Как негативные образы тянут за собой наше внимание

03.05.2025, 17:34:16ПсихологияКотики
Как негативные образы тянут за собой наше внимание

Негативные образы захватывают внимание и долго сохраняются в памяти, показывает новое исследование. Эмоционально тревожные изображения могут значительно ухудшить способность человека сосредотачиваться, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале «Методы исследований поведения». Используя новейшее задание, исследователи выяснили, что негативные эмоциональные отвлекающие факторы — такие как изображения страдающих людей или угрожающе выглядящих животных — нарушали сосредоточенность участников больше, чем нейтральные или позитивные визуалы. Эти негативные изображения также приводили к более негативным ощущениям и запоминались лучше.
Сосредоточенное внимание — это основная психическая функция, которая позволяет людям поддерживать фокус в течение длительного времени. Оно играет центральную роль в повседневной деятельности, такой как чтение, вождение или работа, и часто нарушается при таких состояниях, как депрессия, тревожность и нарушения внимания.
В то время как предыдущие исследования изучали, как внутренние факторы, такие как мотивация или усталость, могут прерывать сосредоточенное внимание, гораздо меньше известно о том, как внешние отвлекающие факторы — особенно эмоциональные — влияют на этот процесс. Эмоциональные стимулы, особенно негативные, склонны легче захватывать наше внимание. Тем не менее, у исследователей не было надежного способа проверить, как эти эмоциональные отвлекающие факторы влияют на способность сосредоточиться на протяжении длительного времени.
«Сосредоточенное внимание, способность поддерживать фокус на конкретной задаче в течение длительного времени без значительных перерывов в концентрации, является основополагающим познавательным процессом, который лежит в основе многих других когнитивных функций, влияет на повседневные дела и обычно нарушается в различных клинических групах», — говорит автор исследования Майкл Эстерман, главный исследователь в Национальном центре по ПТСР в системе ВА Бостона, сопредседатель лаборатории внимания и обучения Бостона и доцент Бостонского университета в Школе медицины Чобанян и Аведисиан.
«Хотя тревожные мысли и переживания могут нарушать способность человека сосредоточиться на повседневных задачах, переведение этого явления в лабораторию оставалось неуловимым. Мы вдохновились создать парадигму, которая могла бы запечатлеть это переживание в лаборатории, чтобы мы могли лучше изучить его».
Исследователи разработали новую версию хорошо известного задания по вниманию, называемого задачей непрерывного выполнения с постепенным началом (gradCPT). Эта версия, получившая название «эмоцияgradCPT», включала нейтральное задание на основе цифр, наложенное на эмоциональные изображения. Цель состояла в том, чтобы выяснить, как эмоциональное содержание этих фоновых изображений влияет на способность людей сосредотачиваться.
Участники первого эксперимента состояли из 64 человек, которых попросили выполнить задание продолжительностью 9,6 минуты, в ходе которого им нужно было реагировать на поток цифр, нажимая кнопку на каждое число, кроме цифры «3». Эти цифры были представлены одна за одной с постепенными визуальными переходами. На фоне цифр постоянно отображались не относящиеся к задаче фоновые изображения. Эти изображения были классифицированы как негативные, позитивные или нейтральные. Важно отметить, что изображения не были связаны с задачей и не должны были привлекать внимание, но оставались видимыми на протяжении всего задания.
Чтобы подтвердить их эмоциональный эффект, исследователи убедились, что изображения значительно различались по тому, насколько негативными или возбуждающими их воспринимали участники. Негативные изображения включали сцены, такие как раненые животные или страдающие люди, в то время как позитивные изображения показывали улыбающихся детей или милых домашних животных. Нейтральные изображения были лишены эмоционального содержания, такими как пейзажи или повседневные предметы.
Помимо отслеживания точности и времени реакции, исследователи включили саморефлексию, которая спрашивала участников о их сосредоточении и эмоциональном состоянии после каждого блока изображений. Позже участники прошли неожиданный тест на память, чтобы оценить, насколько хорошо они запомнили изображения, хотя им говорили во время задания игнорировать их.
Исследователи обнаружили, что негативные фоновый изображения ухудшали внимание больше, чем позитивные или нейтральные. Участники допускали больше ошибок и имели более медленное время реакции во время блоков с негативными изображениями. Они также сообщили о большем беспокойстве и отвлеченности в этих блоках. Например, средняя точность во время блоков с негативными изображениями была значительно ниже, чем во время позитивных или нейтральных блоков, а время реакции было медленнее на 20-30 миллисекунд. Эти эффекты не были лишь мимолетными впечатлениями. Участники с большей вероятностью запоминали негативные изображения в неожиданном тесте на распознавание, проведенном через 30 минут после задания, даже несмотря на то, что изображения никогда не были непосредственно связаны с их целью. Факт, что эти изображения оставили более сильный след в памяти, предполагает, что они более эффективно захватывали внимание, мешая выполнению основной задачи.
