Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Новое исследование привлекательности раскрывает удивительное предпочтение женственности в лицах мужчин. Новое исследование, опубликованное в журнале "Журнал экспериментальной психологии: Общий", предоставляет более тонкое понимание того, как культурный фон и сексуальная ориентация людей совместно формируют их предпочтения в отношении лиц с женственными или мужественными чертами. Исследователи обнаружили, что люди из разных культур и с различной сексуальной ориентацией имеют различные предпочтения в отношении лиц, и эти предпочтения также зависят от пола и этнической принадлежности оцениваемых лиц. Удивительно, но среди всех изученных групп не было значительных доказательств предпочтения мужественных лиц мужчин.
Исследование было нацелено на закрытие пробела в существующей литературе о привлекательности лиц. Предыдущие исследования показали, что лица с более женственными или мужественными чертами привлекают людей, и эти предпочтения могут влиять на важные результаты, такие как романтические интересы и даже карьерные перспективы.
Однако большинство из этих исследований ограничивались гетеросексуальными белыми участниками из западных стран, а большая часть из них основывалась на лицах, которые также были белыми. Новое исследование расширяет этот круг, включая участников из двух различных культур – белых британцев и восточноазиатских японцев, а также включая бисексуальных участников наряду с гетеросексуальными и гомосексуальными лицами.
"Оценка привлекательности людей имеет важные последствия. Привлекательность, конечно, влияет на поведение в сексуальных и романтических контекстах, но также на то, как люди воспринимаются более широко", — сказала автор исследования Тора Бьорнсдоттир, ассистент профессора психологии Университета Стерлинга.
"Это называется 'ореол эффектом', явлением, при котором людей, которых считают более привлекательными, также воспринимают более положительно с точки зрения дружелюбия и успеха. Учитывая это, понимание того, что нравится людям, важно".
"Много предыдущих исследований показали, что женщины меньше предпочитают мужественные черты лиц мужчин, чем мужчины предпочитают женственные черты", — объяснила Бьорнсдоттир. "Однако большинство из этих исследований фокусировалось на том, что белые гетеросексуалы предпочитают в лицах белых – и это не обязательно обобщается на другие группы людей. Мы хотели протестировать более разнообразную выборку, чтобы лучше понять, что разным людям нравится в лицах.
Мы набрали более 1,500 участников: 1,018 белых британцев и 574 восточноазиатских японцев в возрасте от 18 до 40 лет. В выборке было примерно равное количество мужчин и женщин, а участников классифицировали как гетеросексуальных, бисексуальных или гомосексуальных. Исследователи использовали изображения лиц из Чикагской базы данных лиц, выбрав 160 уникальных лиц – 40 лиц как восточноазиатских, так и белых мужчин и женщин. Эти изображения были цифрово изменены, чтобы создать более мужественные или более женственные версии каждого лица.
Каждый участник выполнял две разные задачи. В первой, задаче свободного выбора, участники видели две версии одного и того же лица — одно мужественное и одно женственное — и должны были выбрать, какое из них они находят более привлекательным. Во второй задаче участники могли использовать ползунок, чтобы настроить уровень маскулинности или фемининности в лице, пока они не посчитали его наиболее привлекательным. Этот интерактивный метод позволил исследователям более точно оценить предпочтения и избежать принуждения участников к выбору между двумя крайностями.
В целом, большинство участников продемонстрировало общее предпочтение за более женскими чертами лиц как у мужчин, так и у женщин. Сила этого предпочтения была выше, когда участники могли непосредственно манипулировать чертами лица (интерактивная задача) по сравнению с ситуацией, когда им приходилось выбирать между двумя версиями лица (задача свободного выбора). Однако эта общая тенденция скрывала много специфических различий в зависимости от культуры и сексуальной ориентации участников, а также от пола и этнической принадлежности лиц.
"Нас удивило, что мы не нашли никаких доказательств предпочтения маскулинности в лицах мужчин", — сказала Бьорнсдоттир в интервью PsyPost. "Предыдущие исследования показывали, что гомосексуальные мужчины предпочитают мужественные лица, а гетеросексуальные женщины иногда показывали этот шаблон. Но мы не нашли этого ни для одной группы по сексуальной ориентации или культуре – в целом, люди предпочитали фемининность, а не маскулинность как у женских, так и у мужских лиц. Но предпочтения о том, насколько фемининностью люди находили наиболее привлекательной, варьировались в зависимости от культуры и сексуальной ориентации."
