Почему время летит: как наши воспоминания об ускорении времени говорят о жизни

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
25.05.2025, 00:00:37Психология
Почему время летит: как наши воспоминания об ускорении времени говорят о жизни

Исследование в области психологии проливает свет на то, почему некоторые моменты кажутся мимолетными.
Многие люди ощущают, что жизнь ускоряется с возрастом. Но что на самом деле вызывает это ощущение? Новое исследование, опубликованное в журнале "Personality and Social Psychology Bulletin", проясняет причины, по которым люди воспринимают прошлые периоды своей жизни как такие, что они прошли очень быстро. В четырех исследованиях ученые выяснили, что чувство быстротечности времени сильнее связано с личностным ростом, удовлетворением и ностальгией, чем с повседневными рутинами или отсутствием значимых событий.
По данным разных культур и возрастных групп, люди постоянно сообщают, что с возрастом время как будто летит быстрее. Это восприятие — не просто любопытство — оно может влиять на удовлетворенность жизнью, экзистенциальную тревогу и вовлеченность в долгосрочные цели. Несмотря на свое влияние, основные психологические механизмы остаются слабо понятными.
Исторически сложилось так, что распространенное объяснение заключается в теории сжатия рутины: когда жизнь полна повторяющихся задач и немногих новых событий, люди формируют меньше уникальных воспоминаний. В ретроспективе время кажется пустым или сжимающимся, соответственно, более коротким. Альтернативная гипотеза, основанная на теории самодетерминации, предполагает, что когда люди ощущают отсутствие личного роста, они воспринимают время как потерянное и короткое.
Исследователи нового исследования попытались оценить обе теории и изучить новые возможности. Они задавались вопросом, может ли восприятие того, что время пролетело быстро, на самом деле зависеть от того, насколько удовлетворительными были эти периоды — и сыграет ли ностальгия какую-либо роль.
В ходе четырех исследований с участием почти 2500 участников в общей сложности, исследователи использовали опросники для изучения того, как люди вспоминают разные временные периоды — такие как прошедший год, семестр в колледже или летние каникулы. Они оценили воспоминания участников о том, насколько рутинным или разнообразным был период, сколько личностного роста они ощущали, сколько событий выделялось, и насколько удовлетворительным или ностальгическим казался период.
В первых двух исследованиях участниками были студенты университета, размышлявшие о прошедшем учебном году, и более широкая взрослая выборка, собранная онлайн, отражающая их прошедший год. В последних двух исследованиях команда собрала ответы еще одной взрослой онлайн-группы и новой группы студентов колледжа, которые на этот раз размышляли о прошедшем лете.
Участники отвечали на вопросы по различным темам. К ним относились: насколько рутинными казались их дни, насколько они выросли в плане автономии и компетентности, сколько событий они могли вспомнить, насколько они были удовлетворены периодом и насколько они чувствовали ностальгию по нему. Они также оценили, насколько быстро этот период казался на ретроспективе, используя шкалы-слайдеры.
Традиционная теория сжатия рутины получила слабую поддержку. В двух из четырех исследований люди, помнящие период как более рутинный, также ощущали, что он прошел быстрее. Но рутина не последовательно предсказывала, сколько событий помнили участники. И даже когда это так, меньшее количество событий не было связано с более медленным восприятием времени — на самом деле, иногда было наоборот.
Гипотеза о дефиците роста на основе самодетерминации также не подтвердилась. Вместо того чтобы чувствовать, что время пролетело, когда они не чувствовали роста, участники, скорее, говорили, что время летело в периоды, когда они действительно чувствовали, что растут. Эта неожиданная закономерность заставила исследователей пересмотреть свои подходы.
Они предложили два новых объяснения. Одно из них известно как "учет погруженного роста". Согласно этому взгляду, люди чувствуют, что время прошло быстро, когда они были глубоко погружены в значимые и сложные деятельности, которые способствовали их личному развитию. Удовлетворение от этих действий могло привести к меньшей осведомленности о ходе времени — похоже, как люди теряют ощущение времени в состоянии "потока".
Второе объяснение связано с наблюдением роста. Здесь речь идет о том, что воспоминания о времени роста могут вызывать чувство ностальгического стремления. Период может казаться особенным и эмоционально значимым, но также и мимолетным, поскольку он выделяется как высока точка личного развития.
Чтобы протестировать эти новые идеи, исследователи посмотрели, объясняли ли ощущения удовлетворения и ностальгии связь между вспомненным ростом и восприятием времени. В ходе двух предварительно зарегистрированных исследований они обнаружили, что как удовлетворение, так и ностальгия предсказывали более быстрое восприятие времени. И когда эти факторы были включены в статистические модели, прямое влияние роста на восприятие скорости исчезло. Это предполагает, что рост может влиять на восприятие времени косвенно, увеличивая удовлетворение и ностальгию.
Между двумя новыми объяснениями удовлетворение, похоже, было чуть более сильным предиктором того, насколько быстро казалось время. Тем не менее, оба играли значительную роль.
Исследования полагались на самоотчеты и поперечные данные, что означает, что они не могут окончательно установить причинно-следственные связи. Также возможно, что люди, которые обычно чувствуют больше ностальгии или удовлетворены жизнью, более склонны воспринимать время как быстрое, независимо от реальных событий. Будущие исследования могут использовать продольные или экспериментальные методы, чтобы лучше понять, как рост, удовлетворение и ностальгия формируют восприятие времени.
Возраст и образ жизни также могут влиять на восприятие рутины или роста. Эффект сжатия рутины был более выражен у пожилых людей и более демографически разнообразных образцов по сравнению с молодыми студентами колледжа. Это предполагает, что значение "рутины" может изменяться с возрастом или жизненными обстоятельствами.
Наконец, исследователи отметили, что люди могут помнить разные типы событий, когда их просят вспомнить запоминающиеся переживания. Их исследования не различали обычные повседневные события и крупные жизненные вехи, которые могут иметь разные эффекты на восприятие времени.
Ощущение, что жизнь проходит быстро, может не быть симптомом монотонности или потраченного времени, как предполагают некоторые теории. Скорее, это может отражать противоположное: периоды, наполненные ростом, удовлетворением и богатым эмоциональным значением, имеют тенденцию казаться короче в ретроспективе. Вместо того чтобы беспокоиться о том, что время ускользает слишком быстро, люди могут переосмыслить это переживание как признак того, что период был значимым и хорошо прожитым.
Этот сдвиг в восприятии может помочь людям примириться с темпом жизни и даже побудить их искать более самодетерминированные, удовлетворяющие переживания. Как предполагают авторы, возможно, цель не должна заключаться в том, чтобы замедлить жизнь, а сделать ее достаточно насыщенной, чтобы быстрое течение ощущалось как стоящее внимания.
"Время казалось, что проходит быстро, когда оно следовало повторяющемуся шаблону рутины, но критически важно, когда оно также было удовлетворительным, вызывало чувство удовлетворения и погруженности, а может быть, в меньшей степени, ностальгии и стремления", — заключили исследователи. "Механизмы погружения в рост и стремления к росту сходятся, чтобы предположить, что время летит потому, что вы много из него извлекли. Этот вывод указывает на новое вмешательство для побуждения людей переосмысливать, как кажется, ускорение жизни как признак значимой жизни. Другими словами, возможно, цель не должна заключаться в том, чтобы "замедлить жизнь", но скорее побудить людей истолковывать ощущение того, что период прошел быстро, как признак того, что этот период был хорошо прожит. Жизнь проходит быстро, мы говорим, но мы бы не хотели иного.