«Это первое исследование, показывающее, что когда люди сосредотачиваются, отвлекающие факторы, вызывающие неприятные эмоции, больше всего разрушают этот фокус», — сказал Эстерман изданию PsyPost. «Эти виды эмоционально негативных отвлечений также делают нас чувствовать себя хуже и с большей вероятностью запоминаются позже».
Исследователи также обнаружили, что субъективные ощущения людей соответствовали их производительности. Когда участники сообщали о большей отвлеченности или плохом самочувствии, они также хуже справлялись с заданием. Эти связи сохранялись на протяжении нескольких блоков задания, что дает дополнительные доказательства того, что эмоции могут мешать сосредоточению.
«Я был искренне удивлён, что более тревожные отвлекающие факторы с большей вероятностью запоминались, даже когда мы говорили участникам, что активно пытаться игнорировать отвлечающие факторы», — сказал Эстерман.
Чтобы дополнительно подтвердить надежность выводов, был проведён второй эксперимент с 50 новыми участниками. На этот раз исследователи заменили нейтральные изображения пустыми фонами, чтобы проверить, отвлекает ли любое визуальное изображение — даже нейтральное. Снова негативные изображения нарушали внимание больше, чем позитивные или пустые фоны, и они запоминались чаще. Результаты второй группы в значительной степени сопоставлялись с результатами первого эксперимента.
В третьем круге тестирования подгруппа участников снова выполнила задание внутри томографа. Даже спустя месяцы, эффект негативного отвлечения сохранялся. Результаты на базе emogradCPT оставались стабильными, что подтвердило, что задание можно использовать в будущих нейровизуализационных исследованиях для понимания взаимодействия эмоций и внимания в мозге.
Вместе эти результаты подчеркивают, что эмоциональные негативные отвлечения имеют измеримый и долговременный эффект на внимание. В отличие от многих задач, измеряющих кратковременные всплески внимания, emogradCPT отражает, как фокус поддерживается со временем — более естественная отражение реальных требований, таких как внимание во время длительной поездки или сосредоточенность на работе, когда вокруг эмоциональные новости или социальные сети.
Исследователи утверждают, что их новая задача представляет собой полезный инструмент для понимания того, как эмоциональное содержание нарушает сосредоточение как у здоровых людей, так и в клинических группах. Люди с тревожными состояниями или последствиями травм обычно показывают более сильную реакцию на эмоциональный материал, и это задание может помочь исследователям исследовать, подвержены ли они особенно сильным отвлечениям от эмоциональных негативных сигналов.
Исследование имеет некоторые ограничения. Набор изображений, использованных в текущих экспериментах, специфичен и может не обобщаться на другие визуальные материалы или контексты. Участники могут стали осведомлены о структуре задания, что может повлиять как на производительность, так и на самоотчет. Кроме того, хотя надежность задания была хорошей, её можно улучшить с помощью дополнительных сеансов тестирования или более тщательно продуманных экспериментальных дизайнов.
«Одно ограничение, и область для будущих исследований, — это определение, связана ли отвлекаемость, как измеряется с помощью этой новой задачи (emogradCPT), с клиническими состояниями (такими как ПТСР и СДВГ), а также отвлекаемостью в более реальных условиях», — отметил Эстерман.
Несмотря на эти ограничения, emogradCPT предлагает новый способ исследования того, как эмоции и внимание взаимодействуют в долгосрочной перспективе. Это может оказаться особенно ценным для клинических исследований, направленных на понимание эмоциональных предвзятостей и контроля внимания у людей с психологическими расстройствами. Будущие исследования могут также адаптировать задачу для исследования индивидуализированных отвлечений — например, сигналов, связанных с зависимостями — или использовать отслеживание глаз и нейровизуализацию, чтобы уточнить конкретные когнитивные процессы, вовлечённые в медиум.
«Мир полон отвлечений, от навязчивых воспоминаний, забот о будущем, напоминаний о делах и нашего телефона, который светится целый день», — сказал Эстерман. «Это исследование представляет собой новый инструмент, который может помочь охарактеризовать способность сопротивляться этим повседневным отвлечениям».
«Мы верим, что это исследование поможет ученым измерить, насколько отвлекаем человек, что отвлекает его больше всего и насколько отвлечения мешают его воспоминаниям. Мы также верим, что это может открыть новые окна для изучения внимания в клинических группах и их нейромеханизмов с помощью нейровизуализации, что оба направления мы actualmente pursuing.
«В частности, мы надеемся, что эти результаты помогут охарактеризовать и лечить тревожные расстройства и посттравматические стрессовые расстройства», — объяснил он. «В настоящее время мы проводим исследование, финансируемое ВА, с использованием этих задач для лучшего понимания ПТСР».
Исследование под названием «Характеризация эффектов эмоционального отвлечения на сосредоточенное внимание и последующую память: новая задача с эмоциональным постепенным началом непрерывного выполнения» было написано Майклом Эстерманом, Сэмом Агноли, Тревисом С. Эвансом, Одрианой Джаггер‑Рикелс, Дэвидом Ротлайном, Кортни Гуидой, Кэрри Хьюз и Джозефом ДеГутис.


