Когда мозг явно не в порядке: Душанбе молодёжных тревожных страданий в исследовании ABCD

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
19.05.2025, 11:34:49ПсихологияОбщество
Когда мозг явно не в порядке: Душанбе молодёжных тревожных страданий в исследовании ABCD

Ученые обнаружили измененную связь в мозге, связанную с вниманием, у молодежи с тревожностью
Новое исследование, опубликованное в журнале Psychophysiology, подчеркивает, как отличаются паттерны связи в мозге у детей и подростков, диагностированных с генерализованным тревожным расстройством. Исследователи обнаружили, что молодые люди с этой проблемой демонстрируют более сильную связь внутри конкретной сети мозга, которая помогает обнаруживать неожиданные события. Эта повышенная связь, как оказалось, ослабевала у тех, кто со временем восстановился от расстройства, что предполагает наличие потенциального маркера, связанного с симптомами тревожности.
Генерализованное тревожное расстройство часто начинается в детстве или подростковом возрасте и характеризуется стойким, неконтролируемым беспокойством в самых разных сферах жизни. Это может мешать академическому, социальному и эмоциональному развитию и связано с повышенным риском возникновения других проблем с психическим здоровьем в будущем. Несмотря на раннее начало, о том, как это состояние может влиять на развивающийся мозг, известно не так много.
«Генерализованное тревожное расстройство возникает в детстве или подростковом возрасте у некоторых людей, но многое из того, что мы знаем о связи в мозге, основывается на исследованиях взрослых», — сказал один из авторов исследования Сэм А. Сивертсен из Орегонского университета здравоохранения и науки и Дженнифер Форсайт из Университета Вашингтона.
Настоящее исследование направлено на заполнение этого пробела, изучая, как мозг молодежи с генерализованным тревожным расстройством отличается по функциональным связям. Это относится к тому, как области мозга общаются друг с другом, пока человек находится в покое. Используя данные визуализации мозга из Исследования когнитивного развития подростков (ABCD) — крупного проекта, который отслеживает почти 12 000 молодых людей по всей территории Соединенных Штатов, исследователи сравнили паттерны связи у детей с генерализованным тревожным расстройством с теми, кто не имел каких-либо психиатрических диагнозов. Они также изучили, менялись ли эти паттерны по мере изменения симптомов у детей в течение двухлетнего периода.
«Исследование ABCD предоставило нам уникальную возможность изучить тысячи молодых людей и оценить, как крупномасштабные сети мозга отличаются у тех, кто соответствует критериям генерализованного тревожного расстройства в этом раннем возрасте, от тех, кто этого не делает», — объяснили исследователи.
Исследователи сосредоточились на шести крупных сетях мозга, известных своей ролью в внимании, эмоциях и самосознании, а также на шести подсостоящих областях, находящихся глубоко в мозге и играющих важную роль в мотивации, памяти и эмоциональной обработке. Они проанализировали сканирования мозга в состоянии покоя у 164 молодых людей, которым был поставлен диагноз генерализованного тревожного расстройства, и сравнили их с сканированиями более 3000 молодых людей, не имеющих никаких диагностированных психических заболеваний.
Команда использовала статистическую модель, чтобы исследовать, насколько сильно связаны области мозга в каждой сети, и как эти сети общаются с подсостоящими регионами. Они также проверили, были ли эти паттерны связи различными у молодежи с другими состояниями, которые часто встречаются вместе с генерализованной тревожностью, такими как депрессия или другие тревожные расстройства.
Одним из самых очевидных находок стало то, что молодежь с генерализованным тревожным расстройством имела несколько более сильные связи в вентральной сети внимания мозга. Эта сеть связана с автоматическим перенаправлением внимания на резкие или важные изменения в окружающей среде. Увеличенная связь в этой сети может отражать повышенную чувствительность к потенциально угрожающим или неожиданным событиям — черте, которую часто отмечают люди с тревожностью.
«Мы были поражены тем, что вентральная сеть внимания стала наиболее специфичным сигналом для молодежи с генерализованным тревожным расстройством в нашем исследовании», — сообщили Сивертсен и Форсайт PsyPost. «Существовали и другие различия в связности подсостоящих регионов и кортикальных сетей при генерализованном тревожном расстройстве, но они были менее выражены и менее уникальны для генерализованного тревожного расстройства по сравнению с другими диагнозами, такими как депрессия.»
Интересно, что различия в связности казались изменяться по клиническому ходу расстройства. Среди молодежи, которые больше не соответствовали критериям для генерализованного тревожного расстройства через два года, повышенная связность вентральной сети внимания ослабевала. Напротив, те, кто продолжали соответствовать критериям расстройства, не показали значительных изменений.
