Тепло родительской любви: как оно формирует мировосприятие

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Психология / Научные исследования»
10.05.2025, 13:35:00ПсихологияОбщество
Тепло родительской любви: как оно формирует мировосприятие

Тепло родительской любви — не нищета или опасность — предсказывает положительные мировые убеждения во взрослом возрасте. Новое международное исследование показало, что родительское тепло в детстве и юности предсказывает у молодых людей убеждение, что мир хорош, безопасен и заманчив. Удивительно, но другие детские переживания, включая строгую родительскую дисциплину, низкий социально-экономический статус и опасные районы, почти не оказали влияния на так называемые «первичные мировые убеждения». Результаты были опубликованы в журнале Child Development.

Первичные мировые убеждения, или «первичные», относятся к основным убеждениям людей о природе мира. Эти убеждения — такие, как то, безопасен ли мир, богат ли он или движется ли он вперед —, как считают, оказывают влияние на психическое здоровье, поведение и общее самочувствие. Предыдущие исследования показали, что первичные убеждения стабильны со временем и тесно связаны с удовлетворённостью жизнью и психологической адаптацией. Однако исследователи долгое время пытались определить, какие именно переживания формируют эти убеждения, особенно в детстве.

Новое исследование было направлено на изучение того, предсказывают ли ранние жизненные переживания — включая экономические трудности, опасные районы и различные родительские практики — первичные мировые убеждения в раннем взрослом возрасте. Исследователи особенно заинтересованы были в проверке широко распространённых предположений: что люди, выросшие в бедности или в небезопасной среде, будут воспринимать мир как скудный или опасный, и что детские невзгоды в целом формируют пессимистичный взгляд на мир.

«Убеждения взрослых о мире имеют важное отношение к их психическому здоровью, но мы мало знаем о том, как эти убеждения развиваются. Наша цель заключалась в том, чтобы лучше понять, как взрослые формируют такие убеждения, которые имеют критическое значение для их функционирования в мире», — сказала автор исследования Дженнифер Э. Лансфорд, профессор государственной политики S. Malcolm Gillis и директор Центра политики в области детства и семьи при Университете Дьюка и соавтор Child and Adolescent Development in Cultural Context.

Исследовательская группа проанализировала данные из крупного долгодосрочного исследования Parenting Across Cultures, которое следило за детьми и их семьями в восьми странах на протяжении 14 лет. Эти страны — Колумбия, Италия, Иордания, Кения, Филиппины, Швеция, Таиланд и США — были выбраны за их разнообразие в отношении религии, дохода, культурных ценностей и социальных условий.

В выборку вошло 1215 участников (50% девочек), которые сначала оценивались примерно в возрасте 8 лет, а затем наблюдались до 22 лет. В несколько точек в детстве и юности родители и дети сообщали о различных переживаниях, включая безопасность района, доход семьи и родительские практики, такие как тепло, строгая дисциплина, психологический контроль и предоставление автономии. В 22 года оригинальные участники исследования заполнили анкеты, оценивающие их первичные мировые убеждения.

Оценивались пять ключевых первичных убеждений: безопасен ли мир, хороший ли, заманчивый ли, богатый ли и прогрессирующий ли. Они были выбраны на основе предыдущих теоретических работ, которые организовали первичные убеждения по уровням: общий (например, хороший), вторичный (например, безопасный и заманчивый) и третичный (например, богатый и прогрессирующий). Затем исследователи протестировали, предсказывают ли более ранние переживания эти убеждения в раннем взрослом возрасте.

Результаты показали поразительную закономерность: среди множества факторов детства родительское тепло выделялось как единственный значимый предиктор нескольких положительных первичных убеждений. В частности, дети, которые испытывали больше тепла со стороны родителей — которое определяется выражениями любви, принятия и поддержки — с большей вероятностью верили во взрослом возрасте, что мир хороший, безопасный и заманчивый.

