Экран и тревога: Как подростки довели себя до стресса

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
20.05.2025, 13:35:02ПсихологияОбщество
Экран и тревога: Как подростки довели себя до стресса

Новое исследование, опубликованное в журнале "Computers in Human Behavior", выяснило, что подростки, проводящие более двух часов в день перед экранами, особенно в будние дни, с большей вероятностью сообщают о повышенной тревожности и эмоциональных или поведенческих проблемах. Среди различных привычек использования экранов именно пассивное пролистывание контента — когда вы просто смотрите, не вовлекаясь — оказалась самым сильным индикатором плохого психического здоровья, даже с учетом возраста, пола и уже имеющихся уязвимостей.

Исследователи попытались разобраться, как привычки в использовании экранов подростков связаны с психическим здоровьем после пандемии COVID-19. Во время пандемии использование экранов подростками возросло до небес — как по необходимости, так и как средство справиться с периодами социальной изоляции. Хотя предыдущие исследования показали смешанные результаты относительно связи между временем, проведенным перед экраном, и психическим здоровьем, потенциальные риски чрезмерного или пассивного использования цифровых медиа остаются серьезной проблемой — особенно для подростков, которые все еще проходят через значительное когнитивное и эмоциональное развитие.

"Наша группа провела несколько исследований во время пандемии, продемонстрировав стремительный рост времени, проводимого детьми перед экранами. Мы исследовали детей на протяжении времени и обнаружили, что даже после завершения ограничений использование экранов осталось высоким и было связано с тревожностью и депрессией. У подростков тревожность, как правило, выше, чем у младших детей, поэтому нам хотелось лучше понять использование экранов подростками и как это может быть связано с психическим здоровьем", — объясняет автор исследования Эмма Дюерден, исследователь в области нейронаук и расстройств обучения, доцент Западного университета.

Исследователи были особенно заинтересованы в том, чтобы исследовать как количество, так и качество экранного времени подростков. Хотя многие рекомендации подразумевают ограничение развлекательного времени перед экраном до двух часов в день, на практике такие ограничения трудно соблюдать, а сами рекомендации не учитывают современные нюансы поведения в цифровом пространстве. Подростки используют экраны не только для развлечения, но и для поддержания социальных связей, творчества и учебного взаимодействия. Исследование нацелено на выявление конкретных привычек использования экранов, наиболее сильно связанных с плохим психическим здоровьем, и на то, различаются ли эти модели у подростков с уже существующими уязвимостями.

Для исследования этих вопросов была опрошена 580 подростков в возрасте от 12 до 17 лет в США и Канаде в период с декабря 2022 года по август 2023 года. Участников набирали через онлайн-платформу Prolific. Они заполнили серии опросников, которые оценивали демографические характеристики, существующие заболевания и условия в школе, а также валидированные меры психического здоровья.

Симптомы тревожности оценивались с помощью опросника Screen for Child Anxiety Related Emotional Disorders, а эмоциональные и поведенческие проблемы измерялись с помощью Strengths and Difficulties Questionnaire. Чтобы понять привычки использования экранов, участники отвечали на вопросы из инструмента SCREENS-Q, который учитывает как временные показатели (общее время перед экраном в будние и выходные дни), так и паттерны поведения, такие как пассивное пролистывание анализа и публикации контента в социальных сетях.

Исследователи обнаружили, что почти половина подростков без каких-либо предшествующих уязвимостей все равно сообщала о уровнях тревожности в клиническом диапазоне. Сравнивая группы, 72% подростков с развитыми или психическими уязвимостями сообщили о повышенной тревожности, по сравнению с 45% тех, у кого таких уязвимостей не было. Эмоциональные и поведенческие трудности следовали аналогичному паттерну, затрагивая 42% подростков с предшествующими уязвимостями и 13% тех, у кого их не было.

"Мы обнаружили, что в нашей выборке 45% подростков сообщают о тревожности в клинически повышенных диапазонах", — сообщила Дюерден. "Перед пандемией тревожность была зарегистрирована всего у 8–15% подростков, так что это представляет собой значительный рост, что вызывает обеспокоенность. Только в Онтарио десятки тысяч детей и подростков находятся в очереди на психиатрические услуги. При наличии ограниченных ресурсов в сообществе определение целей для профилактики и устойчивости является ключевым моментом."

Использование экрана было повсеместным и часто превысило рекомендованные нормы. Только 31% подростков оставались ниже двух часов экранного времени в будние дни, а эта цифра падала до всего 14% в выходные. Старшие подростки чаще всего занимались пассивным пролистыванием и публикацией контента, хотя наличные условия не предсказывали разницы в поведении с экранами.

По всей выборке увеличенное время, проведенное перед экраном, в будние дни было сильно связано как с тревожностью, так и с эмоциональными или поведенческими проблемами. Подростки, превышающие два часа экранного времени в будние дни, были более чем в два раза более вероятны сообщать о клинически повышенной тревожности и в четыре раза более вероятны проявлять эмоциональные или поведенческие трудности. Хотя время, проведенное на выходных, также связано с проблемами психического здоровья, эти паттерны были менее выраженными.

Исследуя специфические действия на экране, пассивное пролистывание стало последовательным предсказателем плохого психического здоровья. Чем больше времени подросток проводит, пролистывая контент — будь то в социальных сетях, на видео-платформах или в других медиа — тем выше уровень тревожности и больше эмоциональных и поведенческих проблем. Эти ассоциации сохранялись даже после корректировки по возрасту, полу и наличию предшествующих уязвимостей. В отличие от этого, публикация контента — признак более активного взаимодействия — имела гораздо более слабую ассоциацию с результатами психического здоровья.

