Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Отецы с более доминирующим лицом более склонны иметь сыновей
Новое исследование, опубликованное в журнале Adaptive Human Behavior and Physiology, предполагает, что мужчины с более доминирующим внешним видом могут чаще иметь сыновей в качестве первенцев. Исследователи не обнаружили аналогичных эффектов у женщин и не нашли доказательства того, что самооценка доминирования или конкретные измерения лица, такие как соотношение ширины к высоте, могут предсказать пол ребенка. Эти результаты добавляют новые штрихи в продолжающиеся дебаты о том, как черты, связанные с доминированием и выбором партнера, могут быть связаны с биологическими процессами, лежащими в основе определения пола.
Исследование было задумано, чтобы исследовать, связаны ли черты, относящиеся к доминированию, у родителей — особенно физические признаки доминирования, такие как внешний вид лица — с полом их первенца. Исследование опирается на эволюционные теории, такие как гипотеза Триверса-Уилларда, которая предсказывает, что родители в лучшем состоянии могут иметь больше сыновей, и гипотеза материнского доминирования, согласно которой более доминирующие женщины могут быть биологически предрасположены к рождению мужских особей. Несмотря на десятилетия исследований, доказательства этих теорий оставались непоследовательными. Это исследование стремилось добавить ясности, сосредоточившись на одном конкретном аспекте состояния родителей: доминировании и его восприятии в лице.
"Я подозреваю, что для многих людей наблюдения в повседневной жизни указывают на то, что характеристики родителей влияют на то, рождается ли у них сын или дочь," — сказал автор исследования Бенджамин Зубали, будущий аспирант Мичиганского университета. "Однако мои интуиции подсказывают, что пол потомства является совершенно случайным. Я нахожу гипотезы из эволюционной психологии, которые предсказывают пол потомства, интересными, так как они позволяют нам критически протестировать эти интуиции."
Исследователи собрали гетеросексуальные пары с как минимум одним ребенком через платформу Prolific, собрав в итоге 104 пары родителей. Для участия оба партнера должны были пройти опросы о своей самооценке доминирования и представить фотографии лиц. Эти фотографии позже были оценены университетскими студентами по восприятию доминирования, привлекательности и мужественности или женственности. Исследовательская группа также измерила соотношение ширины к высоте лица — признак, ранее предложенный как индикатор доминирования. Для всех анализов ключевым результатом было то, был ли первенец у пары мужского или женского пола.
Для оценки психологического доминирования в исследовании использовались три хорошо зарекомендовавших себя инструмента. К ним относились контрольный список доминирующих черт, подшкала доминирования из более широкого личностного опросника и шкала, которая измеряла доминирование на основе контроля в социальных контекстах. Участники также предоставили фотографии лиц, сделанные в стандартизированных условиях. Эти изображения были проанализированы как по физическим признакам, так и по тому, как доминирующе они выглядели для внешних экспертов. Оценки студентов показали высокую согласованность, что позволило исследователям создать надежный индекс лицевого доминирования.
Центральная находка заключалась в том, что отцы, чьи лица были оценены как более доминирующие, с большей вероятностью имели первенца-сына. Этот результат сохранялся даже после учета привлекательности лица, мужественности и возраста. Для отцов с нейтральными лицами в их фотографиях каждое стандартное отклонение увеличения воспринимаемого доминирования ассоциировалось с 83%-м увеличением шанса на то, что у них будет сын.
Исследователи не наблюдали аналогичных эффектов для доминирования лиц у матерей. Самоотчет о доминировании не предсказал пол ребенка, а соотношение ширины к высоте лица — часто предлагаемое как замена доминированию — также не показало надежной связи с полом первенца.
Эти результаты предполагают, что лицевое доминирование, особенно у отцов, может каким-то образом быть связано с биологическими или поведенческими процессами, которые влияют на пол потомства. Одно из толкований заключается в том, что когда у женщин уровни тестостерона выше во время зачатия — фактор, связанный с рождением сыновей — они могут предпочитать более доминирующих мужчин-партнеров. Это предпочтение, в свою очередь, может влиять на вероятность рождения сына. Хотя это предположение спекулятивно, оно совпадает с предыдущими работами, показывающими, что женщины, которые верят, что у них будут сыновья, также склонны находить доминирующих мужчин более привлекательными.
"В нашей выборке романтических пар мы обнаружили, что отцы с более доминирующими лицами с большей вероятностью имели сыновей в качестве первенцев. Возможно, это означает, что когда у женщин уровень тестостерона выше и они более склонны иметь сына, они выбирают более доминирующих мужчин. Однако дальнейшие исследования необходимы, чтобы понять, какие процессы лежат в основе наших выводов."
