Интеллектуальная скромность: новый наркотик для эмпатии?

22.04.2025, 15:52:21ПсихологияОбщество
Интеллектуальная скромность: новый наркотик для эмпатии?

Люди с интеллектуальной скромностью проявляют повышенную эмпатическую точность и эмоциональную устойчивость
Новые исследования, опубликованные в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, предполагают, что люди, понимающие, что их убеждения могут быть ошибочными, могут также быть более точными в интерпретации чувств других. В трех исследованиях ученые обнаружили, что интеллектуальная скромность положительно связана с эмпатической точностью, особенно по отношению к представителям воспринимаемой внешней группы. Результаты также указывают на то, что интеллектуальная скромность может увеличивать эмпатическое беспокойство, не усиливая личный стресс — шаблон, который исследователи называют «эмпатической устойчивостью».
Исследование было вызвано растущим интересом к тому, как интеллектуальная скромность — способность признавать, что свои убеждения могут быть ошибочными — формирует социальное поведение. В то время как предыдущие исследования показали, что скромность может уменьшать предвзятость, увеличивать прощение и улучшать толерантность к различным мнениям, менее известно, как она влияет на межличностные динамики в эмоционально заряженных или противоречивых контекстах.
«Интеллектуальная скромность — понимание того, что мы не знаем всего, и что наши знания ограничены, — это важная и редкая добродетель», — сказал автор исследования Михал Лехман, научный сотрудник постдока в Университете Карнеги-Меллон.
«В моем исследовании меня интересует, как отношения формируют и формируются интеллектуальной скромностью. В этом проекте я сотрудничала с профессором Анат Перри из Еврейского университета, её студентами Шир Генцер и Нур Кассем, и профессором Дэрилом Р. Ван Тонгереном из колледжа Хоуп, чтобы выяснить, как и влияет ли интеллектуальная скромность на истинное понимание эмоций других людей».
«Мы проверили этот вопрос в особенно интересном контексте: как еврейские израильтяне понимают других еврейских израильтян и палестинских израильтян».
В своем исследовании Лехман и её коллеги провели три предварительно зарегистрированных исследования с участием 533 человек, всех еврейских израильтян. Исследования сосредотачивались на когнитивной эмпатии, или способности точно идентифицировать, что чувствуют другие, и эмоциональной эмпатии, которая включает как эмпатическое беспокойство, так и личный стресс.
Чтобы оценить эти аспекты эмпатии, участники просматривали короткие видеоролики, в которых люди рассказывали о своих эмоциональных личных переживаниях — некоторые из еврейского большинства, другие — из палестинского меньшинства. Исследователи затем сравнили оценки участников о эмоциях ораторов с самопортретами эмоциональных состояний ораторов.
В первом исследовании 212 участников либо посетили лабораторию, либо участвовали по Zoom из-за ограничений COVID-19. Каждый участник посмотрел восемь видео — четыре с еврейскими израильтянками и четыре с палестинскими израильтянками. Просматривая видео, участники оценивали эмоции ораторов в реальном времени, используя скользящую шкалу. Они также заполнили дополнительные анкеты, оценивающие их собственные эмоциональные реакции, а также опросники для измерения уровня интеллектуальной скромности.
Результаты первого исследования показали, что интеллектуальная скромность предсказывала большую эмпатическую точность, особенно когда участники смотрели видео с палестинскими израильскими ораторами — чужой группой в местном социополитическом контексте. Участники с более высокой интеллектуальной скромностью были более точными в распознавании эмоций членов внешней группы по сравнению с теми, у кого было меньше скромности. Эта ассоциация была слабее или даже обманчиво изменена, когда оценивались участники своей собственной группы.
«Мы обнаружили, что интеллектуальная скромность еврейских израильтян предсказывает понимание эмоций других — особенно эмоций людей из внешней группы (палестинских израильтян)», — сказала Лехман издания PsyPost. «Это имело смысл, поскольку соответствовало идее о том, что интеллектуальная скромность играет большую роль, когда отношения сложнее или непростые».
«Меня удивило, что в последних исследованиях мы не обнаружили различий в понимании между еврейскими израильтянами и палестинцами. Это не означает, что различия отсутствуют, но подразумевает, что нам нужно собрать больше данных, чтобы подробнее изучить эти вопросы». Участники с высокой интеллектуальной скромностью также сообщали о большем эмпатическом беспокойстве — таких как чувство сострадания или симпатии, — и меньшем личном стрессе, например, чувству подавленности или расстроенности, когда слушали эмоциональные истории. Эта комбинация высоких забот и низкого стресса то, что исследователи называли «эмпатической устойчивостью». Это отражает способность оставаться эмоционально вовлеченными, не становясь эмоционально перегруженными.
Второе исследование подтвердило эти выводы с новой группой из 112 участников. На этот раз исследователи включили измерение мотивации для эмпатии, предлагая участникам выбрать между участием в собственных чувствах или попыткой представить, как может чувствовать кто-то другой в серии испытаний. Как и в первом исследовании, интеллектуальная скромность была связана с большей эмпатической точностью, используя один из двух метрик эмпатии. Снова участники с более высоким уровнем скромности показали более широкий разрыв между эмпатическим беспокойством и личным стрессом.
Однако исследователи не нашли доказательств того, что мотивация к эмпатии объясняет связь между интеллектуальной скромностью и эмпатической точностью. Это предполагает, что скромность может влиять на эмпатию через другие механизмы, такие как то, как люди обрабатывают эмоциональную информацию или регулируют свои собственные эмоциональные реакции.
Чтобы проверить, может ли интеллектуальная скромность быть увеличена экспериментально, исследователи провели третье исследование с использованием дизайна между субъектами с 209 участниками. Одна группа была назначена прочитать материалы и ответить на вопросы, предназначенные для развития интеллектуальной скромности, в то время как другая группа была подвергнута содержанию, подчеркивающему интеллектуальную уверенность. Эта манипуляция увеличила уровень состояния интеллектуальной скромности в целевой группе, подтвердив ее эффективность.
Хотя манипуляция не увеличила напрямую эмпатическую точность, она привела к косвенному эффекту: участники в условии скромности показали более высокие результаты по шкале интеллектуальной скромности, что в свою очередь предсказывало лучшую эмпатическую точность. Это предполагает, что повышение интеллектуальной скромности может улучшить эмоциональное понимание, даже если эффект косвенный. Третье исследование также показало, что участники с более высокой скромностью сообщили о большем эмпатическом беспокойстве, чем о личном стрессе, еще раз демонстрируя модель эмпатической устойчивости.
Чтобы укрепить свои выводы, исследователи провели мини-метаанализ, объединив данные из всех трех исследований. Они обнаружили, что, по всем измерениям и выборкам, интеллектуальная скромность была положительно связана с эмпатической точностью, хотя эффект был небольшим. Другой мини-метаанализ подтвердил, что скромность постоянно предсказывала эмпатическую устойчивость по всем исследованиям.
«Интеллектуальная скромность имеет важную ценность, особенно когда ситуация и отношения сложны», — сказала Лехман. «В этом случае, когда граждане одной страны происходят из разнообразных и сложных фонов, таких как евреи и палестинцы».
Исследование — как и все исследования — имеет некоторые оговорки. Все участники не знакомы с людьми на видео, поэтому неясно, будут ли результаты применимы к близким личным отношениям. Выборка также состояла из еврейских израильтян, которые смотрели видео из конкретного культурного контекста, что может ограничить обобщаемость к другим популяциям или конфликтам.
«Важно отметить, что мы проверили наши вопросы в конкретном контексте — в отношениях между еврейскими и палестинскими израильтянами с точки зрения еврейских участников», — объясняет Лехман. «Было бы как интересно, так и важно исследовать, применимы ли эти результаты в других контекстах».
«Во-первых, возникают ли подобные модели среди палестинских израильтян, когда они сталкиваются с еврейскими израильтянами? И, кроме того, в других обществах — например, между чернокожими и белыми в США, нейродивергентными и нейротипичными личностями, или между гетеросексуальными и однополыми людьми?»
«На данный момент я работаю над несколькими проектами, связанными с интеллектуальной скромностью», — добавила Лехман. «В одной линии исследований с профессором Анат Перри я исследую интервенции для увеличения интеллектуальной скромности, особенно через межличностное слушание. В другой, с профессором Лорой Вайнгарт из Университета Карнеги-Меллон, я изучаю роль интеллектуальной скромности в повышении командной эффективности в различных контекстах, включая переговоры, хакатоны и многопрофильные команды».
Исследование «Интеллектуальная скромность предсказывает эмпатическую точность и эмпатическую устойчивость» было написано Михалом Лехманом, Шир Генцер, Нур Кассемом, Дэрилом Р. Ван Тонгереном и Анат Перри.