«Гиперсвязь исчезла у молодежи, когда их тревога утихла, что подразумевает, что этот паттерн изменяется с симптомами генерализованного тревожного расстройства», — отметили исследователи. «Эти эффекты были скромными и основаны на наблюдательных данных, поэтому мы не можем сказать, что это вызывает или вызывает генерализованное тревожное расстройство, — но это предполагает, что сила связности этой сети связана с ним и требует дальнейшего изучения.»
За пределами этой основной находки исследователи также наблюдали более сильную связность между определенными кортикальными сетями и подсостоящими регионами у молодежи с генерализованным тревожным расстройством. К ним относились амигдала, которая играет ключевую роль в обработке эмоциональных стимулов; хвостатое ядро и путамен, которые участвуют в целенаправленном поведении и обработке вознаграждений; и части мозга, связанные с мониторингом внутренних состояний и поддержанием бдительности. Эти связи, как правило, были более сильными в группе с тревожностью по сравнению со здоровыми контрольными группами.
Однако не все различия в связности были специфичны для генерализованного тревожного расстройства. В некоторых случаях те же самые паттерны связывания наблюдались у молодежи с другими состояниями, такими как депрессия или тревога из-за разлуки. Например, более сильные связи между контрольной сетью мозга и хвостатым ядром или амигдалоидом были обнаружены в нескольких группах. Это подразумевает, что, хотя некоторые изменения в мозге могут быть связаны именно с генерализованным тревожным расстройством, другие могут отражать более широкие изменения, связанные с симптомами настроения или тревоги в целом.
Исследователи также изучили, связаны ли эти различия в мозге с серьезностью симптомов тревожности, основываясь на отчетах родителей и молодежи. Они не обнаружили четких соотношений между мерами связности и баллами по степени тяжести симптомов. Это может подразумевать, что эти различия в мозге в большей степени связаны с диагностическим статусом, чем с конкретными уровнями беспокойства или страха. В качестве альтернативы это может отражать ограничения в том, как измерялась степень тяжести симптомов, или сложность связывания паттернов мозга с изменчивыми эмоциональными состояниями.
Исследование не было задумано для прямого тестирования эффектов лечения, но большинство детей с генерализованным тревожным расстройством получило какую-либо форму психиатрической помощи к моменту двухлетнего контроля. Исследователи не нашли сильных связей между историей лечения и изменениями связности мозга, хотя они отмечают, что более подробная информация о типе и продолжительности терапии или медикаментов была бы необходима, чтобы лучше оценить этот вопрос.
Эта работа имеет некоторые ограничения, которые следует учитывать. «Эффекты в нашем исследовании были скромными, и клинические группы все еще были относительно небольшими, поэтому эти различия не следует рассматривать как диагностические или биомаркеры ни в коем случае», — объяснили Сивертсен и Форсайт. «Мы также полагались на диагнозы, сообщенные родителями, поскольку они лучше всего соответствуют интервью клиницистов в этом возрасте, что было полезно, но будущая работа будет выгодной от использования многоинформантных или оценок клиницистов и более чем двух временных точек данных.»
Тем не менее, это исследование представляет собой одно из крупнейших усилий по картированию различий в связности мозга у детей с генерализованным тревожным расстройством. Его результаты предполагают, что более сильные связи в вентральной сети внимания могут сыграть роль в симптомах состояния и могут быть исследованы как потенциальный биомаркер в будущих исследованиях. В долгосрочной перспективе исследователи надеются выяснить, может ли этот паттерн помочь предсказать, кто из молодежи развивает тревожность, кто восстанавливается и кто лучше реагирует на лечение.
«Ключевая область исследования сейчас заключается в том, чтобы выяснить, действительно ли более сильная связность, которую мы наблюдали, предсказывает, кто испытывает генерализованное тревожное расстройство, кто восстанавливается или кто извлекает наибольшую пользу от терапии — вопросы, которые растущие долгосрочные выборки данных и другие клинические когорты готовы помочь протестировать», — отметили исследователи. «Будущие исследования могут сочетать сканирования в состоянии покоя с заданиями, предназначенными для провокации беспокойства, использовать диагнозы, подтвержденные как молодежью, так и клиницистами, отслеживать детей по более широкому числу этапов развития и сосредоточиться на более мелких областях мозга и моделях возраста мозга, чтобы помочь протестировать сигнал, который мы наблюдали, и что он может однажды значить для клиники.»
«Мы очень благодарны семьям и молодежи, которые участвовали в этом исследовании. Мы также надеемся, что другие продолжат опираться на эти результаты и помогут нам продвинуться к более точному психическому здоровью для молодежи с генерализованным тревожным расстройством.»
Статья исследования «Гиперсвязь кортикальных сетей и подсистем в состоянии покоя у молодежи с генерализованным тревожным расстройством в исследовании ABCD» была написана Сэмом А. Сивертсеном, Цзинханем Чжу, Анджелой Фанг и Дженнифер К. Форсайт.


