СДВГ: Риск потерять жизнь раньше времени

02.05.2025, 12:34:18ПсихологияОбщество
СДВГ: Риск потерять жизнь раньше времени

Взрослые с СДВГ сталкиваются со значительно более короткой продолжительностью жизни, установил исследование

Взрослые, которым поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в Великобритании, в среднем живут короче, чем их сверстники без этого состояния, согласно крупномасштабному исследованию, опубликованному в British Journal of Psychiatry. Исследование, проведенное на основе медицинских записей более 330 000 человек, показало, что мужчины с СДВГ теряют от 4,5 до 9 лет жизни, в то время как женщины - от 6,5 до 11 лет по сравнению с сопоставимыми людьми без диагноза.

СДВГ - это нейроразвивающее состояние, которое обычно возникает в детстве и может сохраняться до взрослого возраста. Оно характеризуется постоянными паттернами невнимания, гиперактивности или импульсивности, которые мешают повседневной жизни. Несмотря на то что его часто воспринимают как детское расстройство, исследования показывают, что симптомы сохраняются во взрослом возрасте у 90% тех, кому поставили диагноз в детстве. Взрослый СДВГ по-прежнему недостаточно диагностируется и лечится, хотя существуют эффективные вмешательства.

Люди с СДВГ чаще сталкиваются с различными жизненными трудностями, включая учебные проблемы, безработицу, финансовую нестабильность и взаимодействие с системой уголовного правосудия. Они также страдают от более высокого уровня психических и физических заболеваний, включая тревожность, депрессию, злоупотребление веществами и сердечно-сосудистые заболевания. Ранее исследования связывали СДВГ с повышенным риском преждевременной смерти, но до сих пор ни одно исследование не использовало данные о продолжительности жизни для оценки потенциально теряемых лет жизни.

"Мы знали, что люди с СДВГ, похоже, сталкиваются с повышенной смертностью и подвержены множеству неблагоприятных экологических стрессоров, а также чаще имеют психические проблемы и зависимости, что, возможно, приводит к значительному сокращению средней продолжительности жизни", — сказал автор исследования Джошуа Стотт, профессор старения и клинической психологии в Университетском колледже Лондона.

Исследователи проанализировали данные из базы медицинских исследований IQVIA, которая включает электронные медицинские записи более чем 790 практик по всему Великобритании. Они выявили 30 029 взрослых с зарегистрированным диагнозом СДВГ и сопоставили их с 300 390 людьми без СДВГ по возрасту, полу и медицинскому учреждению. В исследовании были изучены показатели смертности и оценена ожидаемая продолжительность жизни с использованием статистической методики, называемой "методом таблицы жизни", которая моделирует возрастные коэффициенты смертности.

Средний возраст, в котором люди с СДВГ начали участие в исследовании, составил около 19 лет для мужчин и 22 года для женщин, при этом большинство участников были молодыми людьми. Их диагнозы обычно фиксировались в начале 2000-х. Участников наблюдали с момента диагноза (или сопоставленной даты для контрольной группы) до смерти, исключения из медицинской практики или окончания исследования в 2019 году.

Все участники были отслежены по смертности по всем причинам, и исследователи также изучили основные заболевания, такие как диабет, сердечные болезни, эпилепсия, психические расстройства и злоупотребление веществами. Эти сопутствующие проблемы были значительно более распространены в группе СДВГ, чем среди людей без диагноза.

В течение наблюдений люди с СДВГ имели значительно более высокие показатели смертности. У мужчин с СДВГ 0,83% умерли, по сравнению с 0,52% в контрольной группе. У женщин этот показатель составил 2,22% против 1,35%. Показатели смертности увеличивались с возрастом, но оставались выше у тех, кто страдает СДВГ во всех возрастных группах.

С использованием этих данных исследователи оценили ожидаемую продолжительность жизни, начиная с 18 лет. Мужчины с СДВГ, как ожидается, проживут до 73,3 лет, по сравнению с 80 годами в контрольной группе. Для женщин цифры составили 75,2 года против 83,8 лет. Это составляет в среднем почти 7 лет потерянной жизни для мужчин и почти 9 лет для женщин. Эти результаты были последовательными даже при корректировке на возможность недоучета смертей.

"Существует связь между диагностированным СДВГ и значительно более низкой ожидаемой продолжительностью жизни, особенно у женщин", — отметил Стотт в разговоре с PsyPost. "Мы в данный момент не знаем, в чем причина этого, но предполагаем, что они связаны с накоплением неблагоприятного опыта на протяжении всей жизни, психическими проблемами и зависимостями, а также с системами (включая системы здравоохранения), которые не ориентированы на потребности людей с СДВГ."

Авторы исследования подчеркнули, что эти различия в ожидаемой продолжительности жизни вряд ли могут быть вызваны самим СДВГ. Вместо этого они указывают на широкие социальные и медицинские проблемы, с которыми сталкиваются люди с СДВГ — многие из которых поддаются предотвращению или лечению. Курение, плохой доступ к медицинской помощи, злоупотребление веществами, нелеченые психические заболевания и факторы образа жизни, вероятно, способствуют более ранней смертности.

