Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Высокое потребление кофеина связано с большими психологическими проблемами у людей с депрессией
Новое исследование, опубликованное в журнале Complex Psychiatry, показало, что люди с историей депрессии, которые потребляют высокое количество кофеина, склонны сообщать о более высоких уровнях психологического стресса. Исследователи также обнаружили, что некоторые генетические различия связаны с тем, сколько кофеина люди пьют и насколько они чувствительны к его эффектам. Хотя использование кофеина не было сильно связано с удовлетворением сна, люди, которые говорили, что кофеин мешает их сну, как правило, употребляли его меньше.
Изучение было направлено на исследование того, как потребление кофеина, удовлетворение сном и психологический стресс связаны между собой у людей с историей депрессии и объясняют ли генетические варианты некоторые из этих ассоциаций. Кофеин — это самое широко используемое психоактивное вещество в мире, часто хвалимое за свои бодрящие свойства.
Но в больших дозах, или у чувствительных людей, кофеин может повышать тревожность и мешать сну. Хотя исследования показали, что умеренное употребление кофеина может снизить риск развития депрессии у иначе здоровых людей, гораздо меньше известно о его влиянии на тех, кто уже был диагностирован или лечится от депрессии.
«Кофеин распространен, считается безопасным и все чаще рекламируется и потребляется более молодыми людьми», — сказал автор исследования Гарри Макинтош, аспирант Университета Квинсленда. «В то же время проблемы с психическим здоровьем растут, и бессонница является важным симптомом ряда психических расстройств. Нас интересует потребление кофеина, потому что это может быть чем-то, что люди, страдающие психическими проблемами, могут изменить, чтобы улучшить свое психическое здоровье и сон.»
Чтобы исследовать эти вопросы, исследователи использовали данные Австралийского генетического исследования депрессии. Более 11 000 взрослых с диагнозом или лечением депрессии заполнили детализированные анкеты о своем потреблении кофеина, сне и психическом здоровье. Из них около 9 000 также предоставили образцы ДНК, что позволило исследователям изучить генетические различия, ранее связанные с метаболизмом и чувствительностью к кофеину.
Потребление кофеина измерялось путем опроса участников о том, сколько порций кофе, чая, безалкогольных напитков и энергетических напитков они обычно пьют в день. Участники были разделены на группы низкого (0–2 напитка), среднего (3–5 напитков) или высокого (6 и более напитков) потребления кофеина. Психологический стресс оценивался с помощью шкалы Кесслера, широко используемой для измерения симптомов тревожности и депрессии. Удовлетворение сном измерялось одним вопросом из Индекса тяжести бессонницы. Участники также были спрошены, мешает ли им кофеин спать, что служило показателем чувствительности к кофеину.
Затем исследователи использовали линейные регрессионные модели для изучения того, как употребление кофеина связано со стрессом и удовлетворением сном, регулируя такие факторы, как возраст, пол, индекс массы тела и другое использование веществ (включая алкоголь, никотин и обезболивающие). Они также изучили, были ли определенные генетические варианты связаны с потреблением кофеина и чувствительностью.
Анализ показал, что участники, которые пили шесть или более кофеиновых напитков в день, набрали более высокие баллы на шкале психологического стресса, чем те, кто потреблял меньше. На каждый дополнительный кофеиновый напиток, выпитый в день, баллы стресса участников увеличивались на 0,2 пункта по 50-балльной шкале. Хотя это и небольшой эффект, он был статистически значимым. Люди из средней группы кофеина (3–5 напитков в день) не отличались значимо от тех, кто был в низкой группе, что свидетельствует о том, что только более высокие уровни потребления связаны с большим стрессом.
Интересно, что было мало доказательств, что потребление кофеина негативно повлияло на удовлетворение сном в этой группе. Хотя у тех, кто потреблял больше кофеина, было немного ниже удовлетворение сном, разница была небольшой и не осталась статистически значимой после коррекции на множественные сравнения.
«Мы ожидали, что потребление кофеина будет связано с худшим сном, чего не произошло», — сказал Макинтош PsyPost.
Вместо этого, сама чувствительность к кофеину, похоже, сыграла более важную роль. Люди, которые сообщали, что кофеин мешает их сну, гораздо реже пили больших количеств. Каждый дополнительный кофеиновый напиток в день был связан с 16%-й меньшей вероятностью сообщить о чувствительности к кофеину. Это предполагает, что люди, возможно, естественным путем уменьшают свое потребление, если замечают, что оно мешает их сну.
«Люди естественно корректируют, сколько кофеина они потребляют в зависимости от того, как они на него реагируют», — сказал Макинтош. «Если кофеин негативно влияет на вас, вы, вероятно, уменьшите его потребление соответственно, это может объяснить, почему кофеин не связан с плохим качеством сна.»
Генетический анализ дал дополнительные сведения о том, почему одни люди потребляют больше кофеина, чем другие. Несколько генетических вариантов были связаны с различиями в потреблении кофеина. Например, вариант рядом с геном AHR (rs4410790) был связан с повышенным потреблением кофеина, в то время как вариант рядом с геном CYP1A2 (rs2472297) был связан с более низким потреблением. Эти гены участвуют в метаболизме кофеина. Люди с более быстрым метаболизмом могут потреблять больше кофеина, чтобы поддерживать тот же уровень бодрствования, в то время как медленные метаболизаторы могут потреблять меньше.
