Дружба между полами и расами способствует большей доброте детей, показывает исследование
Новое исследование, опубликованное в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, указывает на то, что школьники начальных классов, имеющие друзей разных полов или рас, более склонны проявлять доброту к сверстникам, отличающимся от них, иногда даже за пределами своей группы. Результаты подчеркивают мощную роль дружбы между группами в формировании про-социального поведения в этот важный период развития.
Хотя ранее исследователи часто сосредотачивались на снижении открытого предубеждения, гораздо меньше внимания уделялось тому, как дети проявляют положительное поведение, например, помогают членам других групп. Авторы нового исследования особенно заинтересованы в том, может ли наличие друзей из одной группы (например, другого пола) также поощрять помощь членам другой группы (например, разного расового статуса) — явление, известное как «вторичный эффект переноса».
«Я был 'новым' ребенком в начальной школе, средней школе и старшей школе и чувствовал себя иностранцем во время учебы в колледже. Я снова испытал это, став учителем, а позже, когда перешел на психологию в аспирантуре в США. Эти переживания побудили меня интересоваться добротой и включением среди различных людей, похожих и отличающихся друг от друга», — говорит автор исследования Соня Синъюэ Сяо, ассистент-профессор в Университете Северной Аризоны.
В исследовании приняли участие 603 ученика государственных школ на юго-западе США. Дети были в возрасте от 7 до 11 лет, при этом почти равное количество девочек и мальчиков. Чуть больше половины выборки принадлежали к расовым меньшинствам. Взаимоотношения сверстников оценивались дважды за учебный год — один раз осенью и снова весной. Ученики называли одноклассников, которых считали лучшими друзьями и теми, кто, по их мнению, был им полезен. Эти номинации использовались для создания измерений межгрупповой дружбы и про-социального поведения, направленного на сверстников, отличающихся по полу или расовому статусу.
Исследователи сначала проанализировали «первичные эффекты» межгруппового контакта. Дети, имеющие больше друзей другого пола, с большей вероятностью были названы полезными сверстниками своего пола через несколько месяцев. Этот эффект сохранялся даже после учета более раннего про-социального поведения детей и числа друзей того же пола. Аналогично, дети с большим количеством друзей другого расового статуса с большей вероятностью считались полезными одноклассниками разных расовых групп со временем.
Эти результаты подтверждают, что дружба между группами может поддерживать более инклюзивное про-социальное поведение. Интересно, что преимущества дружбы с друзьями другого пола не ограничивались добротой на основе пола. Дети с большим количеством друзей другого пола также с большей вероятностью назывались полезными сверстниками с другим расовым статусом, что подразумевает, что межгрупповая дружба в одной области может положительно влиять на поведение в другой. Это то, что исследователи называют «вторичным эффектом переноса».
«В целом наши результаты показали достаточно сильную поддержку преимуществ дружбы с сверстниками другого пола (т.е. мальчики с девочками; девочки с мальчиками) в про-социальном поведении детей по отношению к различным сверстникам (т.е. как сверстникам другого пола, так и сверстникам, отличающимся по расовому статусу) за один семестр», — сказала Сяо PsyPost. «Скорее всего, это связано с важностью и актуальностью пола в жизни детей».
Когда исследователи изменили анализ, чтобы посмотреть, приводят ли межрасовые дружбы к большей доброте к сверстникам другого пола, они нашли более ограниченные доказательства. Хотя дети с друзьями другого расового статуса изначально были более склонны проявлять про-социальное поведение по отношению к сверстникам другого пола, этот эффект исчез, когда учитывалось количество других друзей другого пола. Другими словами, вторичный эффект переноса был сильнее, когда он исходил из дружбы, основанной на поле, а не на расе.
Исследование также изучало, различались ли эти эффекты в зависимости от пола или расового статуса ребенка. Вопреки некоторым ожиданиям, преимущества межполовой и межрасовой дружбы для про-социального поведения, похоже, распространялись на всех группах. Единственным исключением стало то, что эффект переноса от межрасовых дружб к межполовой про-социальной деятельности был более заметен среди детей расовых меньшинств, чем среди белых детей. Однако эта закономерность не сохранялась при применении более строгих статистических контролей.