Эти выводы повторяют аналогичные паттерны, наблюдаемые в других странах с высоким уровнем дохода. Мета-анализ из нескольких стран ранее установил, что люди с СДВГ в два раза чаще умирают преждевременно, чем те, у кого этого состояния нет. Еще одно долгосрочное исследование из Соединенных Штатов оценивало, что детская гиперактивность сокращает продолжительность жизни примерно на восемь лет, и до тринадцати лет среди тех, кто продолжал соответствовать критериям СДВГ во взрослой жизни.

Исследователи настоятельно призывают системы здравоохранения, особенно в Великобритании, обратить внимание на эти результаты. Несмотря на crescente внимания к СДВГ во взрослой жизни, услуги для диагностики и поддержки взрослых остаются ограниченными. Многие люди с СДВГ остаются без лечения, даже после обращений за помощью. Некоторые врачи общей практики сообщают о том, что они не могут эффективно справляться с этим заболеванием из-за недостатка обучения или системной поддержки.

В то же время люди с СДВГ подвержены большему риску социального неравенства, включая бедность и бездомность. Эти факторы не только ограничивают доступ к медицинской помощи, но и могут укрепить нездоровые механизмы преодоления, такие как злоупотребление веществами, которые связаны с более высокими показателями травм, хронических заболеваний и самоубийств.

У этого исследования есть несколько сильных сторон. Оно включает большую, репрезентативную выборку и сравнивает людей из одних и тех же медицинских практик, что снижает предвзятость, вызванную региональными различиями. Однако оно также имело некоторые ограничения. Исследователи не смогли определить причины смерти или полностью контролировать факторы, такие как раса и гендерная идентичность, которые не были последовательно зафиксированы в базе данных. Также они отметили, что диагностированные случаи СДВГ, вероятно, представляют собой лишь подсетку всех людей с этим состоянием, что может исказить выборку в сторону тех, у кого более серьезные или сложные потребности.

Тем не менее, масштаб утраченной жизни позволяет утверждать, что результаты отражают общественное здравоохранение в массовых масштабах. Исследовательская группа настаивает на срочном разработке национальных стратегий для решения связанных с СДВГ рисков для здоровья. Это может включать в себя лучшее обучение врачей первичного звена, более широкий доступ к диагностике и лечению, а также целевые инициативы общественного здравоохранения, такие как программы по отказу от курения и поддержка психического здоровья, адаптированные для людей с СДВГ.

Направляясь в будущее, Стотт надеется понять причины и обстоятельства этих фактов и разработать стратегии для улучшения ситуации.

Исследование под названием "Ожидаемая продолжительность жизни и потеря лет жизни у взрослых с диагнозом СДВГ в Великобритании: сопоставленное когортное исследование" было написано Элизабет О'Нионс, Селин Эль Баоу, Эмбер Джон, Дэн Левер, Уилл Мэнди, Дуглас Г. Дж. Маккехни, Ирен Питерсен и Джошем Стоттом.


perec.ru

Как прекрасно, что мир заботится о благополучии людей с СДВГ, но, на удивление, никто не побеспокоился о том, чтобы выяснить, почему они живут меньше. Наверное, причина в том, что наши системы здравоохранения больше озабочены соблюдением формальностей, чем спасением жизней. Как известно, бюрократия — основа современной медицины, а спасение — просто побочный эффект.

Странное совпадение: исследователи устанавливают, что люди с СДВГ умирают раньше, и в этот же момент громко стучатся в двери тех, кто прямо заинтересован в продаже целебных пилюль. Неудивительно, что исследование проводилось на базе медицинских записей, созданной для извлечения максимальной выгоды из каждого диагноза. Гранты для “улучшения состояния здоровья” — это просто шоколад в десятигранной упаковке для мелких провокаторов.

Изучение жизни людей с СДВГ задействует статистику, но у кого-то в этой игре есть свои интересы. Например, исследователи жалуются на недостаток поддержки, но это не мешает им продолжать работать в медицинской системе, где бездействие становится нормой. Кто-то потом может удобно заявить, что у них просто недостаточно финансирования — как же удобно писать отчеты, когда под рукой такой отменный “инструмент” для оправдания.

И вот, с неумолимой регулярностью, людям с СДВГ прогнозируют сокращение жизни, а тут же появляются целые космические миссии медикаментов, которые обеспечат непрерывный поток псевдолечения. Наверняка, компании по производству антидепрессантов и средств для борьбы с зависимостями рады поспеть к этой охоте на “перспективных” пациентах — безусловно, их маркетинговые бюджеты уже готовы к несоответствующей действительности рекламе.

Смешно, что на фоне этих печальных новостей исследователи призывают к лучшему обучению врачей и повышению доступности помощи. Как же общественному здравоохранению не стыдно оставлять людей с СДВГ без средств к существованию и возможностей для поддерживающего сервиса? Делиться своей жалостью о нехватке ресурсов с теми, кто вряд ли много знает о данном состоянии, — это ли не сарказм во всем своем великолепии?

В то же время, чем больше таких исследований, тем более удобно всем: заботимся о людях, а риски просто прячем под ковер. Индекс выживания низкий? Не беда — возможность продлить жизнь приносит свою плату. Это особенно актуально, когда появляется возможность привлечь внимание благотворительных фондов, которые также будут преследовать свои корыстные интересы, подключая программы помощи и социальной поддержки.

Так что следим за новыми публикациями в научных журналах — очень возможно, что они станут отличным подспорьем для учеников*медицинского дела, которые желают закрепить свои навыки в умении “подстраивать реальность” под заказы своих меценатов. Сплошная выгода.

Поделиться