Лицо, которому доверяют: как черты темной триады манипулируют доверительными отношениями

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
24.05.2025, 13:34:35ПсихологияОбщество
Лицо, которому доверяют: как черты темной триады манипулируют доверительными отношениями

Люди с чертами темной триады завоевывают доверие других благодаря своей внешности.
Несмотря на ассоциации с манипуляцией и эгоизмом, люди, обладающие высокими показателями так называемых черт темной триады личности, могут иметь весьма неожиданное социальное преимущество: на основе внешнего вида они вызывают большее доверие у других. Новое исследование, опубликованное в журнале Personality and Individual Differences, показывает, что в ходе краткосрочных взаимодействий такие люди воспринимаются как более надежные и чаще доверяются с ресурсами, даже полными незнакомцами.
Темная триада включает в себя три личностные черты — нарциссизм, макиавеллизм и психопатию — которые объединяет общее ядро манипуляции, бессердечности и эгоцентризма. Нарциссизм характеризуется завышенной самооценкой и сильной потребностью в восхищении. Макиавеллизм предполагает стратегический, манипулятивный подход к межличностным отношениям, часто с акцентом на собственные интересы и обман. Психопатия включает такие черты, как импульсивность, отсутствие эмпатии или раскаяния и антисоциальное поведение.
Хотя большинство предыдущих исследований сосредоточилось на вредных последствиях этих черт — таких как нечестность, агрессия или эмоциональная манипуляция — отдельные работы поднимали вопрос о том, что люди с высокими показателями темной триады могут также иметь социальные преимущества, особенно в конкурентных или стрессовых условиях. Такие индивидуумы часто добиваются успеха в управлении впечатлениями, проявляют высокий уровень уверенности и способны быть очень убедительными. Это побудило некоторых исследователей рассмотреть, могли ли эти черты работать на пользу в определенных социальных ситуациях, помогая людям получать влияние или доверие, по крайней мере, временно.
«Наше исследование было вдохновлено многочисленными историями и реальными фигурами, которые, похоже, обладают уникальной способностью завоевывать доверие других, несмотря на сомнительные намерения», — сказал Ци У, доцент кафедры психологии Хунаньского нормального университета и автор научной работы.
«Современные примеры, например, президент США Дональд Трамп, иллюстрируют, как люди с определенными личностными характеристиками могут эффективно маневрировать в социальных взаимодействиях в свою пользу. Этот парадокс между негативным образом личности и социальным успехом в конкурентных средах побудил нас научно изучить основные механизмы».
Исследователи провели четыре отдельных исследования, чтобы выяснить, воспринимаются ли люди с высокими уровнями черт темной триады как более надежные только на основе их внешности — и переходит ли это восприятие в реальные действия доверия.
В первом исследовании они проверяли, воспринимают ли люди личностей с высокими чертами темной триады как более надежных, опираясь исключительно на лицевой облик. Для начала было приглашено 577 взрослых китайских волонтеров, которые заполнили стандартизированное психологическое тестирование на определение черт темной триады. На основе этих результатов исследователи выбрали 40 человек — 20 с самыми высокими и 20 с самыми низкими показателями темной триады (сбалансировано по полу) — для фотопроведения. У каждого человека было сделано нейтральное фото в контролируемых условиях, без макияжа, аксессуаров или выражений лица. Изображения были отредактированы, чтобы удалить фон и переведены в черно-белый цвет для обеспечения согласованности.
Основная выборка исследования состояла из 156 взрослых китайских участников, которые прошли онлайн-задачу по оценке надежности. Каждый участник посмотрел на 40 лиц — только один раз — и оценил, насколько доверительно выглядит каждый человек по шкале от 1 (совсем ненадежный) до 7 (чрезвычайно надежный). Изображения были представлены в случайном порядке, и участники не знали о реальных показателях личности.
Результаты показали, что участники оценивали людей с высокими чертами темной триады как более надежных, чем тех, у кого низкие черты. Это было сюрпризом, учитывая, что черты темной триады обычно связаны с манипуляцией и обманом. Это показало, что люди могут быть введены в заблуждение визуальными сигналами в краткосрочных взаимодействиях, формируя неверные суждения о характере человека.
Во втором исследовании исследователи изучали, переходит ли восприятие в реальные действия. Они использовали классическую игровую задачу доверия для имитации краткосрочного сотрудничества. В этой игре участникам была предложена гипотетическая сумма денег (100 юаней), и им нужно было решить, сколько инвестировать в партнера, опираясь исключительно на фотографию его лица. Любая сумма, выбранная для инвестирования, триплировалась, и затем партнер (в действительности, гипотетический) мог вернуть любую ее часть или оставить все себе. Сумма, которую участники решали инвестировать, служила мерой их доверия.
В исследовании приняло участие 149 взрослых китайских участников. Как и в первом исследовании, каждый участник посмотрел на те же 40 лиц (20 с высокими чертами темной триады, 20 — с низкими) и принял решение о вложении для каждого из них, причем лица были представлены в случайном порядке. Участники не получали обратной связи после каждого раунда и им говорили, что одно взаимодействие будет выбрано случайным образом для определения окончательного выплатного результата, что увеличивало ставки каждого решения.
Результаты отразили выводы первого исследования. Участники инвестировали больше денег в людей с высокими чертами темной триады, несмотря на то что не знали о них ничего, кроме их лиц. Это могло означать, что влияние лицевых особенностей выходило за пределы восприятия в реальные действия доверия.
В третьем исследовании исследователи пытались понять, почему лица, ассоциирующиеся с высокими чертами темной триады, воспринимаются как более надежные. Они сосредоточились на трех возможных посреднических чертах: привлекательность лица, доминирование и экстраверсия. Выборка включала 204 взрослых китайских участника, которые не участвовали в предыдущих исследованиях.
