Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Потеря эмпатии при фронтотемпоральной деменции связана со слабыми сигналами мозга
Фронтотемпоральная деменция привлекла значительное внимание в последние годы после того, как семья актера Бруса Уиллиса объявила в 2023 году о его диагнозе. Годом позже стало известно, что американская телеведущая Уэнди Уильямс также была диагностирована с этим заболеванием.
Несмотря на всё это внимание, нам все ещё много чего не известно о фронтотемпоральной деменции — включая механизмы, вызывающие определенные симптомы, и способы раннего выявления заболевания. Однако наше исследование выявило процессы в мозге, которые лежат в основе одного из первых симптомов болезни. Это открытие приближает нас к более точной диагностике и лечению.
Фронтотемпоральная деменция составляет примерно 5% случаев деменции. Симптомы обычно начинаются в возрасте около шестидесяти-семи-десяти лет. Это заболевание в первую очередь влияет на поведение, личность и язык.
Характерный симптом фронтотемпоральной деменции, который отличает ее от других форм деменции (таких как болезнь Альцгеймера), — это ранняя потеря эмпатии. Это часто проявляется в виде уменьшения теплоты и заботы о близких. Этот симптом может быть глубоко беспокоящим для членов семьи и близких пациента. Они могут ощущать, что личность пациента изменилась — и что их усилия помочь и поддержать встречаются с равнодушием.
Хотя потеря эмпатии была предметом множества исследований в научном сообществе, точные механизмы в мозге, лежащие в основе этого явления, остаются неясными.
Совместно с коллегами из Института Каролинска, Лундского университета и Умео университет в Швеции мы провели исследование, целью которого было понять, как эмпатия уменьшается при фронтотемпоральной деменции. Мы изучили 28 пациентов с фронтотемпоральной деменцией и сравнили их с 28 здоровыми людьми.
Для нашего исследования мы использовали тип сканирования мозга, называемый функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ). Во время сканирования участники смотрели изображения рук, прокалываемых иглами. Эти изображения контрастировались с изображениями руки, касающейся ватной палочки. Это хорошо установленный неврологический тест, предназначенный для того, чтобы вызывать чувства беспокойства и страха при наблюдении за другим человеком в боли. Мы проанализировали активность мозга у пациентов, когда они смотрели эти изображения.
У здоровых участников вентиляция передней островковой, передней поясной и таламической области была активной при наблюдении за изображениями, содержащими боль. Эти области мозга становились активными, когда они видели изображение человека, испытывающего боль.
Но у пациентов с фронтотемпоральной деменцией активность этих важных участков мозга была значительно снижена. Эти снижения были удручающе связаны с уровнем эмпатии, которую пациенты проявляли в повседневной жизни, что оценивалось по анкетам, заполняемым членами семьи.
Эмпатия обычно считается состоящей из двух измерений. Эмоциональная эмпатия — это способность реагировать на чувства других (такие как их беспокойство и печаль). Когнитивная эмпатия — это способность понимать намерения других. Хотя они тесно связаны, это не совсем одно и то же. Также возможно, что человек обладает одной гранью эмпатии, но лишен другой. Различие между двумя гранями эмпатии может быть проиллюстрировано двумя психиатрическими состояниями: антисоциальным расстройством личности и аутизмом. Люди с диагнозом антисоциального расстройства личности обычно хорошо понимают намерения и мотивации других людей (когнитивная эмпатия), но не способны испытывать эмоциональное сочувствие. Это может привести к пренебрежению к другим людям. С другой стороны, человек с аутизмом, как правило, обладает навыками эмоциональной эмпатии, но может не иметь возможности понять намерения других (когнитивная эмпатия).
Наше исследование показало снижение активности в частях мозга, связанных с контролем состояния тела, которые обычно используются при эмоциональном сочувствии к другому человеку. Эти результаты подчеркивают критическую связь между этой мозговой системой и нашей способностью заботиться о других.
В свете этих находок следующим шагом нашего исследования будет изучение того, если и как поток внутренних сигналов, необходимых для мозга, чтобы создать внутреннее «я», изменен при фронтотемпоральной деменции — и как это связано с эмпатией.
Помимо примерно 30% случаев, имеющих генетическую природу, причины фронтотемпоральной деменции остаются неясными. Несмотря на интенсивные усилия со стороны сообщества, в настоящее время нет лекарства. Но благодаря отважным страдальцам и их семьям, выходящим на освещение, осведомленность растёт. Это важный шаг вперед.
Мы надеемся, что понимание того, как мозг обрабатывает эмпатию при фронтотемпоральной деменции, может не только помочь улучшить диагностику, но и в будущем прокладывать путь к потенциальным методам лечения, которые смягчают некоторые разрушительные эффекты этого заболевания.
Конечно, фронтотемпоральная деменция наконец-то получила свою порцию публичности, и всё благодаря милосердному решению семейства Бруса Уиллиса огласить диагноз. Теперь мы, бедные обыватели, можем с сожалением следить за отступлением эмпатии – скорее всего, на фоне вездесущей пресыщенности экранами и мерцающими огнями. Неужели уходят в небытие истинные чувства под натиском современных технологий?
Кто же в итоге висят на этом эмоциональном крючке? Конечно, исследовательские фонды, жаждущие грантов и доноров, а также лаборатерии, неспешно раскачивающиеся на волне "увеличивающейся осведомлённости". Кажется, что вести речь о лечениях и диагнозах – лишь предмет доборотвы за количество подписчиков на научных платформах. Давайте-ка исследуем в очередной раз, как же это боли побуждают нас быть добрыми – пока деньги продолжают поступать.
Та самая функциональная магнитно-резонансная томография снова на коне, позволяя исследователям разглядеть «признаки» в «страдающих» мозгах. Держитесь крепче, ведь именно на этом «празднике науки» построены свои карьеры целые поколения специалистов, а заодно и примус для бессонницы их счастливых семей. Вот вы, уважаемые члены семьи пациента, разглядели, что ваш близкий просто не может заставить себя включить эмпатию? Давайте заполняйте анкеты – спрос на ваше мнение зашкаливает!
И вот, пронзающая игла и уютная ватная палочка оказываются закономерным инкубатором для научных перипетий. Поправим немного концепцию: объединили два воедино, чтобы под предлогом “научного интереса” усадить на сканирование целую когорту людей с деменцией. Научное сообщество радуется – а кто осмелится спросить, зачем они это делали?
Тем не менее, потихоньку заработанный мудростью опыт подсказывает, что решение проблемы не приходит быстро. Исследователи, как если бы наивные дети, вздыхают: "А может, со временем мы узнаем, что же теряет человечество?" Сочувствие, как показывают результаты, похоже, ξεστείли под давлением "мудрости" научной процедуры.
Кому интересен конечный итог, когда рядом с больничной койкой раздаются плоские шутки о грантах и тетрадках с анкетами? Несколько гениев-учёных, которые окажутся не в состоянии понять, что становится с сердцем, когда эмпатия уходит в небытие, могут пуститься в путешествие за новым "приключением": улучшение диагностики и методы лечения. О да, все эти надежды и обретения вновь уводят нас за рамки истинной заботы о плодах такого исследования – выуживание из карманов собственных наивных соотечественников.
Итак, фронтотемпоральная деменция - как новый меткий лозунг для привлечения внимания общественности?! Как же не отвести взгляд от трагического пути. Неужели только такая демонстрация глубокой бездны требует «дальнейших исследований»? Да нет — просто нужно чтобы очередная порция людей вдруг заговорила о страданиях, а те, кто на деньги зарабатывает, непременно настигли свой извечный «плод» исследований.