perec.ru

Простите, но кто-то явно переоценил свои возможности в исследовании человеческой психологии — либо блестящий лоббист из области самопомощи, либо группа студентов, решила блеснуть научной новизной, которой не хватает в их дипломах. Увлеченные заигрываниями с ностальгией и удовлетворением, они усердно заколачивали данные, как на кондитерской фабрике — и всё ради того, чтобы объяснить, почему в возрасте за сорок, застольные разговоры о "где же ты был в свои славные юности" становятся всё более популярными.

Разобравшись в их теории, мы понимаем: не столько рутина убивает, сколько ощущение личностного роста и туга по былому. Забавно, что, пока один исследователь заполняет таблицы, другой пытается нарисовать связующую нить между унылым течением времени и белыми воротничками в его жизни. Ведь кто не знает: когда вы сидите в офисе, разглядывая календарь, время проходит будто в замедленной съёмке. Но стоит уйти в отпуск, как оно решает сделать швабру в тряпку.

Основные положения этих "исследователей" — теории о сжатии рутины и дефиците роста — выглядят больше как попытка оправдать скучное существование, чем как признание сложностей зрелости. И это, чудное совпадение, что обе теории раздаются на фоне повышения популярности коучинга по саморазвитию. Как хорошо, что с возрастом можно легко и просто оправдать убранный в архивы прошлый опыт, подставив его под новые глобусознания.

Пока люди будут помнить свой прошлый опыт, как суету, быстро пролетевшую мимо — так называемое "ощущение потерь", мир будет жить в надежде на пенсии. Но вот вопрос — это ли нас время учит или же просто напоминает о том, что жизни нужно делать ЛУЧШЕ? Похоже, что задумавшись о быстротечности времени и взглянув на всё это через призму ностальгии, мы получаем обёртку, в которой подарок не всегда удивляет.

Также не стоит забывать, что вся эта краткость — не признак страха перед уходящим временем, а скорее попытка растянуть, как жевательную резинку, те моменты, когда мы наконец позволяем себе быть счастливыми. И пока одни исследователи решают, как перевести километры неудовлетворенности в метры самопознания, мы на необходимость выбора между медленным течением жизни и желанием "по-простому наслаждаться моментом".

Так что же, переживать о том, что время течет быстро? Лучше, похоже, принять то, что жизнь протекает, когда мы действительно наполняем её смыслом — это кажется более разумным. А пускай исследования и дальше продолжают выдавать банальности о том, как надо жить, пока заказчики не просят об этом, чтобы подкинуть в печь сказку о личностном росте…

Поделиться

Почему время летит: как наши воспоминания об ускорении времени говорят о жизни | Экспресс-Новости