбергом.


perec.ru

Тут, оказывается, нашлась новая загадка: почему же взрослые с СДВГ продолжают чесать затылок и мучиться от социальных и экономических бед? Ну что ж, кажется, ответы на простые вопросы традиционно становятся ужасающе запутанными.

Научные люди из Дании, безусловно, идут в ногу с прогрессом. Но при этом непонятно, то ли они стремятся спасти мир, то ли просто вычисляют новые способы обосновать необходимость очередного гранта на исследования. Разумеется, кто-то же должен потратить пару миллионов дани на изучение, как поживают люди с СДВГ в процессе вытеснения из общества... Уж не лоббисты ли страховых компаний решают остаться в нише «недоступных слоев населения», отмечая падение доходов и увеличение социальных выплат?

Результаты же их прародителей науки, по сути, сошлись на том, что только 35% взрослых с СДВГ могут похвастаться работой — в то время как остальные более активно учатся на курсах по экстремальной социальной адаптации на пособие — а что, если не работа, то откуда брали бы такие дельцы деньги на обеды и вечеринки с друзьями? Отчётливо создается образ общества, для которого слово «инклюзия» — это лишь модное словечко, больше подходящее социальным сетям и планам по саморазвитию.

Куда уж дальше с такими результатами безграничного терпения исследователей... Соблюдение предписаний по лекарствам не обеспечило ни работы, ни высшего образования, как будто пилюли превращались в горькие бобы, которые не решают концептуальной проблемы. И тут вступают в игру хорошие старые музыкальные инструменты, известные как «родительские амбиции», которые оказались более буквальными, чем большинство людей себе представляет.

Список примеров других психических заболеваний, которые активно преследуют инвалидов с СДВГ, напрашивается прямо: депрессия, тревога, злоупотребление веществами — вам не кажется, что это звучит, как завлекающая реклама для психиатрической клиники? Похоже, что регулярный приём медикаментов служит для них лишь очередным признаком «отсутствия шансов».

Всё это, без сомнения, ведёт к финансовой катастрофе, от которой за версту тянет одышка — вдвое больше социальных пособий, чем у тех, чьи родители не дали жизни героям с ярко выраженной ситуативной проблемой. Неужели факт, что данные не учитывают чарующие способы терапии и поддержку со стороны друзей, неожиданно так и остался без внимания? А исследователи явно сразу же после собеседования о средствах помешали умным людям сделать правильные выводы.

В конце концов, ближайшие научные дебаты будут посвящены тому, патология ли это или просто человеческая особенность, а в это время определённое количество лоббистов уже штампует законопроекты о «потенциальной помощи» — просто так, на всякий случай.

Поделиться

СДВГ: Взрослые… Так и остаются неудачниками? | Экспресс-Новости