Чувство прощения от Бога может уменьшить вероятность извинений, установлено в психологическом исследовании. Люди, которые верят, что их простил Бог, могут быть более склонны прощать себя после того, как причинили кому-то боль. Однако это само прощение не всегда приводит их к необходимости извиниться. На самом деле, новое исследование, опубликованное в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, показало, что божественное прощение может даже сделать людей менее склонными к извинениям, удовлетворяя их внутреннюю потребность в разрешении ситуации. В то же время божественное прощение может также способствовать чувству благодарности и смирения, что, в свою очередь, может привести к более искренним извинениям. Исследование показывает, что божественное прощение работает через два противоположных пути — один, который угнетает, и другой, который поддерживает акт извинения.
Исследователи стремились лучше понять, как духовные переживания влияют на межличностные конфликты. Хотя многие предыдущие исследования связывали божественное прощение с эмоциональным благополучием, мало внимания уделялось тому, как чувство прощения от высшей силы может формировать поведение людей по отношению к другим после проступка.
"Мои исследовательские интересы находятся на пересечении разрешения конфликтов и морали. Ключевая область, которую я исследую, — это то, как нарушители само-регулируются после проступка и как это формирует их готовность извиниться и исправить ситуацию," — сказал автор исследования, кандидат наук Джастин М. Людвиг из Университета Питтсбурга.
"Это исследование, которое рассматривает роль божественного прощения в поведении извинения, стало естественным продолжением моей работы. Кроме того, многие существующие исследования религиозности и разрешения конфликтов сосредоточены на перспективе жертвы, и психологические исследования божественного прощения всё еще находятся на ранних стадиях."
"Я хотел заполнить эти пробелы, изучая, как божественное прощение влияет на правонарушителя и его готовность искупить вину перед теми, кого он обидел. Учитывая, что большинство людей идентифицируют себя как религиозные, понимание того, как религиозные верования и переживания влияют на поведение правонарушителей при извинениях, может дать понимание способов содействия более конструктивным ответам на конфликты."
Чтобы исследовать это, исследователи провели два исследования. В первом исследовании 435 участников попросили подумать о том, как они сделали что-то, что могло ранить, расстроить или обидеть кого-то, и что ситуация всё еще не была разрешена. Эти участники были набраны из христианских, еврейских и мусульманских сообществ. Их попросили заполнить несколько анкет. Одна анкета измеряла, насколько они чувствовали, что Бог их простил за конкретный проступок, который они вспомнили. Другая измеряла уровень их само-прощения в отношении этого же проступка. Участников также спросили, насколько вероятно, что они извинятся перед человеком, которому причинили боль. Наконец, их попросили написать электронное письмо этому человеку, сказав всё, что они хотели бы сказать о проступке, под предлогом, что оно будет отправлено в конце исследования (на самом деле оно не было отправлено). Эти письма позже были проанализированы независимыми лицами, которые не знали ответов на анкеты участников. Эти лица оценивали, содержали ли письма извинение или проявили ли они раскаяние, а также оценивали общее качество и искренность любых извинений.
Во втором исследовании участвовали 531 человек, и использовался аналогичный подход, но с экспериментальным поворотом. Как и в первом исследовании, участникам предложили вспомнить проступок и заполнить анкеты. Однако перед заполнением анкет участники случайным образом были распределены по одной из трех групп. Одной группе было предложено представить, что Бог их простил за то, что они сделали, и подумать о том, как это заставило бы их чувствовать. Другой группе было предложено представить, что Бог их не простил, и поразмышлять о этих чувствах. Третья группа, контрольная группа, не получила никаких конкретных указаний, связанных с божественным прощением.
После этого все участники заполнили анкеты, измеряющие само-прощение, а также чувства благодарности и смирения, связанные с проступком. Они снова указали, насколько вероятно, что они извинятся, и написали электронное письмо человеку, которого обидели. Это письмо анализировали аналогично первому исследованию.
Результаты обоих исследований показали единообразную картину. Исследователи обнаружили, что когда люди чувствовали себя более прощенными Богом, они также, как правило, чувствовали себя более прощёнными сами собой. Эта связь между божественным прощением и само-прощением была заметна в обоих исследованиях, даже когда учитывались другие факторы, такие как серьезность проступка или степень близости к человеку, которому они нанесли вред.
"Я был удивлен, что наши результаты были единообразными среди христианских, еврейских и мусульманских участников," — рассказал Людвиг PsyPost. "Я ожидал увидеть различия среди этих религиозных групп, но, похоже, что переживания божественного прощения влияют на их поведение в разрешении конфликтов схожими способами."
