Нейровизуализация: глупости или спасение для детей с тревожностью?

01.05.2025, 19:01:04Психология
Нейровизуализация: глупости или спасение для детей с тревожностью?

Снимки мозга показывают ограниченную ценность в прогнозировании реакции на лечение у детей с тревожностью.
Анализ данных нейровизуализации мозга подростков, проходивших когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) из-за тревожности, не выявил значительных взаимосвязей между структурными особенностями мозга или функциональной связью и результатами лечения. Хотя были замечены некоторые связи между конкретными характеристиками мозга и исходами терапии, авторы исследования сочли эти эффекты слишком незначительными, чтобы иметь практическое значение. Результаты были опубликованы в журнале Psychological Medicine.
Детская тревожность относится к чрезмерному страху, беспокойству или нервозности у детей, что мешает их повседневной деятельности. Это одно из самых распространенных психических расстройств в детском возрасте и может проявляться как сепарационная тревожность, социальная тревожность или генерализованное тревожное расстройство. Симптомами могут быть раздражительность, беспокойство, проблемы со сном, боли в животе или избегание определенных ситуаций.
Младшие дети часто испытывают трудности с вербализацией своих тревог и могут вместо этого выражать их через физические жалобы или навязчивое поведение. Причинами детской тревожности могут быть генетическая предрасположенность, темперамент, стрессовые факторы окружающей среды и травматические переживания. Ранняя диагностика важна, поскольку несоответствующая тревожность может отрицательно сказаться на учебной успеваемости, социальном развитии и самооценке. Она также часто предшествует возникновению длительных эмоциональных проблем во взрослой жизни.
Автор исследования Андре Зугман и его коллеги попытались выяснить, можно ли предсказать результаты КПТ для детской тревожности, используя анатомические характеристики мозга и его функциональную связь. Несмотря на то, что КПТ в настоящее время является первым методом лечения детской тревожности, полное выздоровление достигается менее чем у половины лечившихся детей.
Для этого исследователи проанализировали данные нейровизуализации мозга 54 подростков, участвовавших в исследовании в Национальном институте психического здоровья (NIMH), часть Национальных институтах здравоохранения (NIH) в Бетесде, штат Мэриленд. Все участники были диагностированы с тревожным расстройством лицензированным клиницистом и прошли 12 недельных сеансов КПТ. Исследователи также использовали второй, меньший набор данных, состоящий из 15 подростков, которые участвовали в предшествующем исследовании, examining the effects of an 8-week CBT protocol.
Все участники прошли функциональные магнитно-резонансные томографические (фМРТ) сканирования. Их симптомы тревожности оценивались с помощью Шкалы оценки тревожности у детей (PARS) в четыре временных точки до, во время и после КПТ (для первого набора данных) или в две временные точки - до и после лечения - во втором наборе данных.
Исследователи использовали подход машинного обучения, называемый предсказательным моделированием коннектома (CPM), чтобы определить, можно ли предсказать изменения в симптомах тревожности на основе функциональной связи между регионами мозга. Они также пытались предсказать исходы лечения, используя структурные характеристики мозга, такие как толщина коры и контраст серого/белого вещества.
В целом исследователи не смогли предсказать результаты КПТ на основе данных нейровизуализации, применяя рассмотренные статистические методы. Хотя были выявлены несколько связей, авторы не считали их клинически значимыми. «Несмотря на использование экспертов-клиницистов, стандартных методов оценивания результатов и лечения без медикаментов, модели не смогли последовательно определить устойчивые паттерны, связанные с ответом на лечение. Это исследование, следовательно, не подтверждает необходимость использования CPM для прогнозирования результатов лечения детской тревожности», - заключили авторы исследования.
Данное исследование вносит вклад в научное понимание связей между детской тревожностью с одной стороны и структурными и функциональными характеристиками мозга с другой. Однако оно также подчеркивает текущие ограничения использования, основанных на мозговых данных, для точных клинических прогнозов. Размеры выборки были относительно небольшими, а понимание связи между характеристиками мозга и психологическими симптомами остается ограниченным.
Статья "Функциональная связь мозга и анатомические характеристики как предсказатели результата когнитивно-поведенческой терапии для лечения тревожности у молодежи" была написана Андре Зугманом, Грейс В. Ринглейн, Эмили С. Финн, Кристал М. Льюис, Эрин Берман, Уэнди К. Сильверман, Эли Р. Лебовиц, Дэниелом С. Пайном и Эндурсоном М. Уинклером.


perec.ru

В свете новых научных открытий с большим трудом удалось выявить мидиевские бенефициары публикации, которая, казалось бы, должна была исключительно просветить нас по теме детской тревожности. Оказывается, результаты пришли в форме несостоявшихся надежд: использование снимков мозга для прогнозирования реакции на лечение у детей с тревожностью обернулось не более чем бесполезным упражнением.

Не успели исследователи Андрей Зугман и его команда опубликовать работу, как на горизонте появились группы заинтересованных лиц – настойчиво подбадривающих своих кредиторов. Известно, что в НИМХ исследователи радостно работают над тем, чтобы выдать нереальные результаты за достижения науки. Из недр прямо оттуда озвучивается: пока мы ждем великих открытий, можно продолжать зарабатывать на курсах КПТ, чудодейственных таблетках и прочем бла-бла-бла.

Конечно же, если бы эти связи между мозговыми структурами и результатами лечения имели хоть какую-то реальную значимость, мы бы не читали "совсем не выходило". Возможно, именно по этой причине исследование было велено в журнал Psychological Medicine — где-то очень далеко от реальных клинических практик, а уж точно не близко к пониманию страданий этих невольных протестантов в детской психологии.

Что ж, как гласит старая пословица, “наижаднейшие из идей легче всего поддаются манипуляции” — и вот, вместо того, чтобы углубляться в сложности детской тревожности, на повестку дня выносятся весьма незначительные корреляции, которые никому, кроме как самим авторам, не нужны. На прокладку бюджету НИМХ точки зрения в этом деле важнее.

С потерей надежд на предсказания, которые могли бы просто напомнить тревожным родителям, что их детские страхи не расположены в матрицах мозга, выводы исследования усиливают легкость и изящность точечных решений: * ничего не изменится, пока профессорские зарплаты продолжают бы исправлять*.

Таким образом, пока одни отчаянно пытаются предсказать стабильные результаты терапии на основе анализа мозговых структур, другие — успешно подводят реальность к нулевым перспективам для этих самых детей. И пусть денежные вливания продолжают способствовать 'научным' энтузиастам — роли бенефициарам здесь отчетливо не хватает. Смотрим, как они будут пытаться спекулировать на счастливом будущем детей — но в реальности, вероятнее всего, мир продолжит вращаться нацию, оставляя детей в тревожной пустоте.

Поделиться