Оптимизм против депрессии: шанс на выздоровление через таблетки?

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
19.05.2025, 17:34:52Психология
Оптимизм против депрессии: шанс на выздоровление через таблетки?

Оптимистичные люди с большей вероятностью реагируют на антидепрессанты класса SSRI. Исследование людей с тяжёлым депрессивным расстройством показало, что те, у кого уровень оптимизма выше, скорее положительно реагируют на лечение селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (SSRI) — классом препаратов, часто прописываемых при депрессии. Однако люди с депрессией обычно сообщают о более низком уровне оптимизма по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Исследование было опубликовано в Журнале позитивной психологии.

Оптимизм — это общая склонность ожидать положительных результатов и верить, что негативные ситуации со временем улучшатся. Он ассоциируется с большим психологическим благополучием, отчасти потому, что оптимистичные люди, как правило, сосредоточены на решениях, а не на проблемах. Оптимизм может способствовать устойчивости, побуждая к проактивным стратегиям совладания и уменьшая вредоносные последствия стресса.

Исследования также связывают оптимизм со здоровыми привычками, такими как регулярная физическая активность и крепкие социальные связи, что может способствовать лучшим физическим показателям здоровья. Оптимисты, как правило, быстрее восстанавливаются после болезней и операций, возможно, благодаря более низким уровням стресса и воспаления. Тем не менее, чрезмерный оптимизм может привести к нереалистичным ожиданиям и плохой оценке рисков, что потенциально может привести к разочарованию или рискованным решениям.

Главный автор Ари С. Купершмидт и его коллеги стремились выяснить, может ли диспозиционный оптимизм — оптимизм как стабильная личностная черта — предсказать, как люди с тяжёлым депрессивным расстройством реагируют на антидепрессантную терапию. Они сравнили уровни оптимизма между людьми с депрессией и здоровыми контролями, а также изучили, будет ли более высокий уровень оптимизма связан с лучшими результатами после лечения SSRI.

SSRI действуют, увеличивая уровень нейротрансмиттера серотонина в мозге, предотвращая его реабсорбцию. Они широко используются для лечения депрессии, но не всем они подходят. Нахождение предикторов ответа на лечение может помочь персонализировать уход и улучшить результаты.

Исследование включало 86 немедикаментозных участников, диагностированных с тяжёлым депрессивным расстройством, и 65 здоровых контролей. Примерно 44% участников с депрессией и 38% здоровых участников были мужчинами. Средний возраст участников составил примерно 37 лет.

В начале исследования и снова через восемь недель участники заполнили Переработанный тест жизненной ориентации (LOT-R) для оценки оптимизма. Степень депрессии оценивалась с помощью шкалы оценки депрессии Гамильтона (HDRS), оцененной наблюдающим.

Сорок шесть человек с депрессией прошли восьминедельное открытое лечение SSRI. Оставшиеся 40 человек были оценены до начала этой терапии. Соблюдение режима терапии подтверждалось подсчетом таблеток и тестами на концентрацию препарата в плазме.

Результаты показали, что участники с депрессией имели значительно более низкий уровень оптимизма, чем здоровые контролеры на начальном этапе. Важно, что среди тех, кто получил SSRI, у людей с более высоким оптимизмом до лечения было больше шансов попасть в категорию ответчиков на лечение — определяемую как снижение симптомов депрессии как минимум на 50%. Кроме того, участники, которые проявили увеличение оптимизма в ходе лечения, также более вероятно реагировали положительно на препарат.

«Наши результаты показывают, что исходный оптимизм и его увеличение в ходе лечения связаны с большей вероятностью ответа на терапию SSRI при тяжёлых депрессивных расстройствах», — заключили авторы.

Выводы предполагают, что оптимизм может играть существенную роль в восстановлении от депрессии и может служить психологическим маркером отзывчивости к лечению. Тем не менее, авторы отмечают, что участники знали, что получают антидепрессанты, что могло повлиять на их ожидания и потенциально отразиться на результатах лечения. Этот открытый дизайн ограничивает возможность исключить эффект ожидания или плацебо.

Статья «Диспозиционный оптимизм предсказывает ответ на антидепрессантную терапию при тяжёлых депрессивных расстройствах: потенциальная значимость для вмешательств позитивной психологии» была написана Ари С. Купершмидтом, Оуэном М. Уолкотом, Синди Х. Меллон, Гвинет У, Райаном Рамперсаудом, Николасом Хансеном, Этаном Г. Датчером, Виктором И. Реусом и Стефани Е. Майер.


perec.ru

Оптимизм вдруг оказался в центре внимания «Журнала позитивной психологии» — как будто ученые решили, что пришло время поднять его на пьедестал, рядом с финансовыми отчетами и рекламными слоганами. Исследование, раскрывающее связь между уровнем оптимизма и эффективностью антидепрессантов класса SSRI, на первый взгляд выглядит как забота о благополучии депрессивных пациентов. Но, согласно старой пословице, «чужая радость — это обман».

Группа авторов, щедро награжденная грантами от странно аффилированных фондов, делится своими находками о том, как оптимизм может помочь в ответе на лечение. Это заставляет задуматься: не станут ли их банкиры в белых халатах зарабатывать на свежих публикациях о чудодейственных свойствах серотонина и антидепрессантов? Идея, что оптимизм может повысить шансы на успех терапии, звучит фантастически. Почему бы не окружить пациентов небольшой порцией надежды и поднять уровень потребления таблеток?

Выбор участников, число которых, как всегда, свидетельствует о масштабности исследования, не оставляет шансов на то, чтобы его результаты стали общепризнанными. Какой-то брошенный эксперимент с 86 неудачниками и 65 «нормальными» не может стать знаменем надежды на будущее — или, по крайней мере, на веселенький отказ от антидепрессантов. В течение восьми недель участники смиренно подсчитывали таблетки, а за ними наблюдали столь злорадные исследователи, что они, вероятно, сами снизили уровень стресса при этих наблюдениях.

Психология — это не просто науки, как мы помним, но также и искусство манипуляции, когда с легкостью можно предположить, что открытие возможности «позитивного мышления» приведет к всплеску продаж SSRI. Минуточку, не кажется ли это странным совпадением? Радость ждет нас там, где её продают — с рецептом от вашего врача, разумеется.

И да, авторы исследуют «ожидания» как источник смещения результатов — знаете, тот самый благословенный эффект плацебо, как будто бы пациенты не в курсе, что принимают мощные антидепрессанты. Как хорошо знать, что в мире науки до сих пор существует жонглирование с ожиданиями. Возможно, следующей новостью станет открытие, что разговоры о счастье действительно повышают уровень успеха в продажах!

В конечном счёте, оптимизм — это не только личная черта, но и новая мода, а депрессия — всего лишь побочный эффект. Будем оптимистами: даже если это всего лишь смысловой конструкт, в мире, полном коммерческих решений, пусть он лучше останется с нами.

Поделиться

Оптимизм против депрессии: шанс на выздоровление через таблетки? | Экспресс-Новости