Интересно, что это увеличенное само-прощение было связано с уменьшением поведения извинения. В обоих исследованиях люди, которые сообщали о более высоком само-прощении, были менее склонны говорить, что они извинятся, а их письма оценивались как менее раскаивающиеся, с более низким качеством извинений и меньшей искренностью. Это может означать, что когда люди считают, что их уже простил Бог, они могут чувствовать меньшую потребность искать прощение или исправить ситуацию напрямую с человеком, которому они причинили вред. Словно ощущая себя в согласии с Богом, они меньше мотивированы исправить свои ошибки по отношению к обиженному.
Тем не менее, второе исследование также открывало другую сторону божественного прощения. Исследователи выяснили, что переживание божественного прощения, особенно в группе, которой было предложено представить прощение Бога, также приводило к увеличению чувства благодарности. Эти чувства благодарности, в свою очередь, связаны с более выраженным смирением. И, что важно, этот путь — от божественного прощения до благодарности и смирения — был связан с незначительным увеличением поведения извинения. Это предполагает, что божественное прощение может также способствовать apologizing, благоприятствуя положительным эмоциям, которые делают людей более внимательными к другим. Кажется, что чувство божественного прощения делает некоторых людей благодарными и скромными, а это уже подстегивает желание быть более примирительными и заботливыми в своих извинениях.
"Божественное прощение — это глубоко значимая часть жизни многих людей, и оно может положительно влиять на их благополучие, включая способность само-прощать себя после проступка," — сказал Людвиг. "Однако наше исследование подчеркивает важное обстоятельство в ситуациях, где кто-то расстраивает, вредит или обижает другого человека: хотя божественное прощение за эти межличностные проступки может содействовать само-прощению, оно также может уменьшить вероятность извинения — и качественного извинения — перед обиженным.
"В этих случаях правонарушители могут обойти стороной человека, которому они нанесли вред, достигая само-прощения без необходимости искупительного действия. Наши результаты предполагают, что когда божественное прощение приводит к большему само-прощению, это может нарушать конструктивные реакции — такие как предоставление извинений — которые необходимы для восстановления отношений."
"В то же время наше исследование показывает, что божественное прощение может также способствовать благодарности и скромности, что, в свою очередь, подстегивает искренние извинения," — объяснил Людвиг. "Эти результаты предполагают, что развитие благодарности и скромности наряду с само-прощением может помочь смягчить потенциально негативное влияние божественного прощения на поведение извинения."
Как и у всех исследований, есть некоторые ограничения. Первое исследование было корреляционным, что означает, что оно не может доказать, что божественное прощение вызывает изменения в поведении. Оффенсы также были самоотчетами и сильно варьировались по типу и серьезности. Хотя исследователи использовали экспериментальный дизайн во втором исследовании, они полагались на воображаемые сценарии, которые могут не полностью отражать, как люди действуют в реальных ситуациях. Кроме того, исследование в основном сосредоточено на монотеистических традициях, поэтому результаты могут не касаться людей из других верований или духовных традиций.
"Хотя мы не нашли различий между тремя религиозными группами, это остается богатой областью для дальнейшего исследования," — отметил Людвиг. "Хотя наша выборка включала разнообразную группу религиозных участников, мы сосредоточили внимание только на трех крупнейших западных монотеистических традициях. Поэтому важно, чтобы нынешние результаты воспринимались в контексте этих религий и не обобщались на все религии. В будущих исследованиях следует рассмотреть, сохранят ли эти выводы свою актуальность и для других религиозных традиций."
Глядя в будущее, исследовательская команда надеется расширить серию работ, чтобы изучить, как божественное прощение может влиять не только на поведение извинения, но и на то, становятся ли люди более или менее склонные повторять вредоносные действия. "Психологическое исследование божественного прощения все еще довольно новое, но находит свою популярность," — объяснил Людвиг. "Моя долгосрочная цель — развить более нюансированное понимание того, когда божественное прощение может прерывать поведение извинения среди религиозных традиций и как это влияет на другие последствия после конфликта, помимо извинений. В частности, я интересуюсь исследованием того, как и почему божественное прощение может снижать вероятность повторного правонарушения. Я также интересуюсь разработкой меры коллективного божественного прощения и изучением того, как это может повлиять на готовность религиозных сообществ предлагать групповые извинения и вовлекаться в восстановительные усилия за исторические и текущие несправедливости."
Исследование, "Импликации божественного прощения для примирительного поведения: понимание того, как чувство прощения от Бога влияет на извинения через само-прощение, благодарность и смирение," было написано Джастином М. Людвигом, Джоной Коэтке и Кариной Шуман.