Ученые: Активность миндалевидного тела перед травмой может предсказать риск посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), выяснили исследователи. Новое исследование, опубликованное в журнале Biological Psychiatry, указывает на то, что активность мозга в определенных регионах перед тем, как человек столкнется с травматическим событием, может помочь предсказать, разовьет ли он ПТСР. Исследователи обнаружили, что у рекрутов полиции, у которых была более выраженная активация миндалевидного тела — части мозга, отвечающей за обработку страха — во время ожидания угрозы, позднее была большая вероятность проявления симптомов ПТСР после столкновения с травмой.
ПТСР — это психическое расстройство, которое может развиться после того, как человек столкнулся с травмирующим событием или стал свидетелем такого события. Хотя большинство людей восстанавливаются со временем, некоторые продолжают испытывать болезненные симптомы даже долго после происшествия. Это состояние может вызывать интенсивные флешбеки, кошмары и навязчивые воспоминания, из-за которых кажется, что травма происходит вновь. Люди с ПТСР могут избегать напоминаний о случившемся, страдать от эмоциональной онемения или испытывать повышенную тревожность и раздражительность. Эти симптомы могут мешать повседневной жизни, отношениям и работе, делая ПТСР изнурительным состоянием для пострадавших.
Не все, пережившие травму, развивают ПТСР, и исследователи долгое время пытались понять, почему некоторые люди более уязвимы, чем другие. "В Нидерландах около 80% людей сталкиваются с чем-то травматичным, и около 10% из них развивают симптомы ПТСР. Это крайне актуальная и вовремя поднятая тема", - говорит автор исследования Лайсия Д. де Вогд, доцент Лейденского университета.
Мозг играет ключевую роль в том, как люди реагируют на страх и стресс, и отличия в его функции могут объяснить вариации в риске ПТСР. Особенно интересен тот факт, что миндалевидное тело отвечает за обнаружение угроз и вызов эмоциональных реакций. Исследования показывают, что у людей с ПТСР часто наблюдается повышенная активность миндалевидного тела, но неясно, является ли эта гиперактивность следствием травмы или предшествующей уязвимостью.
Целью данного исследования было определить, могут ли отличия в работе мозга до травматического события предсказать, кто позже разовьет симптомы ПТСР. Изучать риск ПТСР сложно, потому что исследователи обычно не могут измерить активность мозга до того, как произойдет травматическое событие. Чтобы решить эту проблему, группа исследователей объединилась с Нидерландской национальной полицией для проведения крупномасштабного исследования, названного "Полиция в действии".
Полицейские часто сталкиваются с травматичными ситуациями, что делает их ценной группой для изучения риска ПТСР. Исследование охватило рекрутов в начале их тренировки, до того, как они столкнулись с реальными полицейскими ситуациями. Следуя за этими рекрутами со временем, исследователи стремились выявить отличия в активности мозга, которые могли бы предсказать, кто позже разовьет симптомы ПТСР.
В исследовании участвовали 221 полицейский рекрут, за которыми наблюдали в течение примерно 18 месяцев, отслеживая их активность мозга и симптомы ПТСР. В начале тренировки, до того как они столкнулись с травмой, рекруты прошли сканирование мозга во время выполнения задания, имитирующего принятие решений в условиях стресса. В этом задании они наблюдали за аватаром на виртуальной парковке. Иногда аватар доставал пистолет, и рекрут должен был быстро решить, стрелять или нет. В другие разы аватар вытаскивал безобидный предмет, такой как мобильный телефон, и правильным выбором было не стрелять. Если рекрут принимал неправильное решение – допустим, стрелял в безоружного человека – он получал электрический шок в палец.
Это задание было разработано, чтобы имитировать те мгновенные решения, которые полицейским приходится принимать в поле. Важно, что сканирование мозга позволило исследователям измерить, как различные части мозга реагировали до того, как рекруты должны были действовать, в частности, когда они ожидали возможной угрозы.
