Эмоциональная возбудимость может привести к смешению воспоминаний – особенно у тревожных людей.
Недавнее исследование психологов из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе показало, что когда мы многократно сталкиваемся с очень похожими событиями, наши воспоминания о них могут начинать смешиваться, особенно если одно из событий сильно связано с эмоциями. Этот эффект смешивания воспоминаний был наиболее выражен у людей с высоким уровнем тревожности и у тех, кто проявлял сильные физические реакции на эмоциональные события. Исследование, опубликованное в журнале Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, предлагает новые взгляды на то, как эмоциональные переживания могут формировать наши воспоминания.
Большинство повседневных событий имеют много общих черт. Например, ваше утреннее путешествие на работу может выглядеть практически идентично изо дня в день, лишь с незначительными изменениями, такими как цвет проезжающей машины или человек, сидящий напротив вас. Поскольку наш мозг должен отслеживать все эти похожие события, он постоянно пытается сократить путаницу. Одна из стратегий, которую, похоже, использует мозг, это преувеличение небольших различий между воспоминаниями, явление, известное как "отталкивание памяти". Но до настоящего времени ученые не знали, как этот процесс может быть затронут эмоциями и как он может работать по-разному у людей, склонных к тревоге.
«Наши мозги великолепно хранят воспоминания, но сталкиваются с одной серьезной проблемой: многие из наших переживаний очень похожи. Подумайте о парковке на работе: если вы ставили машину на одну и ту же стоянку сотни раз, как вашему мозгу не перепутать сегодняшнее парковочное место с предыдущими? Настоящее чудо памяти не просто в запоминании. Это — запоминание правильной информации в нужный момент», — говорит один из авторов исследования Дэвид Клуэтт, ассистент профессора в UCLA.
«Один из способов, которым наш мозг решает эту проблему, - это легкое преувеличение различий между похожими воспоминаниями, явление, известное как "отталкивание памяти". Если два события пересекаются, создавая помехи, наш мозг немного искажает их, чтобы они казались более различными.
Например, если я припарковал машину рядом со светло-красным автомобилем вчера и с темно-красным сегодня, мой мозг может сделать светлый автомобиль даже светлее, а темный — темнее. Хотя это создает небольшие неточности, это также помогает предотвратить путаницу, гарантируя, что я правильно запомню парковочное место сегодня.
На основании данного исследования нас интересовало, как этот процесс отталкивания влияет на эмоциональные воспоминания. Представьте, что темно-красный автомобиль повредил ваше транспортное средство, когда он заехал на парковку. Усиливает ли это неприятное событие разделение с похожими, спокойными воспоминаниями? Это может быть полезно, особенно для эмоционального благополучия. Если наши воспоминания смешиваются слишком сильно, вы можете стать эмоционально чувствительным к любым красным автомобилям в будущем, что не полезно.
Хотя этот пример описывает что-то относительно обыденное, смешение эмоциональных воспоминаний может затруднить различение опасных и безопасных ситуаций. Это может привести к распространению страха на другие воспоминания, что может вызвать или поддерживать эмоциональные расстройства.
Исследователи разработали эксперимент, в котором участники изучали пары объектов и лиц. В исследовании приняло участие 66 человек. Участники видели пары лиц, ассоциированных с различными изображениями повседневных объектов, таких как блендеры или диваны. Для каждого объекта было две версии, которые были схожи по цвету. Для некоторых участников эти две версии были очень похожи в цвете, например, два оттенка красного, близко друг к другу. Для других цвета были менее похожи, например, светло-синий и темно-синий. Эта разница в цвете была предназначена для изменения того, насколько сильно два воспоминания будут мешать друг другу — очень похожие цвета должны вызвать больше помех.
Чтобы ввести эмоции в картину, иногда перед тем, как участники увидели одну из пар объект-лицо, играли резкий, громкий всплеск белого шума. Этот шум был предназначен для создания ощущения возбуждения и легкого отвращения. Другие пары объект-лицо предшествовали нейтральным тоном. Исследователи использовали расширение зрачков — увеличение зрачков глаз — как меру того, насколько возбужденными были участники от звуков.
«Люди реагируют на upsetting things по-разному», — объяснила соавтор Эрин Мэрроу, аспирантка по когнитивной неврологии. «Один из способов измерить эту разницу — посмотреть на реакции зрачков на резкие звуки, такие как всплески белого шума. У некоторых людей может быть большая реакция зрачков, у других — меньшая. Это хороший способ количественно оценить физиологическую реакцию, или насколько неприятными люди посчитали эти раздражающие звуки.
После каждого раунда обучения этим парам объект-лицо участникам тестировали их память. Им показывали один из объектов в градациях серого и нужно было выбрать цвет, который они помнили, используя цветовое колесо. Этот тест помог исследователям увидеть, изменились ли или искажены воспоминания участников по цвету объектов с течением времени. Участников также тестировали на их способность вспомнить, какое лицо было связано с каждым объектом. Этот тест ассоциативной памяти помог измерить, насколько сильно похожие воспоминания мешали друг другу. Наконец, участники заполнили анкеты для измерения уровней тревожности и депрессии.
