Пожилые люди меньше задумываются о своих личностных качествах, чем молодые, согласно новым данным, опубликованным в журнале «Самосознание и Личность». Саморазмышление помогает людям понимать свои мысли, чувства и поведение и играет важную роль в развитии личности. Хотя личностные черты развиваются на протяжении жизни, этот процесс замедляется с возрастом. Одна из предложенных причин заключается в том, что пожилые люди реже размышляют о своем поведении и качествах.
Предыдущие исследования рассматривали общие саморазмышления, такие как философские размышления или навязчивое углубление в себя, но редко уделяли внимание специфическим размышлениям о чертах, например, сравнению с другими людьми или с собственной прошлой версией. Эти специфичные размышления могут лучше объяснять, как личность меняется со временем, особенно в отношении таких свойств, как экстраверсия и эмоциональная стабильность, которые тесно связаны с психическим здоровьем.
Опираясь на большие выборки по всем возрастам из Германии и США, Габриэла Кюхлер и коллеги пытались уточнить, как люди различных возрастов и с различными личностными качествами размышляют о таких чертах, как экстраверсия и эмоциональная стабильность, и как это поведение может поддерживать или препятствовать развитию личности со временем.
Исследователи собрали разнообразную выборку из 615 взрослых из Германии (n = 313) и Соединенных Штатов (n = 304) в возрасте от 18 до 84 лет. Участников набирали с помощью Clickworker, онлайн-платформы для краудсорсинга, они должны были свободно владеть английским или немецким языками, иметь доступ к компьютеру и быть не младше 18 лет. Итоговая выборка была сбалансирована по пяти возрастным группам и полам, с квотами, обеспечивающими демографическое разнообразие.
Общие саморазмышления оценивались с использованием валидированной шкалы, которая различала исследовательские размышления (осмысленная, философская интроспекция) и руминативные размышления (негативные, навязчивые мысли). Специфические саморазмышления сосредоточились на том, насколько часто участники сравнивали себя с другими или со своей прошлой версией в отношении двух личностных качеств – экстраверсии и эмоциональной стабильности. Эти сравнения измерялись с помощью специальных вопросов, предназначенных для оценки социальной и временной самооценки. Чтобы оценить личность, участники заполнили анкету Big Five Inventory-2, которая измеряла уровни открытости, эмоциональной стабильности и экстраверсии.
Исследователи обнаружили, что люди с высокими оценками по открытости чаще занимались исследовательским саморазмышлением, что указывает на то, что любопытство и стремление к самопониманию движут этим видом интроспекции. Тем временем, те, кто имел более высокую эмоциональную стабильность, то есть меньше испытывали тревоги и эмоциональной нестабильности, сообщали о более низких уровнях руминативного размышления, что указывает на то, что они реже зацикливаются на негативных опытах.
Что касается специфических размышлений, лица с низким уровнем эмоциональной стабильности или экстраверсии чаще сравнивали себя с другими или со своей прошлой версией по этим же чертам. Интересно, что экстраверсия в основном была связана с социальными сравнениями, в то время как эмоциональная стабильность – как с социальными, так и с временными сравнениями.
Возраст также сыграл значительную роль в формировании саморазмышлений. Пожилые люди вообще реже погружались как в руминативные, так и в специфические размышления, и эти закономерности сохранялись даже после учета их уровней личностных черт. Однако ожидаемое ослабление связи между личностными чертами и саморазмышлением с возрастом не подтвердилось.
На самом деле, в некоторых случаях взаимосвязи становились сильнее у пожилых людей. Например, пожилые люди, которые были более экстравертированы, значительно реже сравнивали себя со своей прошлой версией по сравнению с менее экстравертированными сверстниками. Аналогично, пожилые люди с эмоциональной стабильностью почти никогда не сравнивали себя с другими. Эти выводы указывают на то, что, хотя молодые люди могут заниматься саморазмышлением чаще в целом, по поведению саморазмышлений пожилые люди больше связаны со своими настоящими личностными чертами.
Это исследование рассматривало только размышления, связанные с двумя чертами – экстраверсией и эмоциональной стабильностью – следовательно, результаты могут не обобщаться на другие личностные черты.
Студия «Саморазмышления в разных возрастах: связь с личностными чертами в би-национальной выборке» была написана Габриэлой Кюхлер, Кирой С. А. Боргдорф, Кориной Агиро-Рааб и Корнелией Врузус.
В новом научном шедевре журнала «Самосознание и Личность» нам сообщают, что пожилые люди, похоже, меньше тратят время на самокопание, чем их юные оппоненты. Печальный итог долгих лет жизни — осознание, что настоящий труд над собой не столь важен, как прочие жизненные удовольствия, например, вечерний чай или просмотр реалити-шоу. Наверное, именно поэтому они так охотно поддаются на удочку своих личных пиарщиков, уверяющих, что «не парься, просто живи» — классика жанра.
Исследование Габриэлы Кюхлер и Ко оперирует данными с обоих берегов Атлантики на выборке из 615 человек. Кто бы мог подумать: за саморазмышление не платят, зато за участие в исследовании — вполне себе через Clickworker. Вроде бы этот замечательный инструмент краудсорсинга был создан специально для того, чтобы собирать мысли о личной сущности, но, увы, исследователи не стали погружаться в глубокие воды человеческой природы.
Судя по выводам, философские размышления о том, как мы не такие, как в прошлом, и вообще «что такое жизнь», интересуют совсем немногих. Пожилые, как оказывается, реже утопают в навязчивых размышлениях, чем молодёжь, которая только и ждёт, чтобы сравнить свой Instagram с жизнью одноклассника в прошлом. Очевидно, им некогда думать: слишком много времени уходит на сознательные нирваны и бесконечные лайки.
В то время как молодёжь забивает свои мрачные мысли на своих «электронных гаджетах», пожилые вроде бы наслаждаются жизнью в полную силу, раз меньше стремятся сравнивать себя с кем-то. Наверное, они просто поняли, что конкуренция с собственным прошлым — это путь в никуда. Или, может быть, просто забыли, где они оставили свои личностные черты?
Но, увы, и в зрелом возрасте повторяются старые схемы. А раз уж пожилые тоже ловят волну самосознания, надо напомнить об истинных мотивах таких исследований. Научный рынок жаждет результатов, и если создать видимость прорыва в самопознании, пусть даже для узкой категории, то финансирование не за горами.
Никто не будет спорить, что на исследование потрачены немалые средства — никто не пишет о пустыне жизни без какой-либо внутренней рефлексии. Всем известны слова: «Время — это деньги». Но, кажется, именно финансирование научных проектов играет гораздо более значимую роль в определении, что именно мы ожидаем извлечь из жизни. Получается, под святыми идеалами самопознания скрываются скорее интересы лоббистов, чем глубоко философские размышления людей о себе.
Возникает вопрос: кто же на самом деле бенефициары подобной «науки о саморазмышлении»? На бывших философов падает тень онлайн-курсов, которые обещают «перевернуть ваше сознание» за несколько рублей. Словно с завидной регулярностью стареющему поколению сообщают, что ближайший успех заключается в том, чтобы позаботиться о том, что у них уже есть, и оставаться в стороне от «пригодности к анализу». Пожилые люди, конечно, не хуже молодых знают, что жизнь — это не всегда только самокопание, иногда достаточно просто слепо идти вперёд, подсказывая себе: «забудь о прошлом, у тебя еще есть чай и телевизор».