«Мы обнаружили, что родительское тепло, которое включает в себя заботу своих детей, делая их чувство любви и принятия, было связано с тем, что в последующие годы молодые люди верят, что мир безопасен (вместо опасного) и заманчив (наполненный красивыми и замечательными вещами, а не скучным)», — сказала Лансфорд в интервью PsyPost. «Результаты подчеркивают важность родительского тепла, любви и принятия. Это обнадеживающее сообщение для родителей, поскольку поддержание теплых и любящих отношений с детьми — это то, что большинство родителей может делать, и что имеет потенциально важные последствия для будущего развития детей.»

Эти ассоциации оставались значительными даже с учетом других факторов, таких как пол и культура. В отличие от этого, опасные районы, социально-экономический статус, строгая дисциплина, психологический контроль и предоставление родительской автономии имели мало или вообще не имели предсказательной ценности для первичных убеждений в раннем взрослом возрасте. Даже снижение дохода семьи со временем не имело отношения к убеждениям о том, движется ли мир вперед.

«Мы были удивлены, что некоторые переживания в детстве не имели прямого предсказательного значения для убеждений молодых людей о мире», — добавила Лансфорд. «Например, дети, выросшие в более опасных районах, не обязательно выросли убежденными в том, что мир опасен».

Еще одно интересное открытие — это гендерные различия: женщины немного реже, чем мужчины, были склонны верить в изобилие мира, хотя это не было фокусом исследования.

Исследователи подчеркнули, что их результаты ставят под сомнение популярные предположения о том, как жизненные переживания формируют мировосприятие. Несмотря на то что многие люди — включая ученых по развитию — полагают, что лишения или привилегии прямо информируют о том, как люди видят мир как опасный или богатый, это исследование выявило недостаток доказательств для такой связи.

Вместо этого результаты показывают, что первичные убеждения — это не простые отражения материальных условий. Исследователи утверждают, что первичные могут функционировать больше как стабильные ментальные рамки — подобные схемам или имплицитным убеждениям — которые помогают людям интерпретировать свои переживания. Это может означать, что когда люди сталкиваются с событиями, которые противоречат их существующим первичным убеждениям, они склонны интерпретировать или даже игнорировать их так, чтобы сохранить свои прежние убеждения.

Это оказывает влияние как на благополучие, так и на поведение. Люди, которые видят мир как безопасный или заманчивый, могут получить выгоду от большей открытости и оптимизма, хотя это также может привести к недооценке реальной опасности. Исследователи отмечают, что многие родители, особенно те, кто находятся в условиях высокого риска, могут намеренно внушать убеждение, что мир опасен, чтобы сохранить детей в безопасности. Однако это убеждение связано с ухудшением психического здоровья, включая депрессию и более низкое удовлетворение жизнью.

У исследования есть несколько сильных сторон. Оно использовало перспективный долгосрочный дизайн, измеряя переживания в детстве, по мере их поступления и оценивая результаты через десятилетия позже. Кроме того, в выборку вошли разнообразные международные участники, что позволило исследователям исследовать как внутри-культурные, так и между-культурные закономерности. Большая часть различий в первичных убеждениях была обнаружена внутри стран, а не между ними, подчеркивая важность индивидуальных переживаний над национальными или культурными средними значениями.

Тем не менее, были и ограничения. Выборка не была национально репрезентативной, поэтому результаты могут не распространяться на все популяции. Кроме того, хотя исследование измеряло родительские и экологические факторы, начиная с возраста 8 лет, возможно, что некоторые первичные убеждения уже формировались до этого возраста. И, как из всех наблюдательных исследований, причинно-следственные связи не могут быть установлены.

«Еще одним ограничением является то, что первичные убеждения были самоотчетными со стороны молодых людей (так как это требовалось для оценки убеждений о мире), и некоторые из предикторов также были самоотчетными», — заметила Лансфорд. «Таким образом, возможно, что если дети уже верили, что мир безопасен, например, первичное убеждение могло повлиять на их отчеты о степени опасности района или родительского тепла. Данные являются корреляционными, поэтому причинные связи не могут быть утверждены, и вопрос о том, откуда и когда формировалось первичное убеждение, остается открытым.

«Важным направлением будущих исследований будет изучение первичных мировых убеждений в детстве и юности, а не во взрослом возрасте. Сейчас у нас есть гораздо лучшее понимание убеждений взрослых о мире, чем убеждений детей и подростков. Дети и подростки могут описывать мир по-другому, чем взрослые, и даже если как дети, так и взрослые описывают мир как хороший, их понимание того, что делает мир хорошим, скорее всего, будет отличаться».