«Было удивительно, что для студентов BIPOC, но не для белых студентов, наличие большего количества друзей, отличающихся расовым статусом, благоприятно сказывалось на про-социальном поведении детей по отношению к сверстникам другого пола со временем», — объяснила Сяо. «Однако это открытие в основном связано с тем, кто эти друзья, — человек, отличающийся расовым статусом, может быть похож на участвующего ребенка по полу, например. Возможно, поэтому, когда мы также учитывали дружбу детей с другими полами в анализах, мы больше не наблюдали таких взаимосвязей».
Исследователи признали ограничения в выборке и дизайне исследования. Дети были из конкретного региона США, а исследование объединило все расовые меньшинства, что может скрывать важные различия между детьми разных расовых и этнических групп. Более того, хотя номинации сверстников предлагают полезную картину социальных динамик детей, они не всегда могут уловить глубину или качество дружбы.
Несмотря на эти ограничения, исследование указывает на многообещающие направления для будущих исследований и вмешательств. Авторы отмечают, что средний и поздний детский возраст — это период, когда социальные установки детей все еще формируются и могут быть более открыты к изменениям.
«Я планирую исследовать развитие предикторов (например, родителей, друзей) про-социального поведения молодежи по отношению к различным людям вокруг них», — сказала Сяо. «Мне также интересно понять преимущества такого про-социального поведения — помимо пользы для других. Мои долгосрочные цели заключаются в том, чтобы создать прикладные решения для стимуляции такой доброты и, более широко, психосоциального благополучия молодежи».
Исследование «Долгосрочное обследование детской дружбы по расовому статусу и полу и их межгрупповому про-социальному поведению» было написано Соней Синъюэ Сяо, Хэйнин Рэн, Мэй Линг Халим, Кэрол Линн Мартин, Даун ДэЛей, Ричардом А. Фабесом, Лорой Д. Ханиш и Кристой Освальт.
О, чудеса современной науки – настолько свежие, что ещё пахнут штанами начальной школы. В журнале Personality and Social Psychology Bulletin светится новейшее исследование о том, как дружба между полами и расами проявляет доброту у детей, словно это какая-то неразгаданная загадка. Как же это могло случиться? Видимо, счастливые слова "доброта" и "дружба" не могли дождаться своего часа на страницах научных изданий.
Авторы исследования, наводняющие наш мозг очередным метафорическим гимнастическим упражнением, решили отметить, что дети, которые дружат с теми, кто отличается от них по полу или расе, становятся, о чудо, более добрыми. Интересно, проделавшие это открытие специалисты не задались вопросом – а если это результат нормального человеческого взаимодействия, а не магии социальных наук? Но, увы, этого требуют гранты, оплачиваемые научными кукловодами и идеально подходящие для дальнейшего "углубленного" анализа.
Исследование охватило 603 ученика начальных классов на юго-западе США — куда ж ещё дальше? Я понимаю, что в футболке с надписью "Спасите пингвинов" их не отпустили. Их друзья оценивались по степени полезности, чтобы получить заветное звание: "лучший друг". Снова мимо безумных идей – кто бы мог подумать, что дети способны дружить без обременений, предложенных их взрослыми "наместниками".
Дети с большим числом друзей другого пола потом оказывались более любезными фактически всем подряд. Эффект переноса – какая ирония! При этом эффект дружбы по расовому признаку выглядел менее внушительно, так что я ожидаю, что следующее исследование будет посвящено тому, как дружба с зубрами выводит на новый уровень дарikkelv.
Однако, видимо, не все так просто: исследователи признали ограничения своей работы. "Мы не учли различия между расами и смеем надеяться, что в будущем мы все равно это как-то исправим" – заявляют они. Это ли не прекрасно? Гранты на следующую волну недоумений получили на раз-два.
Итак, с кем же дружат дети в вашем городе — с белыми или, не дай бог, с китаезаврами? Научные манипуляции провели за нас, отчаянно подталкивая нас всех к тому, чтобы мы искали следы симпатии и доброты между детьми. Игры в социологию продолжаются!