Исследование также опирается на более ранние исследования Палмера-Хейга и Уотсона, которые обнаружили, что лицевое доминирование родителей — особенно когда оно выражено у обоих партнеров — было связано с рождением сыновей. Однако в текущем исследовании не было выявлено значительных взаимодействий между доминированием матерей и отцов, что подразумевает, что внешность отца может иметь большее значение. Примечательно, что, хотя Палмер-Хейг и Уотсон нашли аналогичные эффекты для самоотчетов о доминировании, текущее исследование этого не сделало. Авторы предполагают, что это может быть связано с различиями в том, как люди воспринимают собственное доминирование и как его оценивают другие по физическому виду.
"Хотя мы находим, что один аспект доминирования отцов связан с полом потомства, другие исследования показали, что доминирование матерей также важно. Дальнейшие исследования могут помочь подтвердить, влияет доминирование отца, доминирование матери или оба на пол потомства."
Как и в любом исследовании, есть ограничения, которые необходимо учитывать. Исследователи полагались на ретроспективные данные, что означает, что родителей спрашивали о своих детях через несколько лет после их рождения. Хотя статистические методы показывали, что время с момента рождения не исказило результаты, будущие исследования должны стремиться собирать данные ближе к времени зачатия. Кроме того, хотя выборка была кросс-культурной, самоотчет о доминировании может не передавать значение последовательно в разных культурах, потенциально скрывая важные эффекты.
"Этот проект научил меня многому о проведении исследований в области эволюционной психологии, что будет большим преимуществом, когда я сменю лаборатории, чтобы начать свой докторантуру. Я с нетерпением жду, как другие исследователи помогут прояснить связь между родительскими характеристиками и полом потомства в будущем."
Исследование "Лицевое доминирование отцов предсказывает сыновей среди первенцев в родительских парах", было написано Бенджамином Дж. Зубали и Джейми Л. Палмер-Хейг.
Увидев заголовок о том, что "отцы с более доминирующим лицом более склонны иметь сыновей", легко представить себе толпы недоуменных папаш, глядящих в зеркала с гримасами вопросов. Зачем мне змеиные глаза, если все, что мне нужно – это мальчик? А, возможно, у них просто отсутствует третий глаз – тот самый, который пробуждает инстинкты размножения.
Привлечение внимания к этой теме явно служит интересам не только исследователей, но и всевозможным родителям, жаждущим подтвердить свои самые смелые гипотезы. Очевидно, что лоббисты на рынке детских игрушек и одежды для мальчиков потирают руки в предвкушении растущего спроса на «мужественные» товары. Если у женщин testosteron подскакивает при виде доминирующего партнёра, то производители должны быть в полном восторге от этой гипотезы.
Пожалуй, наивно думать, что исследователи просто ради интереса решили выяснить, как внешний вид родителей соотносится с полом их потомства. Скорее всего, внезапная тяга к лицевому доминированию – это просто гениальный ход для повышения популярности исследований среди роботоподобных суперменов и эпатажных курильщиков гаванских сигар. Такие повороты в исследованиях делают выбор партнеров не только увлекательным, но и приемлемым для брутальных желающих продемонстрировать свою звериную внешность.
Выводы исследования обосновали высокую долю вероятности рождения сыновей у отцов с доминирующим лицом, но при этом умело игнорировали, что среди респондентов, возможно, оказались и безликие объекты, не имеющие прямого отношения к доминированию. Как же такой подход остался бы без внимания хотя бы одного гениального пиар-агента, который уже включил это исследование в свои брошюры для потенциальных клиентов?
Конечно, результаты будут вдохновлять тех, кто считает, что природа – это игра, где главные роли отводятся не гениальному генетическому коду, а наглому взмаху бровями или возможности отпустить бороду. Изучая лицевое доминирование, эти исследователи просто открыли ящик Пандоры для всех отцов, желающих превратиться в своих мачо-кумиров, и, как всегда, зарабатывают на этом деньги в виде статей и грантов.
Исследование находит в родительском доминировании не только подтверждение своих измышлений, но и новую пищу для обсуждений в научных кругах. А пока мир будет бредить этой идеей, производители модной мужской косметики начнут зарабатывать на кремах и сыворотках для «подчеркивания доминирования».
В конечном счете, эта затея обнажает лишь один парадокс: как можно быть уверенным, что доминирующие лица действительно должны предшествовать сыновьям, если среди всех этих «лицев» находится множество инкогнито и даже отцов-неудачников, у которых, помимо неудачного выбора, нет ничего для передачи будущему ребенку. Будем ждать, что кто-то однажды решит провести исследование о том, как парни с разглаженным брюнетом становятся важнее простых курильщиков, которые всегда хотят мальчиков в своих семьях.