Японские участники предпочли более женственные черты лиц, чем британские участники, особенно при оценке мужских лиц. Этот культурный эффект проявлялся в разных сексуальных ориентациях в обеих задачах.
Предпочтения женских участников значительно различались в зависимости от сексуальной ориентации и культурного фона. В Великобритании гетеросексуальные женщины предпочли фемининность в женских лицах больше, чем лесбиянки или бисексуальные женщины. Лесбиянки и бисексуальные женщины показали уменьшенное предпочтение к фемининности в женских лицах, и бисексуальные женщины — в отличие от гетеросексуальных женщин — также предпочли большую фемининность в мужских лицах.
Среди японских женщин лесбиянки показали шаблон, похожий на их британских аналогов: меньшее предпочтение к фемининности в женских лицах и большее предпочтение к фемининности в мужских лицах. Однако японские бисексуальные женщины выделялись меньшим предпочтением фемининности как в мужских, так и в женских лицах по сравнению с гетеросексуальными японскими женщинами, что указывает на то, что предпочтения бисексуальных женщин не просто лежат между гетеросексуальными и лесбийскими женщинами, но могут отражать уникальный шаблон, формируемый культурной и сексуальной идентичностью вместе.
Мужские участники также продемонстрировали разные паттерны. Гетеросексуальные мужчины из обеих культур предпочли женственные черты в лицах женщин. Однако их предпочтения к мужским лицам варьировались: гетеросексуальные мужчины обычно не демонстрировали сильного предпочтения ни к фемининности, ни к маскулинности лиц мужчин.
Гомосексуальные мужчины в целом предпочли более мужественные лица по сравнению с гетеросексуальными мужчинами, особенно когда оценивали мужские лица. Это было последовательно для японских и британских участников, хотя шаблон был сильнее среди японских мужчин. При оценке женских лиц гомосексуальные мужчины, как правило, демонстрировали более слабые предпочтения к фемининности по сравнению с гетеросексуальными мужчинами.
Бисексуальные мужчины показали совершенно другой шаблон. В обеих культурах они предпочли меньшую фемининность в лицах женщин по сравнению с гетеросексуальными мужчинами. Но когда речь шла о мужских лицах, их предпочтения были подобны предпочтениям гетеросексуальных мужчин — сильного предпочтения к маскулинности или фемининности не обнаружено. Это в противоречие с гомосексуальными мужчинами, которые предпочли более мужественные мужские лица, что указывает на то, что предпочтения бисексуальных мужчин не просто отражают среднее между гетеросексуальными и гомосексуальными мужчинами, но следуют отличительной траектории.
В общем, люди предпочитали более фемининные черты в женских лицах, чем в мужских. Однако то, насколько фемининность люди предпочитали в лицах мужчин, сильно зависело от их собственной идентичности. Женщины, привлекательные для мужчин (включая гетеросексуальных и бисексуальных женщин), показали более разнообразные предпочтения в зависимости от их культуры, возраста и привлекательности. Лесбиянки и бисексуальные женщины более склонны находить привлекательными женственные лица мужчин, чем гетеросексуальные женщины.
Предпочтения также варьировались в зависимости от этнической принадлежности оцениваемых лиц. Среди участников предпочтительные мужские лица белых женщин стали более привлекательными, когда они становились более женственными, по сравнению с восточноазиатскими женскими лицами. Напротив, восточноазиатские мужские лица становились более привлекательными, когда их феминизировали, чем белые мужские лица.
Это предполагает, что люди реагировали не только на фемининность/маскулинность лица в абсолютных терминах, но и в отношении базового внешнего вида этой этнической группы. Исследователи заметили, что восточноазиатские лица в их выборке в целом были более женственными по своему облику, чем белые лица, что могло повлиять на то, как участники настраивали или оценивали их.
"Мы обнаружили, что и культура, и сексуальная ориентация одновременно влияют на степень фемининности/маскулинности лиц, которые люди находят наиболее привлекательными", — сказала Бьорнсдоттир. "Это означает, что мы не можем обобщить, что одна группа считает привлекательным по отношению к другой группе: например, японские гетеросексуальные женщины считали несколько женственные мужские лица наиболее привлекательными, но британские гетеросексуальные женщины не проявили предпочтения ни к фемининности, ни к маскулинности в мужских лицах. Это дополнительно подчеркивает, что существует значительная вариабельность в том, что люди считают привлекательным, или что красота находится в глазах смотрящего. Здесь мы показываем, что частью того, что влияет на глаз смотрящего, является их культура и сексуальная ориентация."