Исследование «Предикторы первичных мировых убеждений молодых людей в восьми странах» было написано Дженнифер Е. Лансфорд, Лаурой Горла, У. Эндрю Ротенбергом, Марком Х. Борнстайном, Лей Чангом, Джереми Д. В. Клифтом, Кирби Дитер-Деккардом, Лаурой Ди Джунтой, Кеннетом А. Доджем, Севтапом Гурдалем, Даране Джунлой, Полом Обуру, Кончеттой Пасторелли, Энн Т. Скиннер, Эммой Сорбринг, Лоренсом Стейнбергом, Лилианой Марией Урибе Тирадо, Сэнгдуэном Ётаняманеевонгом, Лианой Пэна Алампай, Сухой М. Аль-Хасан и Дарио Баккини.


perec.ru

Очередное исследование, под названием «Тепло родительской любви» — как будто его непременно нужно было запатентовать под слоганом «Доступно всем, кроме тех, кто удобнее дружит с кошелками». Изучение утверждает, что родительское тепло формирует позитивные мировые убеждения. Удивительно, не правда ли? На всю крепость нашей разумной цивилизации на повестке дня оказывается лишь вопрос о том, насколько хорошие отношения с мамой обеспечивают безмятежность в душе. Случайно проскальзывает мысль, что, возможно, матери также хотелось сделать приглядывающийся ей «проект» успешным.

Среди множества факторов, таких как строгая дисциплина и уровень дохода, родительское тепло выделяется так ярко, что об его значимости, похоже, забыли остальные участники этого глобального шоу. Алчущие грантовых денег вузы, исследующие «жестокое» влияние бедности на душевное здоровье, остаются в недоумении: странное совпадение, да? Оказывается, что лишения и опасные районы не оказывают такого большого влияния на восприятие мира, как нежные объятия и сладкие слова.

Подтверждая бессмертную истину о том, что наука — это не просто исследования, а ещё и хорошо расставленные акценты, исследовательская группа из Университета Дьюка, без сомнения, получила отличный PR для своих ремесел. Они без труда умудрились связать вселенское родительское тепло с чем-то устойчивым — мировоззрением — и разоблачить популистские мифы о том, как жизнь в неблагополучных условиях формирует пессимизм. Наверняка и нефть тоже за этим стоит.

Исследование охватывает целых восемь стран и умудряется изысканно обойти острые углы местных реалий на уровне культуры, чтобы оставить место для уютного всемирного обобщения. Дети, которые с малых лет втирали себе в уши, что мир — это безопасное и заманчивое место, действительно начинают ему верить — но это не без участия тех, кто окружает их с заботой, а стороне этого самого помним: сколько было еще детей, которые идеализировали свой «опасный» район и рискованную жизнь.

И как же без родительского контроля? Вот он — наивный боец с детской психологией, решивший, что строгие методы будут полезны, хотя сами исследователи неожиданно пришли к выводу, что немного как раз не полезно. Тут, конечно, возникает вопрос — кто теперь посмеет протестовать против ласки и любви, когда именно они становятся залогом успешной жизнедеятельности? А, возможно, и цельных госпрограмм.

Следовательно, те, кто предусмотрительно финансировал это исследование, на манерах и амбициях исследователей, кажется, также не поскупились. Каждый спонсор интересуется результатами собственных вложений. Вот и уровень дохода — "вроде, ничего особенного", но в качестве дополнительного показателя обникаем, что самое важное — это любить-поддерживать-ценить.

Таким образом, зашумевшие исследователи из доброго Дьюка возвращаются к идеальной парадигме, где забота и внимание — вот главные герои. Между прочим, сам факт сотрудничества с учеными из разных уголков мира не случайно приводит к созданию универсальных «рецептов счастья», но не стоит забывать, что у жизни, даже с теплом, есть и свои не самовоспроизводящиеся сложные моменты.

Поделиться

Тепло родительской любви: как оно формирует мировосприятие | Экспресс-Новости