Отфильтрованные лица, отфильтрованные суждения: как красота-фильтры искажают наши восприятия, согласно психологии.
С миллионами людей, использующих фильтры для улучшения своих онлайн-изображений, исследователи решили выяснить: изменяют ли эти цифровые правки наше восприятие интеллекта и доверия к людям? Недавнее исследование, опубликованное в Royal Society Open Science, протестировало это, представив участникам оригинальные и улучшенные изображения одних и тех же людей. Результаты показали, что отфильтрованные лица оценивались как более привлекательные, а также воспринимались как более общительные и счастливые. Однако, когда речь шла о интеллекте, обычный эффект ореола, похоже, ослаблялся у сильно улучшенных лиц, что говорит о лимите влияния привлекательности на определённые суждения.
Исследователи хотели изучить, сохраняет ли физическая привлекательность своё превосходство в наших оценках в эпоху, когда селфи и цифровые изображения повсюду. Ранее выяснили, что привлекательные люди, встреченные лично или увиденные на стандартных фотографиях, чаще воспринимаются более положительно в других аспектах, таких как компетентность или честность. Однако большинство исследований на эту тему проводились в более контролируемых или маломасштабных условиях.
Так как многие люди используют эти технологии в социальных сетях, исследователи захотели выяснить, получит ли человек, чья фотография была изменена с помощью фильтра красоты, не только более высокую оценку привлекательности, но и более высокие оценки других черт в постоянном ключе. С появлением цифровых инструментов цель состояла в том, чтобы изучить, как большая разнообразная группа лиц и оценщиков будет реагировать, когда они увидят две версии одного и того же человека – одну обычную, а другую, улучшенную.
"Моя докторская диссертация сосредоточена на пересечении когнитивных искажений и искусственного интеллекта. На протяжении более 50 лет проводилось множество исследований, которые показали, что 'что красиво, то хорошо'. Иными словами, людей, воспринимаемых как более привлекательных, также считают более умными, общительными, надежными и обладающими многими другими положительными чертами," – сказал автор исследования Адитья Гулати, аспирант в ELLIS Алипант.
"Тем не менее, исследования этого эффекта в цифровом мире, особенно в эпоху фильтров красоты, основанных на ИИ, были ограничены. Будет ли воспринимаем один и тот же человек как более умный после применения фильтра красоты? Повлияет ли это на мужчин и женщин одинаково? А как насчет молодых и старых людей? Ответы на эти вопросы были основной мотивацией для исследования."
Исследовательская группа собрала фотографии 462 взрослых из двух разных наборов изображений лиц, использованных в научных исследованиях. Эти снимки показали широкий диапазон возрастов, полов и этнических групп. Каждое оригинальное фото затем улучшали с помощью популярного мобильного фильтра красоты, предназначенного для сглаживания кожи, изменения таких черт, как глаза и губы, и внесения других правок, направленных на то, чтобы лицо выглядело более привлекательно.
Затем исследователи набрали 2748 взрослых с помощью онлайн-платформы для участников. Все они были англоговорящими, в основном из США и Великобритании, и приняли участие в обмен на небольшую плату. Каждый участник увидел десять изображений. Некоторые видели только оригинальные изображения, в то время как другие видели только улучшенные, но ни один участник не видел обе версии одного и того же человека. Каждый участник оценивал, насколько он воспринимает привлекательность, интеллект, надежность, общительность и счастье человека. Исследователи затем сравнили баллы оригинальных версий с оценками улучшенных версий, чтобы выяснить, воспринимается ли один и тот же индивид постоянно в более позитивном свете.
Анализ оценок показал, что фильтр красоты создает значительные повышения привлекательности практически у всех лиц. "Хотя мы ожидали, что фильтры красоты увеличат привлекательность (иначе их бы не называли фильтрами красоты), мы были удивлены тем, насколько хорошо они сработали для всех возрастов, полов и этнических групп," – сказал Гулати PsyPost. "Более 96% изображений были оценены как более привлекательные после применения фильтра, и никто не был оценен как менее привлекательный."
Некоторые люди изначально имели относительно низкие оценки привлекательности в своих оригинальных фотографиях; эти изображения получили особенно серьезное повышение после применения фильтра. Изображения, которые уже оценивались как относительно привлекательные, увеличивались в меньшей степени. Это изменение в оценках привлекательности затрагивало и другие черты, так как люди склонны оценивать одни и те же лица как более надежные, общительные и счастливые в улучшенных версиях.