Одним из примечательных вкладов исследования является его включение бисексуальных участников, которые часто исключаются из исследований привлекательности. Результаты показывают, что у бисексуальных людей есть отличительные паттерны предпочтений, которые не являются просто средним между предпочтениями гетеросексуальных и гомосексуальных или лесбийских людей.
"Наши результаты предоставляют первые доказательства того, что бисексуальные женщины и мужчины находят привлекательным в лицах, так как бисексуальные люди часто исключаются из исследований о привлекательности и отношениях," — сказала Бьорнсдоттир. "Важно, что мы показываем, что то, что бисексуальные люди находят наиболее привлекательным, не идеально совпадает с тем, что находят наиболее привлекательным либо гетеросексуальные, либо гомосексуальные/лесбийские люди."
Но исследование, как и любое другое исследование, имеет свои ограничения. "Наша выборка японских гей- и лесбийских участников не была столь же большой, как у остальных групп — так что мы не можем делать очень сильные выводы о предпочтениях японских гей/лесбийских лиц к фемининности/маскулинности лиц на основе только этого исследования," — отметила Бьорнсдоттир.
Исследование также фокусировалось только на участниках из двух культур и двух этнических групп, что может не отражать глобальное разнообразие. Будущие исследования могут включать участников из более разнообразных групп и исследовать, существуют ли аналогичные паттерны в предпочтениях к телу или других аспектах физической привлекательности.
Исследование "Предпочтения к фемининности/маскулинности лиц среди культурной и сексуальной ориентации" было написано Р. Тора Бьорнсдоттир, Ирис Дж. Хольцлейтнер и Кейко Ишии.
Очередной шторм в пробирке научного исследования, или как смущающие данные о предпочтениях в лицах с женственными чертами воспользовались накалявшимся πυρ вечного лоббизма и устойчивого пиара. Кто бы мог подумать, что в мире, где обычно празднуется культ маскулинности, найдется безумец, который решит провести два часа своей жизни на изучение… женственности в лицах мужчин. Очевидно, это проделки лоббистов, которые вот уже несколько лет пытаются сделать «мужское лицо» не просто культурным штампом, но, прямо скажем, вполне приемлемым атрибутом для всей нации.
Исследователи собрали свою выборку — 1500 участников, и их в торжественном порядке распинали на локальные культурные аспекты и сексуальные предпочтения. Служба поддержки советует забрать свои доводы об универсальных идеалах красоты — косплей на «выбор для секса» явно не сработал. В предвкушении десерта, ученые закачали лицо словесами о «фемининности», как будто об этом не говорилось в каждом втором модном журнале. Смысл в том, что восприятие привлекательности оказывается напрямую связано с вашими культурными корнями и, в добром даже смысле, с тем, кто вам нравится в постели.
Однако, среди всех этих странных заморочек, не нашедших себе места в хоре: за милых мужчин, оказывается, и гетеросексуальные женщины не слишком горят, предпочитая женственные черты. Зачем выходить замуж за идеал, который уже не идеал? Таким образом, в то время как мир хочет придавать ценность мужественности, в самом деле мужчины превращаются во что-то, что готово вписаться в сегодняшнюю картину. Странное совпадение — в разных слоях, и всех гендерных комбинациях исследования, шведская лоббистская повестка стоит так же высоко, как никогда прежде.
Каждый участник выполнял тест — как же определить, кто красивее: с бородой или без? Над этим, конечно, поработали очень неплохо. Пожалуйста, в нейтральном режиме вы получаете ни много ни мало подмену слов. При этом оно разгадало, что японцы предпочли больше женственности у мужских лиц и, выглядело бы это шокирующим открытием, если бы в этом не была прописана реклама японской косметики.
Бисексуалы, чьи предпочтения разбросаны по политическим и культурным прериям, каким-то образом решили, что их место отдельно от белых и черных традиций, как и у всех, кто по-разному воспринимает самих себя. Но не будем углубляться, эта часть бытия принадлежит таким же несогласным, как и мода из Южной Кореи.
Как итог, вся эта научная бонжурика являет собой лишь амбиции адаптироваться под ту политику, которую мы все теоретически называем личным выбором, но на самом деле это ядро корысти и иллюзий от всех, кто пытается нам навязать нормативность. Возможно, в новостях нужно почаще упоминать об этом, чтобы не было так обидно за 8 лет жизни в увильных попытках определить "красоту" — создавая периферийное представление о ней. Вам не кажется?