Как и следовало ожидать, исследователи обнаружили, что люди научились ассоциировать лица с объектами в ходе эксперимента, и их память о цветах объектов также улучшилась. Громкие взрывы звука действительно вызывали расширение зрачков, показывая, что они действительно вызывали физиологическое возбуждение у участников.
Тем не менее, результаты по поводу искажения памяти были неожиданными. Вместо того чтобы обнаружить отталкивание памяти — в том смысле, что запомненные цвета были более разнесены — исследователи обнаружили привлечение памяти. Это означает, что когда цвета объектов были очень похожи, люди склонны запоминать цвета как ещё более схожие, чем они были на самом деле. Этот эффект был сильнее для группы, которая видела очень похожие цвета, по сравнению с группой, которая видела менее похожие цвета.
«На основе ранее проведенных исследований, мы изначально думали, что перекрывающиеся воспоминания будут отталкиваться друг от друга в процессе обучения», — сообщила Мэрроу PsyPost. «Это основывалось на идее, что умеренно похожие воспоминания больше всего выигрывают от разделения. Однако мы фактически обнаружили противоположное: после неоднократного изучения перекрывающихся событий их воспоминания, как правило, смешиваются, а не разделяются.
Интригующе, степень возбуждения, которую испытывал человек, как измерялось по расширению зрачков во время фазы обучения, была связана с этой привязанностью к памяти. Люди, которые показывали большее расширение зрачков в ответ на звуки, были более склонны помнить очень похожие события как смешанные между собой.
«Мы обнаружили, что люди, которые были более физиологически реактивны, чаще помнили очень похожие события как смешанные вместе», — пояснила Мэрроу. «Когда происходило больше смешения между воспоминаниями, люди также склонны путать другую соответствующую информацию. Это происходило после того, как люди подвергались обоим событиям несколько раз.
Более того, исследователи обнаружили, что люди, которые сообщали о более высоких уровнях тревожности — то есть те, кто обычно более тревожные — чаще испытывали привлеченность памяти, особенно когда одно из похожих воспоминаний ассоциировалось с неприятным звуком. Это предполагает, что тревога может сделать людей более склонными к смешиванию воспоминаний, особенно когда вовлечены негативные эмоции.
«Мы также обнаружили, что люди, которые сообщали о большей тревожности, были более склонны испытывать размытие памяти между негативным событием и похожим, обычным событием», — сказала Мэрроу. «Снова это было очевидно после того, как люди неоднократно подвергались обоим событиям.
«Являются ли эти искажения памяти полезными или вредными, может зависеть от целей человека. Если у вас нет причин держать воспоминания очень отличительными и более полезно обобщать ситуации, тогда их смешение может действительно иметь смысл! Например, если это искажение памяти помогает вам научиться избегать ситуации, которая выглядит очень похоже на опасную, это может помочь вам оставаться в безопасности в будущем. В конечном счете, наша память легко изменяется, и это не всегда может быть плохим делом.
Исследователи отметили некоторые ограничения своего исследования. Они использовали простые изображения объектов и базовые цвета, что отличается от сложных и насыщенных переживаний, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Важно выяснить, сохранятся ли эти находки в более реалистичных сценариях. Кроме того, искажения памяти развивались постепенно после повторяющихся воздействий, что предполагает, что этот процесс смешивания требует времени. Будущие исследования могут изучить, изменит ли важность для людей различать похожие воспоминания результаты, возможно, приведя к отталкиванию памяти вместо привлечения.
«Скорее всего, мы увидим отталкивание памяти, если сделаем полезным сохранить эти воспоминания отдельными друг от друга», — отметила Мэрроу. «Цели имеют значение. У нас не было времени тестировать память участников по одному событию за раз. Если бы мы одновременно тестировали память по перекрывающимся событиям, люди могли бы быть более мотивированными научиться их тонким различиям и преувеличить эти различия в своей памяти.»
Долгосрочная цель — понять, как эмоциональные состояния формируют память в повседневной жизни и в психическом здоровье.
«Искажения памяти могут показаться нежелательными, но это небольшая цена за хорошо функционирующую систему памяти», — пояснил Клуэтт. «Наше предыдущее исследование изучало, как мозг преувеличивает различия в сенсорных деталях (например, цветах), чтобы держать похожие воспоминания от вмешательства друг в друга. Но память не только растягивает детали, она также растягивает время.
«В нашей текущей работе мы исследуем, как мозг тонко искажает наше восприятие времени, чтобы вписать его в структуру наших переживаний. Например, когда мы переходим из одного места в другое, наша память сама по себе разделяет эти события. Но наши находки предполагают, что мозг делает еще один шаг — он может преувеличивать временной промежуток между ними, что заставляет их казаться произошедшими дальше друг от друга по времени, чем они на самом деле были.
«Искажаю время таким образом, мозг не искажает реальность без причины, — продолжал Клуэтт. — Это позволяет нам запоминать отдельные эпизоды, которые могут служить нам лучше в будущем. Кроме повседневной функции памяти, мы также заинтересованы в изучении того, как различные виды искажений памяти, особенно в эмоциональных обстоятельствах, связаны с психическими расстройствами, такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Исследование "Искажение перекрывающихся воспоминаний связано с возбуждением и тревожностью" было опубликовано онлайн 8 октября 2024 года.