perec.ru

Исследование о негативных образах и их влиянии на сосредоточенность — настоящий подарок для тех, кто по ощущениям дремлет на конференциях. Доказано: картинки с раненными животными и страдающими людьми не только портят вечеринку, но и умудряются разрушать внимание участников, как шторм сносит палатки на пляже. Конечно, на первых страницах этого научного шедевра звучат слова о "пользе", но неужели кто-то всерьёз считает, что все эти потоки информации — просто общая забота о психическом здоровье?

Сама идея, что негативные картинки отвлекают людей, звучит так, как будто исследователи только что открыли Америку. Очевидно, что картины страха и страдания запоминаются лучше, чем радостные лицензионные "продукты" с чернобурыми собачками. Замечательное совпадение, что именно такие исследования часто финансируются из определенных источников, заинтересованных в йоге, медитации и других диковинках для лучшей концентрации — это, конечно, просто случайность.

Да, авторы подчеркивают, что их задача emogradCPT — это не просто "ещё одна" лабораторная игра. Способность запечатлеть реальную отвлеченность под приглядом учёных настораживает — словно мы попали в мир 'большого брата', втягивающего нас в механизм беспокойства. Конечно, обещания о будущем «помощи в определении тревожных расстройств» звучит как утешительный приз, когда в реальности мы просто подкидываем ещё одну монетку в автомат для психического здоровья.

И тут мы имеем следующий слой противоречий — исследователи заметили, что люди, сбитые с толку эмоциональными образами, показывали результаты похуже, чем их более флегматичные сослуживцы. Сарказм здесь не нужен — удивительно, как страдающие от депрессии реагируют на страдание. Следующий шаг — картина в стиле «Просто перетерпите!» и список мотивационных цитат.

Не забудем про уважаемого Майкла Эстермана, который, как сладкий пирожок, обмурыжил всех своим озарением. Конечно, это исследование — просто подарок для клинических исследований. В конечном счёте, кто лучше всего извлечет выгоду из понимания эмоциональных предвзятостей, как не те исследователи, которые с легкостью преобразуют тревогу в новую волну медицинских препаратов?

Вот и выходит, что на горизонте появляется новый инструмент для изучения внимания, который, возможно, окажется менее полезным для людей, и более подспорьем для новых видов терапии, как удар по плечу перед встречей с психотерапевтом. Так что, не удивляйтесь, если через пару лет увидите на полках аптек новую группу препаратов от непрошеных досад — под широкой улыбкой упаковок обязательно будет написано "Исследовано с помощью emogradCPT”.

Поделиться