Отдельный вариант рядом с генами MMS22L/POU3F2 (rs34645063) был связан с более высокой вероятностью сообщить о чувствительности к кофеину. Этот вывод согласуется с ранее проведенными исследованиями, показывающими, что эта генетическая область может быть связана как с меньшим потреблением кофеина, так и с повышенной чувствительностью.
Другие варианты в таких генах, как ADORA2A — который кодирует рецептор, на который целится кофеин в мозге, — были лишь слабо связаны с потреблением и не остались значительными после коррекции на множественные сравнения. Тем не менее, результаты предполагают, что генетические различия играют роль в формировании того, сколько кофеина люди потребляют и как их тела отвечают на него.
«Наша работа сосредоточена на тех, кто диагностирован с депрессией», — сказал Макинтош PsyPost. «Большее потребление кофеина было связано с более высокими сообщаемыми уровнями текущего стресса у людей независимо от качества сна. Размер эффекта не был большим, но был статистически значимым. Тем не менее, мы не можем установить причинно-следственную связь, поскольку участники могут увеличивать потребление кофеина в ответ на симптомы депрессии, такие как усталость или отсутствие мотивации. Распространенные генетические варианты играют значительную роль в том, как наше тело обрабатывает кофеин и были связаны с потреблением большего или меньшего числа кофеиновых напитков каждый день.
Одним из основных преимуществ исследования является его большой размер выборки и включение генетических данных, которые позволили исследователям обнаружить даже небольшие эффекты. Однако есть некоторые ограничения, которые следует учитывать. Данные были кросс-секционными, что означает, что они захватили только один момент времени. Это затрудняет определение причин и следствий.
«Наши данные имеют только одну точку времени и измеряют переменные, а не контролируют их экспериментально, поэтому мы не можем использовать их, чтобы окончательно утверждать, что кофеин вызывает стресс, или что люди с более высоким стрессом затем выбирают потребление большего количества кофеина», — отметил Макинтош.
Еще одно предостережение заключается в том, что выборка исследования состояла исключительно из людей с историей депрессии. Это означает, что результаты могут не применяться к общей популяции, особенно тем, у кого нет психических заболеваний. Будущие исследования с использованием более точных измерений потребления кофеина и продольных дизайнов могут помочь прояснить, как эти отношения развиваются с течением времени.
Статья "Потребление кофеина, психологический стресс и бессонница в группе людей с депрессией" была написана Гарри А. Макинтошем, Алеей Дж. Боргас, Нисрин Аубира, Британи Л. Митчелл, Джейкобом Дж. Краусом, Сарой Е. Медленд, Ианом Б. Хики, Наоми Р. Урэи, Николасом Г. Мартином, Кристелем М. Мидделдорпом и Эндой М. Бирн.
Психологи дружат с кофеином на уровне трансцендентной зависимости. И вот, в очередной попытке заглянуть в умы несчастных, они вдруг открывают «удивительную» связь между высоким потреблением кофе и депрессивными расстройствами. Прямо как если бы рыба вдруг выпрыгнула из воды и обвинила велосипедистов в глобальном потеплении.
Очевидно, это проделки научных лоббистов, жаждущих увеличить продажи кофе — ведь как объяснить такой странный вывод? Алхимия между дозами кофеина и уровнем стресса находит своих сторонников среди компаний, производящих бодрящие напитки. Какое счастье для них, что исследование проводилось на 11 000 участниках с историей депрессии — подходящая выборка для тестирования теории, звучащей как "пейте кофе, чтобы жить в стрессе".
Исследователи утверждают, что генетика играет не последнюю роль в том, сколько кофеина человек потребляет. Если одни, якобы, быстро перерабатывают кофе, то другие, похоже, застревают в бутылочках из-под колы, делая выбор в основном между сном и сверкающей чашечкой эспрессо. Смешно, но этот вывод может больше походить на ритуальное жертвоприношение кофеину, чем на настоящую помощь страдающим от депрессии.
Лейблы кофейных брендов теперь могут смело указывать: "Стресс? Это результат любви к нашему продукту". И совершенно не важно, что само исследование, похоже, не дает чёткой причинно-следственной связи. Главное, что нашли противодействие обывателю — любой хороший психолог скажет, что «все дело в генетике».
Пока одни борются с проведением полноценных исследований, основанных на долгосрочных данных, наши доблестные ученые спешат вывести очередную формулу «обожай-кофе-и-умри-от-депрессии». Очевидно, это будущие бестселлеры в мире самопомощи и лонгридов, которые облегчат муки и поднимут акционы как минимум на 20% — в пользу производителей кофе. Так что же на самом деле мы имеем? Совершенно неясно. Но главное, лоббисты снова зарабатывают свои рекламные деньги, и весь мир просто продолжает жить с чашечкой кофе в руках.