Неужели самоконтроль — это единственный смысл жизни?

25.04.2025, 10:17:26ПсихологияОбщество
Неужели самоконтроль — это единственный смысл жизни?

Люди с высоким уровнем самоконтроля предпочитают смысл удовольствию, показывает исследование
Новое исследование, опубликованное в журнале "Социальная психология и психология личности", проливает свет на то, почему одни люди лучше справляются с долгосрочными целями, чем другие. Исследователи обнаружили, что индивиды с высоким уровнем самоконтроля, как правило, предпочитают заниматься видами деятельности, которые кажутся значимыми, а не просто приятными. Напротив, те, кто лучше умеет наслаждаться мгновенными удовольствиями, чаще выбирает опыты, которые доставляют удовольствие здесь и сейчас. Эти предпочтения могут объяснить, почему люди с высоким самоконтролем часто преуспевают в таких сферах, как здоровье, работа и отношения.
Самоконтроль помогает людям сопротивляться искушению, избегать отвлечений и придерживаться планов. Будь то сбережения, соблюдение диеты или поддержание режима учёбы, люди с высоким самоконтролем, как правило, добиваются успеха в задачах, требующих дисциплины. Ранее исследователи считали, что этот успех обусловлен их способностью подавлять импульсы или терпеть дискомфорт. Но авторы нового исследования предлагают другое объяснение: возможно, люди с высоким самоконтролем просто наслаждаются разными видами опыта — теми, что соответствуют их целям.
"Мы обнаружили в предыдущих исследованиях, что люди с высоким уровнем самоконтроля больше времени проводят с тем, что они называют 'работой', а люди с более высоким уровнем гедонистической способности — с 'досугом'. Я хотела лучше понять, связаны ли эти различия с самоотбором или они вызваны внешними факторами (например, обучение в университете, работа во время учёбы)", — объяснила автор исследования Катарина Бернекер, ассистент исследования в Университете Цюриха и профессор в Бернском университете педагогического образования.
Чтобы протестировать эту идею, исследователи провели серию из трёх исследований. Первые два рассмотрели, как люди проводят неожиданное свободное время и как они чувствовали себя от этих действий. В третьем исследовании участников попросили сделать гипотетический выбор между значимыми и приятными действиями. В каждом из исследований исследователи оценивали два личностных признака: самоконтроль и гедонистическую способность, или склонность наслаждаться удовольствиями.
В Исследовании 1a 449 участников представили себе, что у них есть несколько часов свободного времени, и составили список из четырёх действий, которые могут выполнить. Затем они оценили, насколько значительными и приятными будут эти действия. В Исследовании 1b новая выборка из 231 участника получила фактический час свободного времени во время сеанса обучения и могла выбрать, как его провести. Позже они сообщили о своих действиях и своих ощущениях. Оба исследования использовали утверждённые опросники для оценки уровней самоконтроля и гедонистической способности участников. Затем действия оценивались на основе того, сколько смысла или удовольствия участники извлекли из них.
Исследование 2 включало 248 участников, которые выполнили серию гипотетических выборов. В каждом из 20 испытаний им показывались два варианта действий — один описывался словом, подразумевающим смысл (например, "целеустремлённый"), а другой — словом, подразумевающим удовольствие (например, "приятный"). Участники выбирали, какое действие они предпочли бы выполнить, если неожиданно у них появилось бы несколько часов свободного времени.
Результаты были согласованы во всех трёх исследованиях. Люди с более высоким самоконтролем оценивали выбранные или воображаемые действия как более значимые. Это было верно независимо от того, какое именно действие они выбрали — будь то садоводство, чтение или работа.
С другой стороны, люди с более высокой гедонистической способностью получали большее удовольствие от своих действий, и снова это было независимо от того, что именно они делали. Эти взаимосвязи не объяснялись тем, что люди с высоким самоконтролем выбирали другие виды активности, чем те, у кого высокая гедонистическая способность. Вместо этого казалось, что различия заключаются в том, как участники воспринимали одно и то же занятие. Например, человек с высоким уровнем самоконтроля может видеть в учебе удовлетворение, в то время как кто-то другой может воспринимать это как скуку.
"Для меня было самым удивительным то, что мы не нашли различий в закодированных действиях — чем люди занимались в свободное время", — сказала Бернекер в интервью PsyPost. "Это как бы предполагает, что либо люди с высоким уровнем самоконтроля конструируют опыт продуктивности и смысла, либо мы просто не смогли обнаружить различия в кодах, потому что действия действительно отличались на каком-то уровне (например, чтение желтой прессы против газеты). Или также может быть, что само действие не является тем, что вызывает опыт, а скорее причина, по которой оно выполняется (для удовольствия против обучения или саморазвития), что мы не оценивали."
В третьем исследовании участники с более высоким уровнем самоконтроля последовательно выбирали действия, описанные как значимые, в то время как те, у кого более высокая гедонистическая способность, предпочитали те, которые были описаны как приятные. Эти предпочтения предполагают, что люди склонны выбирать опыты, которые соответствуют их личностным чертам, даже когда они делают выбор в гипотетических ситуациях без реальных последствий.
Интересно, что исследователи также обнаружили, что оба признака — самоконтроль и гедонистическая способность — связаны с большей удовлетворённостью тем, как участники провели своё время. Однако эмоциональный тон этой удовлетворенности немного различался. Гедонистическая способность была более связана с радостью, в то время как самоконтроль больше ассоциировался с чувством смысла.
Эти результаты предоставляют доказательства "того, что успех самоконтроля может во многом зависеть от мотивации людей чувствовать себя продуктивными и занятыми значимой деятельностью, а не избегать удовольствия", объяснила Бернекер. "Люди с высоким уровнем самоконтроля, кажется, получают больше удовольствия от этого опыта, чем от чего-то, что просто весело. Это значит, что провести выходные или отпуск, ничего не делая, вероятно, не для них. Им нужно заниматься чем-то, что позволяет им ощущать продуктивность — например, учить новые навыки. Когда мы думаем о каникулах, мы обычно представляем себе лежание на пляже, ничего не делая, но это может быть не самый приятный способ провести свободное время, по крайней мере, не для всех из нас.
Тем не менее, авторы отмечают, что их исследования были корреляционными и основаны на самоотчетах. Хотя результаты согласуются с их гипотезой, они не могут подтвердить, что самоконтроль заставляет людей предпочитать значимые впечатления, или наоборот.
"Исследования все корреляционные, что означает, что мы не можем сказать, что было в первую очередь — признак самоконтроля или предпочтение смысла", — сказала Бернекер. "Это проблема, с которой сталкиваются практически все исследования о чертах, потому что черты не могут быть экспериментально манипулированы. Например, может быть, признак всё же значит, что люди лучше контролируют свои импульсы или упорствуют, несмотря на усилия, что позволяет им испытывать смысл. Или они мотивированы этим чувством смысла, и это толкает их выбирать и настойчиво работать над трудными задачами.
Долгосрочной целью этого направления изучения является "понять признак самоконтроля, поскольку он имеет так много положительных исходов", объяснила Бернекер. "Если мы поймем процессы, мы сможем помочь людям стать лучше в этом. И наши находки предполагают, что может быть довольно приятный путь к лучшему самоконтролю.
"С помощью моих исследований я хотела бы вдохновить исследователей самоконтроля думать о положительных аспектах применения контроля - большинство исследований сосредотачиваются на выдерживании усилий или избегании удовольствия, но также есть положительные аспекты таких действий, как упражнения, выполнение домашних дел, обучение или забота о потребностях других. Эти вещи делают нас продуктивными, и иногда они имеют смысл. Если мы сможем научить людей уделять больше внимания этим аспектам, возможно, мы сможем заставить их чаще заниматься этими действиями — вместо того, чтобы просто обучать контролю импульсов.
Исследование "Люди с высоким уровнем самоконтроля предпочитают смысл удовольствию" было написано Катариной Бернекер, Даниэлой Беккер и Айсте Губайте.