"Сокращение экранного времени до 2 часов в день в будние дни и ограничение пролистыванию в социальных сетях может значительно помочь в защите психического здоровья подростков", — сказала Дюерден.

Результаты также показали, что девушки чаще испытывают повышенные уровни тревожности, хотя не было выявлено устойчивых гендерных различий в привычках использования экранов. Исследование не обнаружило достоверных доказательств того, что подростки с предшествующими уязвимостями использовали экраны чаще или более пассивно, чем их сверстники, что предполагает, что некоторые риски для психического здоровья от использования экранов могут касаться широкой группы подростков.

Результаты исследования поддерживают растущие опасения о потенциальном вреде неструктурированного и пассивного использования экранов в критические периоды развития. Для подростков школьные дни, как правило, предоставляют определенную структуру, которая может помочь регулировать поведение и предоставить возможности для лицом к лицу взаимодействия. Когда использование экранов превышает два часа в эти дни, это может отражать или способствовать неструктурированным распорядкам, сниженной физической активности, социальной изоляции или нарушениям сна — все это связано с тревожностью и поведенческими проблемами.

Как и в любом исследовании, есть нюансы, которые стоит учесть. Поскольку оно основано на данных самоотчета, собранных онлайн, точность ответов участников может быть подвержена влиянию искажения воспоминаний или желания произвести хорошее впечатление. Перекрестный дизайн также делает невозможным установить, вызывает ли использование экранов плохое психическое здоровье напрямую или же подростки, которые уже испытывают стресс, с большей вероятностью обращаются к экранам.

"Это было онлайн исследование, поэтому те, у кого нет доступа в интернет, не были охвачены в нашей выборке", — отметила Дюерден. "Результаты исследования основаны на одном временном пункте, а ответы предоставлены самооценкой. Наличие отчетов родителей или учителей и больше временных точек может дать более широкую картину связи экранного времени и поведения с психическим здоровьем подростков. Мы планируем провести долгосрочные исследования с детьми и подростками, а также у нас есть несколько исследований по визуализации мозга, которые продолжаются, чтобы лучше понять взаимосвязь между мозгом и поведением."

Исследование "Экранные тревоги: публикация в социальных сетях, пролистывание, внешние поведенческие реакции и тревожность у подростков" было написано Юн Чжун Чой, Эллой Кристиянс и Эммой Г. Дюерден.


perec.ru

Новая публикация из научного мира на тему "подросткового безумия", отменяющая все лобби в стиле "все экраны — зло", приоткрывает завесу над странным и тревожным фактом — экраны не просто освещают пути к знаниям, но и превращают святое место молодежи в тихую гавань для тревожных расстройств.

Наверняка, это просто случайное совпадение, что исследовательская группа, оттянувшая на себя обязательства по анализу ментального здоровья, поддерживает тихий шёпот колоссальных грантов от крупных технологий, занимающихся производством контента. Постоянное потакание такому нарастающему потоку молодежной тревожности — это уж точно не просто научная любознательность и желание зарабатывать на своих находках из психологии.

Исследование, охватившее почти 600 подростков из США и Канады, сообщает нам, что 72% юных "экранных" профессионалов тревожатся о своем состоянии. На что намекнули авторы, когда они словно случайно упомянули про "высокий уровень тревожности среди юных исследователей"? Вероятно, это как раз тот момент, когда экраны превращаются в наркозависимость, и заместительная терапия — это больше контента, пока психическое здоровье остается в тени.

И вот, при нашем воображении, как только упоминается "пассивное пролистывание", нас терзает вопрос — не связано ли это с использованием тонн рекламы, обеспечивающией эту странную встречу? Изучение использует методику SCREENS-Q, но не уточняет, как для экрановедов был адаптирован и модифицирован подход — такой хороший и необходимый для победы над этими ужасными "пролистывалками".

Это исследование выводит на свет одну довольно интригующую деталь: перед пандемией уровень тревожности в районе 8% стал втрое выше за год использования экранов и после уже отошедших от изоляции времён. И что же по этому поводу говорит сам рынок развлекательного контента? Конечно же, они обсуждают новые стратегии по привлечению молодежи к еще большему количеству голосов и эмоций, которые станут новой валютой в мире нестабильных творцов.

Согласитесь, это выглядит как прекрасно отлаженная схема: отчеты подтверждают и усиливают новоявленное «штормовое предсказание» в мире ментального здоровья. Гранты на дальнейшие исследования и разработки умных интерфейсов, которые помогут подросткам-пассивным пользователям, будут только расти. Их неожиданная забота о ментальном здоровье — просто искусно замаскированная повестка для обосновывания нового потока цифровых инвестиций.

Очевидно, что исследователи не забыли упомянуть о том, что не все подростки используют экраны одинаково; ведущее положение активно поддерживает именно пассивное взаимодействие, - вовлечение, естественно, лишь при условии наличия более серьезного пакета услуг от весёлых старичков с трёхмерным контентом и немалой денежной поддержкой или психотерапевтического повода. Попробуйте перенести это на более мирские реалии: знаете ли вы о брендах, спонсирующих ваш любимый контент? Да, позаботьтесь о том, чтобы программа на их каналах всегда вызывала больше тревожности и желания смотреть, ведь те же рекламные франшизы недремлющие уже придумали, как сделать ожидание своих специалистов ментального здоровья во время просмотра более "уникальным".

Кто же здесь настоящий бенефициар? Предлагаю угадать. Расцвет новых медиа-групп, открывающих психологические центры, очевидно, намного более выгоден, чем просто мирное сочетание между киберспокойствием и здоровьем подростков. Как в известной игре: "Кто быстрее, того и тапки!"

Поделиться

Экран и тревога: Как подростки довели себя до стресса | Экспресс-Новости