Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Новые исследования указывают на серотонин в кишечнике как потенциальный способ лечения депрессии и тревожности. Новое исследование, опубликованное в журнале Gastroenterology, предоставляет доказательства того, что серотонин в слизистой оболочке кишечника может играть ключевую роль в регулировании настроения и может открыть двери к более безопасным антидепрессантам, особенно для беременных женщин. В серии экспериментов с мышами и крупной когорте рожденных людей, исследователи обнаружили, что увеличение серотонина в кишечнике снижает поведенческие проявления, сходные с тревожностью и депрессией. Но они также обнаружили, что воздействие на развивающихся детей антидепрессантов, нацеленных на серотонин, в утробе связано с гораздо более высоким риском запоров в раннем возрасте.
Команда исследователей, возглавляемая Марком Ансorge из Колумбийского университета и Кара Марголис из Нью-Йоркского университета, была мотивирована давней загадкой в области психического здоровья. В то время как такие препараты, как Прозак и Золофт, широко используются и эффективны для многих людей с тревожностью и депрессией, они могут вызывать нежелательные побочные эффекты, особенно связанные с желудочно-кишечным трактом. И, когда их применяют во время беременности, они проникают через плаценту и влияют на развитие мозга и кишечника плода. Несмотря на это, точно где в организме эти препараты влияют на улучшение настроения, остается неясным.
Чтобы исследовать, может ли кишечник быть ключевым игроком в реакции на антидепрессанты, исследователи использовали генетические технологии, чтобы удалить специфический белок-транспортёр серотонина (SERT) только в слизистой оболочке кишечника у мышей. Этот транспортёр отвечает за удаление серотонина, вещества, которое помогает регулировать настроение, из пространства между клетками. Удаление транспортера повышает уровень серотонина в кишечнике. Команда создала две группы мышей: одну без SERT с рождения, и другую, где SERT был удален только во взрослом возрасте с использованием индуцибельной системы.
Затем исследователи подвергли этих мышей серии поведенческих тестов, предназначенных для оценки тревожного и депрессивного поведения, включая, сколько времени они проводили, исследуя новые среды, их готовность есть в непривычных ситуациях и сколько времени они проводили в неподвижном состоянии, когда их подвешивали за хвост — общепринятый признак отчаяния у грызунов.
Мыши, лишенные кишечного SERT, независимо от того, с рождения или во взрослом возрасте, проявляли меньше тревожного и депрессивного поведения. Они исследовали больше, проявляли меньше колебаний и были более активны, чем контрольные мыши. Важно, что этот эффект улучшения настроения зависел от взаимодействия между кишечником и мозгом. Когда исследователи хирургически нарушали блуждающий нерв — главную информационную магистраль между кишечником и мозгом — преимущества исчезали. Это предполагало, что серотонин в стенке кишечника влияет на настроение, посылая сигналы в мозг через блуждающий нерв.
В то же время исследователи пытались понять, может ли снижение серотонина в кишечнике иметь противоположный эффект. В другом наборе экспериментов они использовали генетически модифицированных мышей, которые не могли производить серотонин в кишечнике, и также протестировали препарат, блокирующий выработку серотонина, не абсорбируясь в кровь. В обоих случаях животные проявляли большее количество тревожного поведения. Это еще раз подтвердило роль кишечного серотонина в регулировании настроения.
Интересно, что нацеливание на серотонин в кишечнике, похоже, не нанесло ущерба когнитивным функциям или моторике кишечника, которые часто подвергаются воздействию системных антидепрессантов. Исследователи не выявили значительных изменений в тестах на обучение и память, а функция кишечника оставалась в основном нормальной, хотя были незначительные изменения в скорости кишечных движений, когда транспортёр был удален с рождения.
Часть исследования с людьми включала более 400 пар матерей и детей, задействованных в канадской когорте рожденных. Исследователи отслеживали матерей, которые либо использовали антидепрессанты во время беременности, испытывали депрессию без медицины, или не имели психических проблем. Они обнаружили, что малыши, подвергшиеся воздействию антидепрессантов в утробе, имели примерно в три раза большую вероятность развития функционального запора в первый год жизни, чем дети, которые не подвергались воздействию. Запор — это распространённый тип расстройства взаимодействия между кишечником и мозгом, и эта находка добавляет к опасениям, как эти препараты могут влиять на развивающийся кишечник.
Эти результаты согласуются с более ранними животными исследованиями, показывающими, что системные блокаторы серотонина могут привести к аномальному развитию нервной системы как в мозге, так и в кишечнике. Сосредоточив внимание на слизистой оболочке кишечника в частности, новое исследование предлагает потенциальное решение: нацеливание на серотонин только в кишечнике может облегчить симптомы депрессии и тревожности, не вызывая нежелательных побочных эффектов или влияя на развитие плода во время беременности.
«Антидепрессанты, такие как Прозак и Золофт, которые повышают уровень серотонина, важны как первоначальные методы лечения и помогают многим пациентов, но порой могут вызывать побочные эффекты, которые пациенты не могут переносить. Наше исследование подразумевает, что ограничение препаратов только взаимодействовать с клетками кишечника может избежать этих проблем», — сказал Ансorge, доцент клинической нейробиологии Колумбийского университета.