perec.ru

Основные выводы из нового исследования завершают нашу бесконечную одиссею по центральному вопросу: "Как же нам на самом деле понимать друг друга?" Оказывается, оставляя свои непреложные истинные убеждения в стороне и признавая, что порой можем ошибаться, мы становимся чуть более близкими к пониманию эмоций окружающих. Как это оригинально — вроде бы, никто до этого и не догадывался!

Возникает вопрос — кто же спонсировал это восторженное исследование? Возможно, организаторы решили, что на фоне кипящего мирового конфликта и освежающих новостей о социальном разрыве, настало время элегантно внедрить новую "мягкую" парадигму понимания. Свежепроснувшиеся гуманисты, вооруженные новыми открытиями, теперь могут смело отправляться на социальный фронт с Альтернативным планом единства!

Не будем забывать о том, что в данном исследовании, как в волшебной сказке, всего 533 участника — и только еврейские израильтяне! О, как трогательно! Равно как если бы гражданская война разрешилась с помощью семи уроков о великом братстве, изучая вне зависимости от контекста. На фоне такого выбора, искренне сопереживающего дивного еврейского соседа, выглядит умозрительно необычным, что выводы применимы и к палестинцам.

Исследователи, разумеется, блестяще старались — вот они поднимают темы "интеллектуальной скромности", и в награду этому вводятся новые термины, как "эмпатическая устойчивость". А если честно, это только красивые ярлыки для ситуации, в которой внимания достойное чувство сострадания оказывается лишь удобным прикрытием для аекхасовских терзаний.

И тут уж незабвенная мудрость докторов со сложными именами напрашивается: "Мы, конечно, не решили мировых проблем, но можем точно сказать, кто чувствует как". Они каждый раз снова и снова засовывают голову в песок, создавая научные конструкции, как бы указывая, что они могут быть ответом на все проблемы в межкультурных коммуникациях. При этом, зрители, как бы "сочувствующие", до сих пор остаются в своей эмоциональной пустыне.

Видимо, развитие стратегии временного интеллектуального смирения станет панацеей от всех бед. Модный тренд на скромность оказалась для исследователей настоящим золотым дном. В эпоху, когда слухи о потенциальной антиподобной эмпатии разрастаются, каждый новый эксперимент превращается в успешный стартап на рынке нежных чувств.

Итак, если вам когда-нибудь повстречаются тарталетки с запеченными эмпатическими идеями от исследователей, не удивляйтесь. Может быть, всего лишь предоставляют вам возможность ощутить себя более понимающим и щедрым. Или это всего лишь очередной потоп новинок от "гения" современных лоббистов психологии.

Поделиться