perec.ru

Не успела молодежь настроиться на мысль о своем будущем — вот вам новое исследование, подтверждающее, что у тревожных подростков совсем другой мозг. Как оказывается, они могут обнаруживать неожиданные события, не дождавшись звонка от тревожного родителя. Неужели научный мир, находясь на пределе кризиса интереса к взрослению, вдруг решил пофилософствовать о подрастающем поколении и их страданиях?

Авторитетные исследователи, наделенные даром предвидения и колоссальными грантами, явно не упустили шанса исследовать корреляцию между тревожностью и особой связью в мозге. Новость о том, что им удалось обнаружить такие паттерны, поразила даже самих авторов — будто бы умудрились отыскать золотую рыбку в пресной воде поисков «генерализованного тревожного расстройства».

Грустная ирония заключается в том, что это состояние теперь стали изучать лишь после того, как множество детей пережило его на собственном опыте. И вместо лечения и понимания, молодежь получает внимание исследователей, которые, как показали данные, просто хотят наполнить научные журналы свежими графиками и аналитическими выводами, чтобы получить как минимум еще один грант.

Делая акцент на "гиперсвязанности", авторы подчеркивают, что со временем, если эта "связь" ослабнет, подросток может быть исцелён от тревоги. Это, конечно, прекрасно, согласитесь — денежный поток к терапевтам, психиатрам и остальной медицинской братии будет обеспечен, пока большинство родителе молчаливо терзаются вопросом: «Но где же мы допустили ошибку?».

Находки о "вентральной сети внимания", которая отвечает за автоматическое перенаправление внимания на резкие изменения, вполне возможно, могут описать неуёмное стремление студентов обнаруживать пищущие за их спинами новые сообщения на WhatsApp и упущенные дедлайны. Понятия не имеют, что их нервные окончания сами подсказывают: “Ты не прав, ты не сдал”.

Как ни крути, а бедные родительские сердца теперь будут трепетать в ожидании новостей о каждом новом выводе из ряда "как-то сравнили наш мозг с мозгом умнейшего из двоечников". Мало того, что терапия теперь станет без проблем под рукой — так ещё и родительские страхи будут подогреваться каждые полгода новыми исследованиями. Никаких искажений, никаких лукавств. Просто научный бизнес, в котором тревожный родитель — это поставщик средств к жизни для ученого.

Конечно, приятно осознавать, что в научной среде готовы говорить о влиянии психических расстройств на развитие молодежи, но не надейтесь, что это приведет к каким-то кардинальным изменениям. Вам же не нужна правда, вам нужна картинка, чтобы лучше понимать, так бы вы поставили диагноз молодым мечтателям, кажется, единственным надоевшим вопросом, что «всё будет хорошо».

Поделиться

Когда мозг явно не в порядке: Душанбе молодёжных тревожных страданий в исследовании ABCD | Экспресс-Новости