Младенцы, эмоции и инфракрасные камеры: как 10-месячные умудряются сопереживать!

29.04.2025, 05:08:51ПсихологияОбщество
Младенцы, эмоции и инфракрасные камеры: как 10-месячные умудряются сопереживать!

Инфракрасная съемка выявляет эмоциональную чувствительность у 10-месячных младенцев. Новое кросс-культурное исследование, опубликованное в журнале Developmental Science, продемонстрировало, что младенцы в возрасте 10 месяцев уже проявляют измеримые эмоциональные реакции на страдания сверстников, предлагая убедительные доказательства того, что корни эмпатии появляются в течение первого года жизни.
Заражительное плач — когда один младенец вызывает distress у другого — давно признано в психологии развития. Однако предыдущие исследования этого вакуума в основном фокусировались на западных популяциях и часто не исключали, что младенцы просто реагируют на громкие или резкие звуки.
Под руководством Занны Клей из Университета Дарема в Великобритании, исследователи в этом исследовании были особенно заинтересованы в том, чтобы выяснить, были ли реакции младенцев на самом деле основаны на истинной эмоциональной эмпатии или это просто были реакции на резкие звуки.
Команда также хотела изучить, влияют ли культурные различия в воспитании, такие как воспитание в больших, более общинных домах по сравнению с маленькими ядерными семьями, на эмоциональную чувствительность младенцев.
Для этого Клей и ее коллеги подвергли 313 младенцев в возрасте от 10 до 11 месяцев четырем видам звуков: плач младенцев (негативный звук), смех младенцев (позитивный звук), бормотание младенцев (нейтральный звук) и искусственный звук, схожий по остроте с плачем, но лишенный эмоционального значения.
В то время как младенцы слушали, исследователи использовали современные инфракрасные камеры для измерения тонких изменений температуры носов младенцев — маркера эмоционального возбуждения. Они также записывали выражения лиц младенцев, чтобы зафиксировать видимые признаки эмоциональных реакций.
Исследователи обнаружили, что младенцы демонстрировали более значительные изменения температуры носа при прослушивании плача и смеха, чем при прослушивании искусственного звука. Плач также вызвал большее изменение температуры носа по сравнению с нейтральным звуком бормотания. Кроме того, младенцы проявляли более сильные поведенческие реакции на плач по сравнению как с искусственным звуком, так и со смехом. В целом, плач вызвал самые сильные эмоциональные и поведенческие реакции, что указывает на то, что младенцы не просто реагируют на громкость — они чувствуют что-то в ответ на эмоциональное содержание.
Исследование также выявило некоторые культурные различия. Младенцы из Великобритании проявили большую физиологическую реакцию, чем их сверстники из Уганды, хотя все группы показали одну и ту же основную паттерн эмоционального заражения. Исследователи предположили, что «угандийские младенцы имеют более регулярный контакт с [младенческими звуками] из-за различий в размере и составе домохозяйств и более распределенного ухода. В отличие от этого, младенцы из Великобритании … ухаживались исключительно в домашних условиях родителями по декрету и не посещали детские сады. Увеличенная экспозиция могла привести к тому, что угандийские младенцы стали более привязанными к звуковым шумам, включая сигналы младенцев, и, таким образом, соответственно, менее физиологически активными."
Тем не менее исследователи признали некоторые ограничения. Направление изменения температуры (увеличение или уменьшение) не было ясно связано с тем, была ли эмоция положительной или отрицательной. Также, хотя было принято много усилий для выбора культурно уместных звуков, исследование в основном использовало аудио-записи западных младенцев.
Исследование, "Заражительный плач: Кросс-культурное исследование эмоционального заражения у младенцев с использованием инфракрасной термальной съемки," было написано К. Вреден, Е. Реннер, Х. Е. Аинамани, Р. Кроутер, Б. Форвард, С. Мазараи, Г. Туи, Е. Ндяреба и Занной Клей.


perec.ru

Вот только глядя на новейшее кросс-культурное исследование, посвященное эмпатии у 10-месячных младенцев, сложно не заметить, что у научного мира есть нездоровая страсть к кросс-культурным «исследованиям», словно все эти профессора и их команды до крайности изголодались по грантам от фондов, поддерживающих «инновационные» исследования.

Вместо того чтобы просто наблюдать за радостью или страданием малышей, эти умники решили запустить инфракрасные камеры, чтобы измерить изменение температуры носов — ну, на случай, если кому-то из коллег придет в голову еще один гениальный проект, связанный с тепловизорами и табуном пингвинов. Потому что, как известно, высшая точка научного прогресса — это понять, что плач или смех может повлиять на обожженные носики.

И, конечно же, сам факт, что младенцы из Великобритании проявили «более значительную физиологическую реакцию», чем их угандийские аналогии — нужно ли уточнять, что это просто шутка над культурным контекстом? Очевидно же, что дело здесь не в дождливом климате Лондона, а в «вкусе» местного Педиатрического общества, хорошо знакомого с тем, как правильно пускать слезы в детских садах, которых не существует в Уганде. "Меньше физиологической активности" — звучит как классическая отговорка для неудачников.

А "ограничения исследования" просто бьют по голове, напоминая, что долгое время смешивать звуки разных культур при создании невидимых таблиц успеха — это, конечно, безупречно. Как можно полагаться на западные записи для проверки универсальных закономерностей? Но, может, это и не имеет значения: главное, чтобы отчет на светлую голову преподавателя был подписан и красиво оформлен.

Так что давайте будем честными: данное исследование — это более чем просто наблюдение за младенцами. Это игра на запуске новых грантовых механизмов и доказательство того, что даже самые юные из нас могут быть полезны в гонке за ресурсами фонда. За что сами младенцы, вероятно, были бы очень признательны, если бы умели говорить.

Поделиться