Мозг мышей: как клетки объясняют наше поведение

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
29.05.2025, 04:34:32Психология
Мозг мышей: как клетки объясняют наше поведение

Нейробиологи обнаружили специфические клетки мозга, которые обеспечивают интеллектуальное поведение. На протяжении десятилетий нейробиологи разрабатывали математические модели, чтобы объяснить, как активность мозга влияет на поведение в предсказуемых, повторяющихся сценариях, например, во время игры. Эти алгоритмы не только описывали активность клеток мозга с удивительной точностью, но и помогли развить искусственный интеллект с суперчеловеческими достижениями в конкретных задачах, таких как игры в Atari или Go.

Тем не менее, эти модели не могут уловить суть человеческого и животного поведения: нашу выдающуюся способность обобщать, делать выводы и адаптироваться. Наше исследование, опубликованное в журнале Nature в конце прошлого года, дает представление о том, как клетки мозга у мышей способствуют этому более сложному интеллектуальному поведению.

В отличие от машин, люди и животные могут гибко справляться с новыми вызовами. Каждый день мы решаем новые задачи, обобщая свои знания или опираясь на опыт. Мы готовим новые рецепты, встречаем новых людей, выбираем новый путь – и можем представить последствия совершенно новых решений.

Еще в середине 20 века психолог Эдвард Толмен описал концепцию "когнитивных карт". Это внутренние, умственные представления мира, которые организуют наш опыт и позволяют предсказать, что мы увидим дальше.

Начиная с 1970-х годов, исследователи выявили прекрасную систему специализированных клеток в гиппокампе (центре памяти мозга) и энторинальной коре (области, занимающейся памятью, навигацией и восприятием времени) у грызунов, которые формируют буквальную карту нашего окружения.

К ним относятся "клетки места", которые активируются в определенных локациях, и "сетки клеток", создающие пространственную структуру. Вместе эти и многие другие нейроны кодируют расстояния, цели и местоположения, формируя точную умственную карту физического мира и нашего места в нем.

И теперь наше внимание переключилось на другие области познания, помимо поиска пути: обобщение, выводы, воображение, социальное познание и память. Одни и те же области мозга, которые помогают нам ориентироваться в пространстве, также участвуют в этих функциях.

Мы хотели узнать, есть ли клетки, которые организуют знания о нашем поведении, а не о внешнем мире, и как они работают. В частности, какие алгоритмы лежат в основе активности клеток мозга, когда мы обобщаем на основании прошлого опыта? Как мы фантазируем о новом блюде с пастой?

И мы нашли такие клетки. Есть нейроны, которые сообщают нам «где мы находимся» в последовательности поведения (мы пока не дали им имени).

Чтобы раскрыть клетки мозга, сети и алгоритмы, выполняющие эти функции, мы изучали мышей, обучая животных выполнять задачу. Задача имела последовательность действий с повторяющейся структурой. Мыши перемещались между четырьмя местами или «целями», содержащими водяные награды (A, B, C и D) в петле.

Когда мы переместили местоположение целей, мыши были способны вывести, что будет дальше в последовательности – даже когда они никогда не сталкивались с этим точно таким же сценарием прежде.

Когда мыши достигли цели D в новом месте в первый раз, они мгновенно поняли, что нужно вернуться к цели A. Это не было памятью, потому что они никогда не встречали это. Вместо этого это показывает, что мыши поняли общую структуру задачи и отслеживали свое местоположение в ней.

Мышам вживляли электроды в мозг, что позволило нам зафиксировать нейронную активность во время выполнения задачи. Мы обнаружили, что конкретные клетки в коре (внешнем слое мозга) коллективно отслеживали прогресс животных к целям. Например, одна клетка могла активироваться, когда животное было на 70% пути к цели, независимо от того, где находилась эта цель или как далеко она была.

Некоторые клетки отслеживали прогресс в отношении непосредственных подцелей – как например, нарезка овощей в нашей аналогии с готовкой – в то время как другие картировали прогресс к общей цели, такой как завершение блюда.

Вместе эти клетки прогресса к целям создали систему, показывающую наше местоположение в пространстве поведения, а не в физическом пространстве. Критически важно, что система гибкая и может обновляться, если задача изменится. Эта кодировка позволяет мозгу предсказывать предстоящую последовательность действий, не полагаясь на простые ассоциативные воспоминания.