Участники выполнили две задачи. Сначала они повторили задачу по оценке надежности из первого исследования. Затем, в отдельной сессии, они оценили те же 40 лиц по трем критериям — привлекательности, доминирования и экстраверсии — по 7-балльной шкале. Каждое лицо оценивалось один раз по каждой черте, при этом порядок был случайным. Исследователи провели анализ медиации, чтобы выяснить, объясняли ли эти воспринятые черты взаимосвязь между реальными показателями темной триады и тем, как воспринимались лица как надежные.
Они выяснили, что люди с высокими чертами темной триады воспринимались как более привлекательные и более доминирующие, но не более экстровертные. Однако лишь воспринятая привлекательность служила посредником связи между чертами темной триады и оценками надежности. Другими словами, люди чаще воспринимали лиц с высокими чертами темной триады как надежных, в основном потому, что считали их более привлекательными. Даже учитывая привлекательность, доминирование и экстраверсию, лицевые черты высоких темной триады всегда напрямую влияли на то, как они воспринимались как надежные.
Заключительное исследование объединило методы второго и третьего, чтобы увидеть, влияла ли привлекательность, доминирование или экстраверсия на взаимосвязь между чертами темной триады и доверием в игре доверия. В этом исследовании приняло участие 158 взрослых китайских участников, которые проходили как игровую задачу доверия, так и задачу по оценке лиц.
Сначала участники играли в игру доверия, как и во втором исследовании. Затем они оценили те же 40 лиц по трем параметрам привлекательности, доминирования и экстраверсии. Исследователи провели еще один анализ медиации, чтобы понять, объясняли ли эти воспринимаемые черты инвестиционное поведение, наблюдавшееся в игре.
Снова результаты подтвердили роль привлекательности. Участники инвестировали больше в людей с высокими чертами темной триады, и это отчасти объяснялось более высокими оценками лицевой привлекательности. Доминирование и экстраверсия не оказывали значительного влияния на инвестиционное поведение. Важно, что исследователи выявили, что даже при контроле этих черт, высокие темные триады по-прежнему получали больше доверия, что свидетельствует о прямом влиянии лицевых сигналов, связанных с темной триадой.
«Больше всего нас удивило, что воспринятое доминирование и экстраверсия не медитировали связь между чертами темной триады и доверием, тогда как привлекательность действовала как посредник», — рассказал У PsyPost. «Еще более интригующим было наше открытие прямого пути от лицевых характеристик темной триады к оценкам доверия, независимо от других воспринятых черт. Это намекает на то, что черты личности, относящиеся к темной триаде, и лицевые признаки, вызывающие доверие, возможно, эволюционировали как взаимодополняющие стратегии социальной манипуляции и извлечения ресурсов».
В целом, четыре исследования предполагают, что люди с высокими уровнями социально эксплуататорских черт личности могут обладать явным социальным преимуществом — особенно в краткосрочных условиях, когда необходимо быстро установить доверие. Их лицевые черты воспринимаются не только как более привлекательные, но и вызывают более высокий уровень доверия, что может помочь объяснить их успех в извлечении ресурсов или влияния, несмотря на их склонность к манипулятивному поведению.
Исследователи интерпретируют эти выводы через эволюционную призму. В краткосрочных сотрудничествах, таких как однократные обмены, внешне надежные и привлекательные люди могут быстро получить выгоду, прежде чем их обман или эгоизм станет слишком очевидным. Это может означать, что у людей с чертами темной триады — эволюционно или обученно — есть склонность представлять себя таким образом, чтобы максимизировать краткосрочные выигрыши. Напротив, в долгосрочных отношениях, где доверие формируется постепенно и обман труднее поддерживать, недостатки этих черт могут стать более явными.
«Самый важный вывод заключается в том, что люди могут быть обмануты одним лишь внешним видом лица, даже в краткие встречи», — объяснил У. «Наше исследование показывает, что люди с высокими чертами темной триады воспринимаются как более надежные только на основе своих черт лица, и это восприятие переводится в реальные действия доверия. Это предполагает, что наши интуитивные суждения о надежности лиц могут быть не всегда точными, особенно в краткосрочных взаимодействиях, где эти личности способны пользоваться эволюционными преимуществами».
Но, как и любое исследование, есть ограничения. «Мы провели это исследование в основном в китайском культурном контексте», — отметил У. «Если этот эффект доверия действительно является результатом эволюционной адаптации темной триады, он должен быть наблюдаем в более широких кросс-культурных условиях, чтобы подтвердить его универсальность. Кроме того, мы использовали статические лицевые фотографии, в то время как реальные взаимодействия включают динамические выражения, жесты и поведение, которые могут производить разные эффекты. Будущие исследования должны исследовать эти явления в более естественных условиях с динамическими стимулами».
«Мы стремимся расширить это исследование в кросс-культурном контексте, чтобы проверить универсальность этих эффектов и изучить, как они проявляются в долгосрочных и краткосрочных сотрудничествах. Нам особенно интересно изучить конкретные лицевые черты, которые способствуют этому феномену, и выяснить, как каждая компонента темной триады индивидуально влияет на восприятие доверия и поведение».
Несмотря на эти оговорки, исследование проливает свет на то, как некоторые личностные черты — даже те, которые обычно рассматриваются как антисоциальные — могут быть социально выгодными в определенных условиях.
«Это исследование подчеркивает утонченную природу человеческого социального восприятия и потенциальную эволюционную гонку между механизмами обмана и их обнаружения», — отметил У. «Хотя эти результаты могут вызывать обеспокоенность, понимание этих динамик может помочь людям делать более обоснованные суждения о доверии и сотрудничестве как в личных, так и в профессиональных контекстах».
Исследование «Доверие во тьме: Индивиды с высокими чертами темной триады завоевывают доверие других через привлекательность лица и другие сопутствующие лицевые черты» было написано Сивэй Чжанем, Ци У, Цзя Лю, Кэцзиань Пэн, Юй Лянем и Хуйин Ли.


