Социальные сети могут затягивать нас в цикл одиночества, подразумевает новое исследование.
Проведение времени в социальных сетях, будь то простое пролистывание постов или активное взаимодействие с другими, может способствовать росту чувства одиночества с течением времени, согласно новым данным. Исследование, опубликованное в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, продемонстрировало, что оба типа использования социальных сетей связаны с увеличением одиночества, что указывает на то, что онлайн-взаимодействия могут не полностью заменять ту социальную удовлетворенность, которую мы получаем от лицом к лицу.
В последние годы как использование социальных сетей, так и зарегистрированное одиночество значительно возросли. Несмотря на обещания соцсетей объединять людей и создавать сообщества, многие ощущают себя более изолированными, чем когда-либо. Отчеты от организаций, таких как хирург-general США, подчеркивают растущую "эпидемию одиночества", отмечая, что отсутствие социальной связи может быть столь же губительным для здоровья, как курение 15 сигарет в день.
Несмотря на то, что некоторые исследования предполагают, что социальные сети могут облегчить одиночество, другие работы указывают на потенциальное негативное воздействие. Чтобы прояснить эту смешанную картину — и исследовать конкретные способы, которыми люди используют социальные сети — исследователи провели новое исследование, чтобы изучить, как различные типы взаимодействия в социальных сетях влияют на чувство одиночества на протяжении длительного времени.
"Последние 10 лет моего исследования сосредоточены на использовании телефонов и социальных сетей и их влиянии на самочувствие", — отметил автор исследования Джеймс А. Робертс, профессор маркетинга в бизнес-школе Хэнкамера Университета Бейлора. "Но мы также знаем, что это не просто вопрос большего использования социальных сетей, ведущее к более худшим результатам здоровья — может иметь значение, как именно используются эти социальные медиа. Актуальная эпидемия одиночества как в США, так и за пределами страны и серьезные негативные последствия одиночества делают эту тему критически важной для исследователей."
Исследовательская группа использовала данные из масштабного и долгосрочного исследования в Нидерландах, известного как панель Долгосрочных Интернет-исследований для социальных наук. Это панельное исследование собирает ежегодные данные из репрезентативной выборки нидерландских домохозяйств с 2008 года. Для данного исследования ученые проанализировали девять лет данных с 2014 по 2022 год. В выборку вошли 6 965 взрослых участников, из которых несколько более половины были женщинами. Средний возраст участников на начало исследования составлял около 50 лет. Участники каждый год заполняли анкеты, отвечая на вопросы о своем использовании социальных сетей и чувствах одиночества.
Исследователи были заинтересованы в двух основных типах использования социальных сетей: пассивном и активном. Пассивное использование социальных сетей определялось как время, проведенное за чтением и просмотром контента без непосредственного взаимодействия — например, прокрутка новостных лент или просмотр профилей. Участники оценивали, сколько часов в неделю они проводят за этим типом просмотра. Активное использование соцсетей, напротив, включало время, проведенное за публикацией сообщений, фотографий и видео, а также за взаимодействием с другими, ставя лайки или комментируя их посты. Участники также указывали, сколько часов в неделю они занимались этим активным использованием.
Для измерения одиночества исследование использовало хорошо известный шести пунктный опросник. Этот инструмент задавал участникам вопросы о различных аспектах одиночества, таких как чувство пустоты, есть ли у них люди, на которых они могут положиться, и насколько они ощущали связь с другими. Участники оценивали свою согласие с этими заявлениями, и их ответы комбинировались, чтобы получить оценку одиночества.
Затем исследователи использовали статистические модели, предназначенные для отслеживания изменений с течением времени, чтобы изучить, как различные типы использования соцсетей связаны с одиночеством. Эти модели позволили им оценить, как использование социальных сетей в один момент времени предсказывало одиночество в последующие годы и наоборот в течение девяти лет.
Полученные результаты показали значительную связь как между пассивным, так и активным использованием соцсетей и ростом одиночества с течением времени. Люди, которые сообщали о большем количестве пассивного просмотра в начале исследования, как правило, испытывали более значительный скачок одиночества в последующие годы. Это свидетельствует о том, что большее время, проведенное за прокруткой контента без взаимодействия, может способствовать росту чувства изоляции.