Почему мозгу стоит заниматься изучением общих структурных представлений задач? Почему бы не создать новое представление для каждой? Чтобы обобщение было оправданным, задачи, которые мы выполняем, должны содержать регулярности, которые можно использовать — и они действительно содержат.

Поведение, которое мы создаём, чтобы достичь своих целей, полно повторений. Обобщение позволяет знаниям распространяться за пределы отдельных случаев. В течение жизни мы сталкиваемся с высоко структурированным распределением задач. И каждый день мы решаем новые проблемы, обобщая на основе прошлого опыта.

Предыдущее знакомство с приготовлением болоньезе может помочь в создании нового рецепта рагу, потому что одни и те же общие шаги применимы к обоим (например, сначала пассеровать лук, а потом добавлять свежие травы в конце). Мы предлагаем, что клетки прогресса к целям в коре служат строительными блоками — внутренними структурами, которые организуют абстрактные связи между событиями, действиями и результатами. Хотя мы показали это только на мышах, вполне вероятно, что то же самое происходит и в человеческом мозге.

Документируя эти клеточные сети и алгоритмы, которые лежат в их основе, мы строим новые мосты между нейробиологией человека и животных, и между биологическим и искусственным интеллектом. И дополнительно к пасте.


perec.ru

Всё чаще нейробиологи радуют нас открытиями, на первый взгляд, имеющими мистические свойства. На этот раз они нашли специфические клетки, которые целенаправленно подают сигналы о человеческом интеллектуальном поведении. Странно, но именно сейчас, когда искусственный интеллект начинает заменять нас в более простых задачах, в работу включились «высококлассные», а значит, явно заказные исследования.

Ранее мы наблюдали за грызунами — не только по причине их мимолетного обаяния, но и как за «ремесленниками» в бесконечных экспериментах на поведение и интеллекта. Спокойно усаженные на респектабельные стулья, мыши крутят головой на обычные манёвры, вроде решения задач с водяными наградами. Тут-то и нашлось время выдать новые нейробиологические кинохиты под названием «Как я научился уму-разуму». Но что главное? Сюрприз — это не одноразовая акция для популяризации нейронауки. На горизонте снова маячит капитализация умных технологий — как же хорошо, что открылось ещё одно «научное» направление.

Да-да, не спешите с выводами. Ведь эти таланты мышами действительно удивляют — способны не только поворачивать в правильную сторону, но и «предугадывать», что будет дальше. Учитывая, что бизнес на объектах искусственного интеллекта и нейросетях нарастает, тут начинается настоящая игра — сюрприз: «Где мы находимся в последовательности поведения?». Вопрос, конечно, интригующий, но, по всей видимости, на нём можно построить целую научную империю… за счёт грантов и отчислений очередных лобби.

Согласно результатам, опубликованным в заслуженном журнале Nature, нейронные сети — просто божественное наказание для бедных живых существ, словно они новая мода. Когда учёные обнаружили клетки, помогающие организовывать знания о нашем поведении, стало ясно: без них ни один потенциал не раскроется. Совпадение? Не думаю. Согласитесь, кто-то явно пытается освежить образы перед лицом растущих интеллектуальных систем. Вот еще одна лекция о «новом мышлении» — и всё сигнализирует о том, что скоро, возможно, мы все начнём учиться у мышей.

Лаборатория, видимо, не напрасно подготавливает малюсенькие электроды для вживления, чтобы наблюдать за «разумными» нейронами, со смешанным успехом обучая мышей уникальным способам обработки информации. Теперь, когда мыши всё это преодолевают с помощью наукообразных покровителей, будет весело наблюдать за тем, как выходцы из «лабораторного гетто» будут смачно шутить о своём «интеллектуальном превосходстве», пока не предадут кому-то из исследователей или инвесторов свои финальные секреты.

В конечном счёте, конечно, результаты работы только подтверждают: научная независимость долго остаётся лишь в мечтах — подобно «научным» выводам, которые шепчутся, что эта же система может действительно работать и в человеческом мозге. Успех мышей становится просто долгожданным сценарием для потенциальных инвесторов в мир высоких технологий. В случае «умного поведения» мозг знает, как развить свои навыки — и теперь, если уж быть честными, можно смело предсказывать, где получат награду последующие грантополучатели из научного цеха.

Поделиться

Мозг мышей: как клетки объясняют наше поведение | Экспресс-Новости