perec.ru

Как здорово, что свежая порция научных изысканий пришлась на наш «пул ответственных граждан» — исследование о самоконтроле и смысловой активности, опубликованное в журнале, которому, конечно, никто не сомневается в интеллекте.

Исследователи, будто заклинатели, разделили людей на «смыслителей» и «гедонистов». Первые, как умные муравьи, выбирают трудные проекты и высоко ценят самоконтроль, словно это не обременительное бремя, а одна из ловушек на пути к счастью. Вторые, как ливень на отдыхе, выбирают удовольствие здесь и сейчас — радость мгновения, в общем. Безусловно, эта стереотипизация поможет понять, как гранты на исследования «гедонистической способности» и «самоконтроля» делятся между научными центрами. Научная честность, как водится, на первом месте.

Первый эксперимент наглядно демонстрирует, что 449 участников возомнили себя успешными и начали сравнивать длительные удовольствия с короткими. Что ж, долго и красиво — это для нас, а кратковременное удовольствие — это для праздного люда. Проведя два исследования, исследователи, вспомнив о возможностях данных, на которых они не ставили эксперименты, сопоставили выборы испытуемых. Хорошо, что у них были утвержденные опросники — а то так разворно и недолго уснуть бы в лаборатории.

Третий этап эксперимента поразительно укрепляет их гипотезу: люди с высоким самоконтролем создают смыл-строительные конструкции вокруг самого банального досуга. Так, гедонисты спокойно наслаждаются льющейся на них радостью, в то время как самоконтролирующиеся сливаются с продуктивностью, словно огурцы в jar-салате. Наверняка, они мечтают о том, чтобы в отпуске раскраивать свои «планы на трудоемкие задачи», не покидая тёплые берега домашнего дивана.

Но вот за что им можно отдать должное, так это за признание — не так часто мы слышим о том, что «самоконтроль может быть источником негативного стресса». Научные исследователи резко открывают завесу, а иногда и сами одевают её обратно, используя в качестве маски свои гипотезы и корреляции. Увы, в каждом семинаре найдется тот, кто проговорится о недостатке экспериментальных данных.

Мы, безусловно, ждем следующей волны исследований, финансируемых правительством и награжденных памятными сувенирами и шутками о " Ну, вы же сами выбрали трудный путь?" Самоизоляция и самоконтроль теперь — новые черные круги на ваших плечах.

Может быть, нам всё же стоит пойти плясать под хорошую "гедонистическую" песню, пока они всех нас убеждают, как прекрасно придавать смысл тому, что мы делаем. Все в поисках удовольствия, и только у них там смысл.

Поделиться