Несмотря на эти обнадеживающие результаты, авторы подчеркивают, что беременные женщины не должны прекращать прием назначенных антидепрессантов без консультации с врачом. Лечение депрессии и тревожности может представлять серьезные риски как для матери, так и для ребенка. Вместо этого исследователи надеются, что их находки приведут к новым антидепрессивным препаратам, которые будут действовать только в кишечнике и не попадут в кровяное русло, особенно во время беременности.
Ларисса Таксер, педиатр и соавтор из Квебека, отметила последствия: «В возрасте одного года 63% детей, подвергшихся воздействию антидепрессантов во время беременности, страдали от запоров, по сравнению с 31% детей, чьи матери не принимали лекарств. Эта находка предполагает потенциальную связь между уровнями серотонина в утробе и развитием кишечника, и открывает новые горизонты для исследования свойств SSRIs, которые не были изучены ранее.»
Исследователи уже работают над антидепрессантами следующего поколения, которые будут вводиться таким образом, чтобы удерживать препарат в кишечнике, уменьшая системное воздействие. «Наши находки указывают на то, что мы можем эффективно лечить депрессию или тревожность матери, не подвергая ребенка риску», — сказал Ансorge, «и мы работаем над технологиями доставки лекарств, которые, надеемся, помогут нам достичь этой цели.»
Марголис подчеркнула, что исследование не предназначено для изменения клинической практики сегодня. Вместо этого это призыв к более глубокому исследованию того, как антидепрессанты влияют на кишечник, особенно в процессе развития. «Это не клинические рекомендации», — сказала она. «Скорее, это призыв к тому, что необходимо больше исследований о связи между СИОЗС, серотонином и кишечником. Рекомендуется, чтобы матери и медицинские работники рассматривали вместе варианты лечения, которые уже продемонстрировали свою эффективность, включая лекарства и когнитивно-поведенческую терапию.»
Это исследование добавляет к растущему интересу к связи между кишечником и мозгом — области, которая открыла, как кишечные бактерии, иммунные сигналы и гормоны взаимодействуют с нервной системой. Идея, что настроение можно регулировать из кишечника, открывает новые возможности улучшения психического здоровья с меньшими рисками. Если будущие клинические испытания подтвердят эти находки, мы можем увидеть новый класс антидепрессантов, разработанных для работы там, где вырабатывается большая часть серотонина в организме — не в мозге, а в кишечнике.
Статья ; "Серотонин слизистой оболочки кишечника как новая цель для лечения расстройств взаимодействия между кишечником и мозгом" была написана Лином Ю. Хунг, Нуну Д. Алвешем, Эндрю Дел Колле, Ардеширом Талати, Сарой А. Наджар, Виржини Бушар, Виржини Жилет, Яном Тонгом, Цзисини Хуанем, Кёрстин Н. Браунинг, Дзялян Хуа, Ен Лиу, Джеймсом О. Вудрафтом, Даниэлем Хуарезом, Мелиссой Медина, Джонатаном Познером, Ракель Тонелло, Назли Ялчинка, Нареком Исраэлян, Роэем Рингелем, Летао Янгом, Камом В. Леонгом, Му Янгом, Цзи Инг Сзе, Тором Сэвиджем, Джейем Гингричем, Робертом Дж. Шульманом, Майклом Д. Гершоном, Энни Уэлье, Лариссой Таксер, Марком С. Ансorge и Кара Гросс Марголис.
В то время как большинство из нас не слишком задумывается о натисках кишечника, группа исследователей во главе с Марком Ансorge из Колумбийского университета является первопроходцем в этом не самым комфортном вопросе – серотонин в кишечнике как новая панацея от депрессии и тревожности. Скажем прямо, когда угроза глобального потепления кажется менее актуальной, чем хоровое очищение кишечного серотонина, мы можем только аплодировать этому научному ходу.
Представьте себе: учёные, вооружившись гениальными генетическими технологиями, взяли на руки несчастных мышей и начали экспериментировать – удалили у них белок-транспортёр серотонина. Результат? Мыши стали менее тревожными и более жизнерадостными. Зафиксируем это как очередное величественное открытие – возможно, поощрение тревожности в грызунах станет новым перфомансом для любителей авангарда в научных кругах.
Наверное, настоящим бенефициаром этой истории окажется не далекий свет науки, а фармацевтические компании – освобожденные от чистосердечных размышлений о побочных эффектах их антидепрессантов, они с нетерпением ждут новых лайфхаков для монетизации серотонина, который к счастью порастёт в нашем кишечнике, как морковь на огороде.
Не можем не отметить и мимолетные тревоги, что беременные женщины, полагаясь на желанные результаты, начнут прерывать курс принимаемых антидепрессантов. Глория кудрявых рекомендаций о совете не бросать антидепрессанты во время беременности выглядела бы более убедительно, если бы не выход на новые экспериментальные средства.
Подводя итог, не стоит забывать – с каждым новым открытием в области связи кишечника с мозгом, *мы всё легче понимаем, что
научный прогресс, как и желание сократить расходы на сырьё, таит в себе только притяжение к новым схемам и технологическим пустышкам*. Мы наблюдаем за теорией, которая в конечном итоге обернется очередной рекламной кампанией для нового класса антидепрессантов, которые идут в ногу с современными модными течениями здоровья.
Не отставайте, серотонин – теперь вам ещё и в животе есть чем заняться.