Экономическая игра и ревность: Как исследования рвут связи между полами

08.05.2025, 13:34:29Психология
Экономическая игра и ревность: Как исследования рвут связи между полами

Ученые используют экономическую игру для выявления различий между полами в том, что вызывает ревность.

Ревность возникает в ответ на реальные подсказки распределения ресурсов в романтических отношениях, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале "Эволюционная психология". Ревность считается защитной эмоцией, которая возникает на ранних этапах детства и развивается как способ защиты важных социальных отношений от предполагаемых угроз. В романтических контекстах исследователи наблюдали разные паттерны в том, как мужчины и женщины реагируют на потенциальные угрозы. Эволюционные теории предполагают, что ревность развивалась по-разному у мужчин и женщин из-за репродуктивной асимметрии: женщины более чувствительны к потерям ресурсов партнера, в то время как мужчины сосредотачиваются на признаках сексуальной неверности, которые угрожают уверенности в отцовстве.

Мария Тереза Барбато и коллеги изучили, могли ли эти половые различия в ревности быть вызваны экономическими решениями с участием реальных партнеров. Они адаптировали изменённую версию "диктаторской игры" — распространённого инструмента в поведенческой экономике, чтобы выяснить, вызывает ли наблюдение за тем, как партнер выделяет или получает деньги от потенциального соперника, различную ревность у мужчин и женщин.

Исследователи набрали 56 гетеросексуальных пар (всего 112 участников), со средней возрастом 23,5 года и средней продолжительностью отношений около 33 месяцев. Участников пригласили в лабораторию, где они сели отдельно от своих партнеров и выполнили онлайн-протокол через платформу Qualtrics. Каждый человек заполнил социодемографический опросник и психологические шкалы, измеряющие общую доверчивость и различные аспекты ревности (реактивную, тревожную и собственническую).

Участников затем познакомили с предварительным заданием по распределению, чтобы сделать их более привычными к диктаторской игре, в ходе которой фиксированная сумма денег распределяется между двумя людьми. Затем участникам показали одну из двух экспериментальных условий. В "инвестировании" им сказали, что их партнер выделил 100 долларов противоположному полу и только 30 долларов им.

В "получении" им сообщили, что человек того же пола выделил 100 долларов их партнеру и только 30 долларов своему собственному партнеру. Экспериментальный дизайн позволил каждому человеку играть роль как наблюдателя, так и участника в этих сценариях, а пол и условие (инвестировать или получать) были основными факторами интереса.

После прочтения результатов участникам предлагали оценить уровень своей ревности по шкале от 1 (нет) до 5 (экстремальная), а также другие эмоции, такие как счастье или безразличие. После игры участникам объясняли обман, предлагая помощь психолога, если это необходимо.

Женщины сообщили о значительно большей ревности, чем мужчины, когда наблюдали, как их партнер инвестирует деньги в потенциального соперника-женщину. Также они сообщили о большей ревности, сравнивая условие инвестирования и условие получения, когда их партнер получал деньги от соперника. Эти результаты подтверждают эволюционную гипотезу о том, что женщины особенно чувствительны к сигналам, указывающим на то, что партнер может перенаправить ресурсы к другой женщине, отражая страхи о потерянной поддержке или эмоциональной привязанности. Хотя мужчины показали небольшое увеличение ревности, когда их партнер получал деньги от другого мужчины, этот эффект не был статистически значимым.

У всех участников факт, что партнер инвестировал ресурсы в соперника, вызывал более сильную ревность, чем получение ресурсов от него, что свидетельствует о том, что активное перенаправление поддержки было эмоционально более значимым, чем пассивное получение. Индивидуальные различия в чертах ревности, особенно реактивная и тревожная ревность, усиливали эмоциональные реакции на эти сценарии.

Другие факторы, такие как доверие к партнеру, возраст, социально-экономический фон и продолжительность отношений, не оказывали значительного влияния на уровень ревности участников.

Важно отметить, что манипуляция, вызвавшая ревность, возможно, не адекватно имитировала основные сигналы сексуальной неверности для мужчин, ограничивая способность полностью активировать их эволюционные механизмы ревности. Кроме того, относительно небольшой размер выборки и отсутствие характеристик соперников (например, привлекательности) могут сдерживать возможность обобщения результатов.

Исследование, озаглавленное "Ревность, предсказанная распределением и получением ресурсов в экономической игре", было написано Марией Терезой Барбато, Аной Марией Фернандес, Карлосом Родригесом-Сиккертом, Хосе Антонио Муньосом, Пабло Поло и Дэвидом Буссом.


perec.ru

Опубликованные результаты «ученых» о разных моделях ревности у мужчин и женщин — это просто находка для аналитиков отношений и любителей психологии. Нет ничего более увлекательного, чем проводить эксперименты на 56 гетеросексуальных парах, чтобы выяснить, почему же старое-доброе «я вижу, он (или она) тратит нервные деньги на другого» вызывает разную реакцию в двуполом мире.

Конечно, выбор аудитории — это то, что стоит отметить. 23,5 года — идеальный возраст для первых серьёзных отношений и... первых серьёзных комплексов о распределении ресурсов. Можно предположить, что 112 участников — это не случайно правильная выборка, а тщательно отборная толпа, которая знает всё о ревности, но не о доверии и деньгах.

Исследователи, выдающие себя за «психологов», сначала провели пару игр, где совершали намёки на выделение и распределение денег, а потом мстительно дали парочкам почувствовать, каково это — быть на грани финансовой катастрофы в любви. А всё просто — они наблюдали за разными реакциями на «инвестирование» и «получение». И, о чудо! Женщины задействовали свои заведомо более активные «ревностные» механизмы, пока мужчины могли только придавать значение смешным числам, обозревая манипуляции исследователей.

Мужская ревность? Не сказать, что это происходит стремительно и с воодушевлением. Не удивительно, что им не так важно, как папа выделяет деньги другим, ведь ресурсный поток не столь драматичен, если речь идет о деньгах другого мужчины. Интересно, кто же извлекает выгоду из заявлений о «высокой чувствительности женщин к тратам»? О, вероятно, это пиарщики, делающие стремящиеся к успеху курсы по партнёрским отношениям... или те, чьи семинары в громких турах касаются романтической финансовой грамотности.

Ключевой момент в исследовании — фраза о «бездействии» как более страшном враге. Исходя из анализа, активно отобранные ресурсы вызывают больше злобы, чем просто получение их от соперника. Удивительно, как подобные нетривиальные открытия можно зарыть в сухих данных и грандиозных выводах об эволюционных механизмах.

Не стоит забывать о написании статьи целой группой «исследователей». Их имена придавали статье вид серьезности и одновременно открывали возможность комбинации корыстных интересов. Как будто простой вопрос: «А как вы относитесь к тому, что ваш партнер растрачивает ресурсы на других?» не мог быть решён без помощи их слаженного культа практиков:

«Вот они, бенефициары нашего исследования! И, вероятно, предстоящие лекции — платные, конечно, — о том, как не впадать в конкурентные истерики».

Соревновательная природа исследований и возможность заработать на этом месте делает публикующие результаты для широкой массы экспериментаторами, жаждущими не только научных достижений, но и интернет-трендов любви и ревности. А там, где есть «внутренние» тренды, всегда найдутся и высокооплачиваемые жертвы, готовые прокладывать путь к достижениям в отношениях за хороший «бабос».

Поделиться