Еще более удивительно, что активное использование соцсетей — считавшееся более социально полезным — также было связано с ростом одиночества с течением времени. Участники, проводившие больше времени на публикации и взаимодействии с другими, сообщили о резком увеличении одиночества с течением лет. Это открытие ставит под сомнение популярное мнение о том, что активное участие в социальных сетях помогает снизить одиночество. Вместо этого оно подразумевает, что даже кажущиеся интерактивными онлайн-взаимодействия могут не предоставить той глубины связи, которая доступна в личных отношениях.
"Наши результаты подтверждают мои подозрения, что независимо от того, как это используется, социальные сети являются плохой заменой для лицом к лицу", — сказал Робертс агентству PsyPost. "Это угрожает возникновению общественного кризиса, поскольку молодые поколения проводят все больше времени и становятся сильно привязанными (если не зависимыми) от социальных медиа."
Исследование также выявило петлю обратной связи между использованием социальных сетей и одиночеством. Не только большее использование соцсетей предсказало увеличение одиночества, но и чувство одиночества также предсказывало большее использование социальных сетей с течением времени. Эта закономерность подразумевает, что люди могут обращаться к социальным медиа, чтобы облегчить свое одиночество, однако увеличение использования может лишь усугубить эти ощущения.
"Я думаю, что основной вывод из нашего исследования должен заключаться в том, что использование социальных медиа — плохая замена взаимодействия лицом к лицу", — сказал Робертс. "Наши результаты показывают, что независимо от того, как используется социальная сеть — активно или пассивно — такое использование ведет к более высоким уровням одиночества. Тот факт, что молодежь проводит так много времени в социальных сетях, делает значение наших находок еще более важным. Вместе с растущими уровнями использования социальных сетей среди всех возрастных категорий мы, к удивлению, обнаружили также увеличенные уровни одиночества. Иронично, но социальные сети не выполняют своего основного обещания сблизить нас с другими."
Хотя исследование предоставляет значимые сведения, оно также имеет ограничения. Наиболее важное — оно основывается на самоотчетах о использовании социальных сетей и одиночества, которые могут подвергаться влиянию памяти или социальным ожиданиям. Участники могут не точно вспомнить, сколько времени они провели онлайн, или могут занижать свои чувства одиночества. Будущие исследования могут извлечь выгоду из объективных измерений, таких как отслеживание реального времени использования приложений.
Еще одна область для будущих исследований касается типа контента, с которым люди взаимодействуют в социальных сетях. Некоторые взаимодействия — такие как просмотр постов, вызывающих социальное сравнение или исключение — могут быть более вредными, чем другие. Понимание того, какие онлайн-поведения наиболее тесно связаны с одиночеством, может помочь направить более здоровые цифровые привычки.
"Необходимо больше исследований, которые изучают, как различные приложения социальных медиа влияют на благосостояние", — сказал Робертс. "К сожалению, мои исследования с другими показывают, что новое поколение социальных медиа — платформы коротких видео, такие как TikTok, Instagram Reels и YouTube Shorts — даже более зависимы, чем более традиционные формы социальных медиа, такие как Facebook. Это лишь усугубит одиночество онлайн-существования."
"Наша главная цель — лучше понять, как и почему социальные медиа могут являться отчуждающей силой. Страх пропустить что-то был широко изучен, но это показывает, что один из способов, которым социальные медиа заставляют нас себя хуже чувствовать, — показывая нам все, чего нас не включили. Восходящие социальные сравнения также негативно влияют на благосостояние. Но не следует забывать о более простой причине: время, проведенное в социальных сетях, заменяет время, проведенное с другими. Большинство социальных медиа потребляется в одиночестве.
"Одиночество — это серьезный кризис здоровья с серьезными последствиями для отдельных людей, их отношений, рабочих показателей и более широкого общества, которому предстоит справляться с последствиями. Негативные результаты, связанные с растущими уровнями одиночества, реальны и далеко идущие", — заключил Робертс.
Исследование «Эпидемия одиночества: девятилетнее лонгитюдное исследование влияния пассивного и активного использования социальных медиа на одиночество» было написано Джеймсом А. Робертсом, Филом Д. Янгом и Мередитом Е. Дэвид.