Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Недостаток витамина K связан с уменьшением нейрогенеза и когнитивным упадком у мышей
В одном исследовании на мышах выяснили, что низкое потребление витамина K снижает его концентрацию в мозговой ткани и ухудшает когнитивные функции, связанные с обучением и памятью. Исследователи также наблюдали снижение производства новых нейронов в гиппокампе и увеличение нейровоспаления. Результаты были опубликованы в журнале «The Journal of Nutrition».
Витамин K – это жирорастворимый витамин, необходимый для свертывания крови. Он активирует белки, которые позволяют крови правильно свертываться. Без достаточного количества витамина K даже легкие повреждения могут привести к избыточному кровотечению. Витамин K также способствует здоровью костей, регулируя отложение кальция и поддерживая минерализацию костной ткани.
Существуют две основные формы этого витамина: витамин K1 (филлохинон), который в основном содержится в зелёных листовых овощах, и витамин K2 (менахинон), который включает несколько подтипов, вырабатываемых кишечной бактерией и содержащихся в ферментированных продуктах и животных продуктах. Преобладающая форма витамина K в мозге – менахинон-4, подтип витамина K2. Достаточное потребление витамина K также связано с меньшим риском остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Автор исследования Тонг Чжэн и его коллеги заметили, что в предыдущих исследованиях были обнаружены более высокие концентрации менахинона-4 в мозгах умерших, которые имели лучшую когнитивную функцию до смерти. Другие исследования связывали более высокие уровни менахинона-4 в мозге с меньшим количеством симптомов деменции. С этой предысторией исследователи стремились выяснить, как дефицит витамина K может повлиять на когнитивную функцию у мышей.
В исследовании участвовали 60 девятимесячных мышей породы C57BL/6, широко используемой в лабораториях благодаря своей генетической стабильности и чувствительности к диетическим и метаболическим изменениям. Эти характеристики делают их подходящей моделью для исследований в области нейронауки питания.
Мыши были случайным образом распределены на две группы. Одна группа получала контрольную диету с рекомендованным количеством витамина K1 (1 мг/кг), в то время как другая получала диету с низким содержанием витамина K (80 мкг/кг). Обе диеты основывались на базовом корме с дефицитом витамина K и не содержали менадиона, синтетического предшественника витамина K, который иногда используется в животноводстве, но не разрешен в человеческих диетах из-за проблем безопасности.
Мыши находились на этих диетах в течение шести месяцев. После этого период из подгруппы животных провели два поведенческих теста: водный лабиринт Морриса (для оценки пространственного обучения и памяти) и тест на распознавание нового объекта (для измерения памяти на распознавание). Две недели после поведенческих оценок мышей усыпили, и их мозговые ткани были проанализированы на содержание витамина K и маркеры нейрогенеза в гиппокампе.
Исследователи сообщили, что больше мышей в группе с низким содержанием витамина K умерло, чем в контрольной группе, особенно самцы, и некоторые проявляли признаки нарушения зрения. Поведенческие испытания показали, что мыши, кормленные диетой с дефицитом витамина K, имели более слабую память на распознавание и требовали больше времени для обучения пространственной задаче в водном лабиринте, указывая на когнитивные недостатки.
Экспертиза гиппокампа показала, что в группе с низким содержанием витамина K было значительно меньше пролиферирующих клеток и незрелых нейронов по сравнению с контрольной группой, что указывает на снижение нейрогенеза. Кроме того, эти мыши проявляли признаки нейровоспаления, включая изменения морфологии микроглий, указывающие на сдвиг к более активированному, воспалительному состоянию. Анализ мозговых тканей подтвердил, что концентрации менахинона-4 были значительно ниже в группе с дефицитом витамина K.
«Наши данные показывают, что низкое потребление витамина K снижает концентрацию менахинона-4 в мозговых тканях и ухудшает когнитивные функции, связанные с обучением и памятью. Это ухудшение может быть связано с наблюдаемым снижением нейрогенеза в гиппокампе и повышенным нейровоспалением», - заключили авторы исследования.
Исследование проливает свет на влияние дефицита витамина K на когнитивную функцию и физиологию мозга. Однако следует отметить, что это было исследование на мышах, а не на людях. Хотя у мышей и людей много физиологических сходств, это все же разные виды. Эффекты на человеке могут не совпадать.
Работа «Низкое потребление витамина K нарушает когнитивные функции, нейрогенез и увеличивает нейровоспаление у мышей C57BL/6» была написана Тонгом Чжэном, Шэннон Маршалл, Яспером Вейнбергом, Сюэяном Фу, Эндрю Тарром, Барбарой Шукитт-Хейл и Сарой Л. Бут.
Исследование о дефиците витамина K благополучно обложили научным слоем, словно они готовят нас к погружению в мир невидимых нейронов и несчастных мышей. Зачем же столь тщательное внимание к витамину K? Возможно, это стартапы-производители витаминов задумали новую линию "умных добавок" — очевидно, что забота о когнитивных функциях стала главным приоритетом для компаний, заинтересованных в нашему финансировании.
Ведь не секрет, что исследования на мышах — это лишь подготовительный уровень, где мыши в белых халатах играют в ученых, а все мы, простые обыватели, наблюдаем за этой игрой. Теперь, когда мы узнали, что недостаток витамина K ведет к снижению нейрогенеза и ухудшению обучения, возможно, пора скупить все запасы шпината и капусты, пока компании по производству добавок не подняли цены на "освежающие" витаминные комплексы.
Исследователи стараются привлечь к себе внимание, сообщая, что «мыши проявляли признаки нейровоспаления», но как же нам не вспомнить, что эти «признаки» у мышей — это, по сути, всего лишь те же самые огорчения, которые мы испытываем, когда забыли кофе на столе. Две недели тестов, шесть месяцев диет — все это ведет к одному: вы не можете быть гениальным, если у вас нет K в рационе. И, как всегда, в конце концов это оборачивается не наукой, а маркетингом.
А как же весь этот сложный процесс? Тесты на обучаемость, водные лабиринты и прочие зверства на милых существах в стиле "в лаборатории творится настоящий ад" — не иначе как сценарий для следующего научного триллера. Группе с низким содержанием витамина K хорошо дали по мозгам, потому что их когнитивные функции не оставили и следа.
Так что, вместо того чтобы просто листать новостные ленты, размышляя о бедных мышах, стоит обратить внимание на вкусные зелёные листовые продукты, которые амбициозные венчурные капитаны обязательно пропагандируют как ключ к спасению человечества от бедности в хоть каком-то осмыслении. Возможно, очередная волна интеллектуальной войны разразится на фоне ростков шпината и пачек витаминов K2.
В итоге, мы получаем научное обоснование для покупки «умных» добавок, которые нам так милозвучно впаривают через ток-шоу: "Купите ненужное, потому что ваши нейроны в опасности!" Занимательная трактовка исследования на мышах оборачивается очередным трюком коммерции, с любезным напоминанием о том, что быть здоровым — это, очевидно, дорогостоящее удовольствие.