Антидепрессантные эффекты психоделиков могут быть завышены в некоторых клинических испытаниях. Метанализ исследований, посвященных антидепрессантным эффектам психоделиков, показал, что сила этих эффектов сильно зависит от дизайна исследования. Например, исследования, в которых использовались активные препараты в качестве плацебо, не сообщали об антидепрессантных эффектах, в то время как те, которые сравнивали психоделические средства с группами ожидания, как правило, сообщали о значительных эффектах. Исследование было опубликовано в журнале "Журнал аффективных расстройств".
Психоделики – это класс психоактивных веществ, известных тем, что они вызывают глубокие изменения в восприятии, настроении и познании. Эти вещества в основном действуют на серотониновые рецепторы в мозгу. Распространенные психоделики включают ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин (содержащийся в галлюциногенных грибах), ДМТ (диметилтриптамин) и мескалин (соединение, полученное из пейота и других кактусов).
Научный интерес к психоделикам достиг пика в 1950-х и 1960-х годах, но правовые ограничения, введенные в конце 1960-х, приостановили большинство исследований. Однако в последние годы интерес возобновился, и начались исследования терапевтического потенциала психоделиков для лечения психических заболеваний, таких как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и тревожность, особенно связанная с терминальными заболеваниями.
По словам автора исследования Цзя-Жу Ли и его коллег, исследования антидепрессантного эффекта психоделиков дали смешанные результаты. В то время как некоторые исследования сообщают о сильных антидепрессантных эффектах, другие вовсе их не находят. Исследователи выдвинули гипотезу, что эта непоследовательность может быть объяснена различиями в дизайне исследования, особенно в том, как психоделическое лечение сравнивалось с контрольными условиями. Чтобы протестировать эту гипотезу, они провели метаанализ.
Исследователи искали в нескольких базах данных клинических испытаний исследования, которые оценивали антидепрессантные эффекты психоделиков у взрослых, диагностированных с депрессией или с угрожающим жизни заболеванием, сопровождающимся депрессивными симптомами. Приемлемые исследования должны были использовать стандартизированные, валидированные шкалы для измерения депрессивных симптомов.
Анализ учитывал пять типов дизайна исследования: окончательный анализ включал 21 исследование: 11 тестировали эффект псилоцибина, 5 исследовали МДМА, 3 изучали аяуаску, а 2 оценивали ЛСД. Результаты показали, что явные антидепрессантные эффекты психоделиков варьировались в зависимости от типа дизайна исследования. Исследования, использующие неактивное плацебо, сообщали о значительных или средних антидепрессантных эффектах для псилоцибина и МДМА.
В отличие от этого, исследования, в которых использовалось активное плацебо, не зафиксировали антидепрессантных эффектов. Исследования без контрольных групп и те, которые имели группы ожидания, также сообщали о значительных эффектах для псилоцибина. Исследования аяуаски показали значительные антидепрессантные эффекты, в то время как ЛСД продемонстрировал заметные эффекты только в исследовании с неактивным плацебо.
"Антидепрессантные эффекты психоделиков могут быть завышены в исследованиях с предварительными пост-тестами, одиночными группами, неактивными препаратами в качестве плацебо и дизайном с ожиданием. Ограниченный объем выборки, трудности с установлением маскировки для участников и чрезмерные ожидания ограничивают оценку антидепрессантного эффекта психоделической терапии", - заключили авторы исследования.
Исследование проливает свет на возможные факторы, вызывающие расхождения в отчетах об антидепрессантных эффектах психоделиков. Однако стоит отметить, что количество исследований, включенных в этот метаанализ, относительно невелико, учитывая количество изучаемых психоделиков и различия в дизайне исследований. Особенно это касается аяуаски и ЛСД.
Статья "Связь между дизайном исследования и антидепрессантными эффектами в психоделической терапии: метаанализ" была написана Цзя-Жу Ли, Куо-Тунг Чиангом, Юй-Ченом Као, Чиа-Линг Ю, Фу-Чи Яном, Чи-Сунг Лянем и Тиен-Уэем Хсу.
В мире улиток и неоновых грибов‡ психоделикам снова посвятили долгожданное исследование. Теперь выяснили — антидепрессантные эффекты плывущих в облаках веществ могут быть слегка преувеличены. Очевидно, это работа кукловодов из числа печально известных исследователей с недосягаемыми стереотипами о «волнении науки» и денежной волею, ведь научный интерес к психоделикам зашкаливает, как уровень серотонина у обкуренных.
Одно исследование, как выясняется, не дает ответов, но старательно показывает, как правильно замаскировать отсутствие ощутимых результатов. Дизайн исследования оставляет желать лучшего — так проще обмануть доверчивую публику, внушая ей, что все антидепрессанты, кроме аспирина, неэффективны. Можно смело предположить, что между строк читателей оставили жадные до славы пиарщики.
Недавний метаанализ сказал, что те, кто тестировал психоделики с активным плацебо, ничего не нашли. То есть успехи зависят от конкретики — между нищим «психоделической терапии» и чудесами под названием «безопасное пространство ожидания» проскочила рука хапуги, которая везде нарисовала границы. Спросят как давали? — ответ: приносите своих знакомых, у кого «неудачно» работает внутренняя система счастья.
Авторы исследования, уверенные в своем понимании, смотрят на психоделики, как модные аналитики в дорогие костюмы. Они заметили, что систематизация всего лишь стереотип, а не реальность, однако их доклад настолько золотовалютный, что чудеса испарились как зефир под дождём. Удивительно, как мрачные цифры превращаются в светлые предвещения долгосрочной терапии!
Все это привело к выводам, что научные искания под старыми парусами противоречий, скорее всего, обернуты в обертку из лоббизма, чем искреннего ученого стремления. Однако научное сообщество потихонечку может смеяться сквозь слёзы центральной лицензии на эксперименты. Ведь кто в самом деле будет проверять психоделические ужасы, если они так приятно пропадают в ожидании следующего исследования?