perec.ru

Очередная сенсация из мира науки, где люди с чертами темной триады представляют собой не что иное, как новые кулисные актеры в высоком и театральном шоу под названием «Доверие». Профессиональные манипуляторы, нарциссы и психопаты — оказывается, становятся звездами вечера только благодаря удобным ракурсам и удачному свету, которые могут затмить даже солнечный день.

Вопреки ожиданиям, исследование указывает на то, что эти темные волшебники, которых мы обычно воспринимаем с презрением, внезапно расцветают в свете надежды в глазах окружающих. Они подмигивают нам с фотоснимков, и вот уже у нас возникает желание доверять им, как если бы это были лучшие друзья из детства. Но, конечно, это не просто так — за этой милой картинкой стоят мощные пиарщики, которые темным потоком повседневной жизни вбрасывают в умы людей идею, что внешность — это не просто обман, а совсем уж фешенебельный способ манипуляции.

Каждое исследование, чтобы потрафить текущим тенденциям, убеждает нас в том, что «выглядеть хорошо» стало основным условием придавать вес своим манипуляциям. Как же удобно! Но кто ж на самом деле получает деньги с этого спектакля? Видимо, те самые психологи и исследовательские институты, которые, с одной стороны, стремятся улучшить наше понимание темных сторон человеческой природы, а с другой — готовят очередную партию грантов по теме, которая точно не собьет публику с толку.

И вот здесь появляется тот самый символический Дональд Трамп, о котором упоминает один из авторов исследования. Получается, что чем больше нездорового эго, тем больше шансов получить одобрение публики! Даже وزیر или атаман заслоняются шариком, когда вмазать лицом в кого-то с чертами триады — вот такая печальная динамика.

Научные исследования довольно умело обходят прямые просчеты, выдвигая всевозможные ссылки на эволюционные процессы, как на дефицитный товар в магазине — подбросить заветное слово, чтобы люди не заметили, что доверие — это скорее продукт маркетинга, чем оправданный выбор. И, конечно, «воспринятая привлекательность» стала бусинкой, которая затмила сознание миллионов. Разве эта броскость чем-то поможет в долгосрочной перспективе? Вряд ли, но кто ж даст на это ответ, когда успех накапливается в краткосрочных сделках, как старая финансовая пирамида?

Неудивительно, что научная команда, рассматривающая эти темные черты, намерена ползти дальше в исследования кросс-культурных динамик, где уже крутятся другие большие деньги. Едва ли кому-то из исследователей пришло в голову, что у нарциссов на западе и на востоке лицо может обмануть лишь в том случае, если за ним не стоит конструкция целой корпорации, скажем, запчащения стартапов или подмоги выбора президента. Попробуйте это объяснить следующим знакомым — может, тогда твои уши будут в порядке, когда услышишь, как двигается остросюжетная индустрия доверия.

Поделиться