Примерно через 18 месяцев исследователи связались с рекрутами, чтобы оценить, испытывали ли они травматические события в ходе службы и развили ли симптомы ПТСР. Это дало команде возможность сопоставить активность мозга до травмы с симптомами ПТСР, которые возникли позже.
Исследование показало, что у полицейских рекрутов, которые демонстрировали более высокую активность в верхней части миндалевидного тела, ожидая угрозы, была большая вероятность развития симптомов ПТСР после переживания травмы. Это предполагает, что повышенная чувствительность к потенциальным угрозам — даже до того, как событие произойдет — может указывать на повышенный риск ПТСР.
С другой стороны, после переживания травмы рекруты, у которых была большая активация боковой части миндалевидного тела при реагировании на болезненные стимулы, казалось, испытали трудности с регуляцией своих эмоциональных реакций. Это предполагает, что в то время как некоторые паттерны активности мозга могут предсказать риск ПТСР до возникновения травмы, другие изменения могут быть следствием самого травматического воздействия.
Кроме активности миндалевидного тела, исследование показало, что рекруты, которые позже развили симптомы ПТСР, имели более сильные связи между миндалевидным телом и областями мозга, называемыми притворными долями. Притворные доли участвуют в самосознании, памяти и внимании и все чаще связываются с риском ПТСР. Это предполагает, что способ, которым мозг интегрирует внешние угрозы с личным опытом, может играть роль в том, как индивиды обрабатывают травму.
"Главная находка заключается в том, что активность миндалевидного тела при ожидании угрозы предсказывает позднее развитие симптомов ПТСР после травмы", — сказала де Вогд PsyPost. "Это означает, что некоторые из нас более чувствительны к развитию симптомов, чем другие после травматического переживания".
Исследование предоставляет некоторые из самых ясных доказательств того, что различия в активности мозга до травматического события могут помочь предсказать, кто позднее разовьет симптомы ПТСР. Если эти выводы будут подтверждены в будущих исследованиях, это может открыть путь к раннему выявлению лиц с высоким риском развития ПТСР, что потенциально приведет к целевым интервенциям до появления симптомов.
Одна из возможностей заключается в том, чтобы разработать тренировочные программы, которые помогут людям регулировать свою активность миндалевидного тела, снижая их уязвимость к ПТСР. Некоторые исследования уже предположили, что такие техники, как нейробиологическая обратная связь, при которой человек учится контролировать свою активность мозга в реальном времени, могут помочь в эмоциональной регуляции. Если станет возможным "тренировать" мозг на меньшую реакцию на ожидаемые угрозы, это поможет людям более эффективно справляться с травмой.
Однако у исследования также есть ограничения. Хотя результаты основаны на относительно большой группе полицейских рекрутов, неясно, будут ли те же паттерны активности мозга предсказывать ПТСР в общей популяции или у людей, столкнувшихся с другими типами травм. Кроме того, хотя исследование показывает связь между активностью миндалевидного тела и симптомами ПТСР, оно не устанавливает прямую причинно-следственную связь. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить эти результаты и изучить, как активность мозга взаимодействует с другими факторами, такими как генетика и личная история.
Исследовательская команда теперь изучает, может ли тренировка защитных систем мозга помочь снизить вероятность ПТСР. Лучше понимая нейронные механизмы, лежащие в основе риска ПТСР, ученые надеются разработать более эффективные способы защиты людей от долгосрочных последствий травмы.
Исследование "Гиперактивность миндалевидного тела при ПТСР: разграничение предрасполагающих и последствия факторов в перспективном долгосрочном дизайне" было написано Лайсией Д. де Вогд, Махуром М. Хашеми, Вэйем Чжаном, Рейноудом Калдевейтом, Саскийей Б.Я. Кох, Ванессой А. ван Аст, Флорисом Клумперсом и Карин Роелофс.