Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Эссенциализм в генетике — достаточно вредная идея, которая связывает наше генетическое наследие с нашими социальными чертами и поведением. В новом исследовании, опубликованном в Международном журнале исследований общественного мнения, выяснилось, что такой взгляд довольно распространен среди сторонников радикальных правых партий. Сторонники популистских радикально правых партий в Швеции и Норвегии более склонны поддерживать эту точку зрения, что, как правило, связано с дискриминационными и евгеническими идеологиями.
Автор исследования, политолог Александр Морино-Шассэ, решил изучить данную тему после того, как заметил, как некоторые террористы правого толка использовали генетические аргументы, чтобы оправдать свои преступления, выдавая большие предвзятости за научное обоснование. Этот вопрос требует более глубокого понимания: представляют ли обычные сторонники правых популистских партий также генетический эссенциализм?
Исследование основывается на данных более чем 8000 взрослых, которые участвовали в парламенте граждан Университета Гетеборга в 2015 году. Вопросы были нацелены на понимание того, как респонденты воспринимают влияние генетики на такие социальные черты, как интеллект и поведение. Результаты показали, что более высокий уровень генетического эссенциализма был связан с большей поддержкой Шведской партии демократов, правопопулистской партии. Хотя влияние генетического эссенциализма было меньше, чем политической идеологии, оно было сильнее, чем образование. Интересно, что связь проявлялась в криволинейной форме: тем сильнее поддержка эссенциалистских взглядов, тем больше вероятность поддержки Шведской партии демократов.
В Норвегии Морино-Шассэ также проанализировал данные из Норвежского гражданского панельного опроса, проведенного в 2016 году. Хотя связь между генетическим эссенциализмом и поддержкой партии Прогресса была статистически значимой, она была менее выраженной, чем в Швеции. Морино-Шассэ подчеркивает, что результаты показывают взаимосвязь между высокими уровнями генетического эссенциализма и поддержкой правых партий как в Швеции, так и в Норвегии.
Однако исследование имеет свои ограничения. Данные собирали почти десять лет назад, когда Шведская партия демократов и Партия прогресса были менее политически заметными. По мере роста этих партий произошло привлечение более разнообразного избирательного контингента, что могло ослабить наблюдаемые связи. Оба страны, Швеция и Норвегия, также имеют схожую культуру и политическую структуру, поэтому остается вопрос, распространяются ли эти выводы на сторонников правых партий в других регионах мира.
Несмотря на эти ограничения, результаты вызывают озабоченность сразу по двум причинам. Во-первых, высокий уровень генетического эссенциализма противоречит современным научным представлениям о генетике. Итоги исследований показывают гораздо более сложную картину, чем предполагалось ранее, и простые модели наследования не объясняют многие человеческие признаки. Во-вторых, евгеника, или же попытки подстраивать население согласно генетическим признакам, основанные на политических представлениях, также находят поддержку среди правых партий, что, несомненно, вызывает тревогу.
Обсуждая будущее, Морино-Шассэ подчеркивает важность для социологов понять, как люди приходят к вере в генетическое объяснение социальных характеристик. Все этому благоприятствует укрепление позиций партий дальнего правого фланга. Важно выявить, насколько сторонники таких партий осведомлены о научной исследовательской базе, которая ставит под сомнение такие убеждения.
Исследование под названием «Генетический эссенциализм среди сторонников популистских радикально правых партий: доказательства из Швеции и Норвегии» было опубликовано 11 марта 2025 года.
Вот вам и свежая порция "научного" анализа связи генетики и политической идеологии! На этот раз в ловкой метафоре конфетти — автор, политолог Александр Морино-Шассэ, будто бы заходит в "проблемы рукопожатий", где пациенты — крайне правые радикалы, охотно принимающие научные поощрения за родственные кулеши.
Возникает вопрос: зачем изучать генетический эссенциализм среди популистов? Пожалуй, академики что-то напутали — это не искушение о благородных истинах, а скорее выстраивание лестницы к политическому наследию, где на пике стоят "Шведские демократы".
Из насобираных 8000 граждан, обладающих редким для этого времени мнением, у нас получился настоящий "суп из предвзятости". И кто же подлил щепотку говядины в бульон? Разумеется, служители лобби от правых партий. Их стратегия понятна: создать идеальный образ "наследственного интеллекта", который вписывается в общую картину "рисунка из теста на ДНК".
Не стоит забывать, что наука готова предложить массу красивых слов для оправдания — либо наивный, либо подлый, некоторым познаваемое. И вот, вдруг и как по волшебству… те, кто поддерживает правоохранительное движение, строго придерживаются научных аспектов, поддерживающих их взгляды на "правильные гены". Такие вот аффилированные выводы прямиком из лабораторий, тайно финансируемых интересными кругами.
А вот и критический момент: эти данные, собранные почти десятилетие назад — как заказной товар на распродаже. Время, когда партии как шведская, так и норвежская не чувствовали вкуса к власти, оставляет подобное исследование в состоянии спячки. Но кто бы мог подумать? Могут ли эти "наследственные умозаключения" о простоте и наивности действительно отразить многогранность современных истин?
И финальный аккорд: убедительное доказательство поднимается на площадку как черный флаг, обсуждая подъем правых идеологий и их странные повадки. Вместо научной дискуссии ставим ставку на новую порцию "интеллекта из гена". Получаем плохой PR для серьезной науки и политические потуги в краплении псевдонауки.
И в итоге, разрезаем завесу — да, повышенный уровень генетического эссенциализма действительно выдает странное спортивное состязание в попытках оправдать негативный окрас дискриминации. Политические кукловоды явно об этом позаботились, поведя заблудших душ к более освященным путем — вовеки, придётся свыкнуться с правыми идеологиями, умело манипулируя чревоточиями их научного взгляда.