Полученные результаты показывают, что "эффект ореола привлекательности существует, то есть людей, считающихся более привлекательными, также воспринимают как более умных, надежных, общительных и счастливых," – объяснил Гулати. "Чем менее привлекательны вы изначально, тем больше можете выиграть от применения фильтра."
Интересно, что интеллект показал небольшое снижение силы своего воздействия для этих улучшенных изображений, означая, что, достигнув более высокого уровня привлекательности, связь между "внешностью" и "умом" немного ослабевала.
"Еще одним интересным результатом является то, что мы называем насыщением эффекта ореола привлекательности, особенно что касается интеллекта," – добавил Гулати. "Это значит, что существует лимит на то, насколько более умным вы можете быть восприняты, когда увеличивается привлекательность: переход от 5 к 6 в привлекательности ведет к меньшему увеличению интеллекта, чем переход от 2 к 3.
Это не относится к другим чертам, таким как общительность, где такого лимита не наблюдали."
Исследователи также отметили различия в зависимости от возраста и пола. Молодые лица воспринимались как более привлекательные, чем старшие лица как до, так и после применения фильтра красоты, хотя фильтр, похоже, помог немного сократить этот разрыв для людей среднего возраста и старше. Тем временем, женские лица в целом получали более высокие оценки привлекательности, но иногда оценивались ниже по признакам интеллекта, особенно после улучшения.
Это говорит о том, что для женщин стереотип об интеллекте может затмить обычный положительный эффект от хорошей внешности на восприятие компетентности. Наблюдая за самими оценщиками, мужчины, как правило, давали немного другие паттерны оценок, чем женщины, с тем, как оценки мужчин изменялись больше в определенных случаях после применения фильтра. Напротив, у женщин были большие изменения в оценках общительности и счастья, когда лицо было изменено.
"Возможно, самым интересным и неожиданным результатом было влияние пола," – сказал Гулати. "Изображения женщин получили более высокие оценки привлекательности, чем изображения мужчин, как до, так и после применения фильтров красоты. Они также получили более высокие оценки надежности, общительности и счастья, что соответствует эффекту ореола привлекательности. Однако они получили более низкие баллы интеллекта, чем изображения мужчин, что удивительно. Это действительно указывает на то, что гендерный стереотип доминировал над эффектом ореола привлекательности. Кроме того, после применения фильтров разрыв в оценках интеллекта между мужчинами и женщинами увеличился, что тревожит."
Одним из ограничений исследования является то, что, хотя участников было много, они не были особенно разнообразными, что может снизить обобщаемость результатов на другие культурные контексты. Исследователи также не проверяли несколько типов фильтров красоты и не изучали, могли ли люди определить, если лицо было цифровым образом изменено. Кроме того, исследование охватывало лишь социально желательные черты, такие как интеллект и надежность, поэтому необходимо изучить, как повышенная привлекательность может связываться с негативными чертами, такими как тщеславие.
"Исследование было проведено с использованием популярного фильтра красоты и участники были англоговорящими из США и Великобритании, преимущественно белыми," – отметил Гулати. "Тем не менее, предшествующие исследования показали, что большинство фильтров работают похожим образом и сообщали о сходствах в оценках по всему миру. Тем не менее, важно отметить, что полученные данные более репрезентативны для восприятия людей, находящихся в глобальном северном полушарии. Даже с такими ограничениями наше исследование является крупнейшим до настоящего времени по этому занимательному явлению в поведении человека."
Будущие исследования могут исследовать, как люди обновляют свои восприятия одного и того же человека со временем, если они узнают, что изображение отфильтровано. Также было бы полезно разобраться, работают ли определенные цифровые улучшения по-разному в разных регионах или субкультурах и понимают ли люди, что изображение изменено, меняет ли это степень эффекта ореола. Заглядывая вперед, исследователи особенно заинтересованы в изучении того, как эти выводы соотносятся с системами искусственного интеллекта.
"После сбора высококачественных данных в нашем исследовании с участием людей, сейчас мы сосредоточены на изучении воздействия этого эффекта на системы ИИ," – объяснил Гулати. "В то время как общественные предвзятости в решениях ИИ были обширно исследованы, влияние когнитивных искажений человека остается относительно малоизученным. Кроме того, мы анализируем изображения, сгенерированные моделями текст-изображение, чтобы исследовать основные представления о привлекательности, которые эти модели кодируют, и степень, в которой они ассоциируют притягательность с незавязомыми чертами характера."
Исследование "Красота все еще считается добром: эффект ореола привлекательности в эпоху фильтров красоты" было написано Адитьей Гулати, Мариной Мартинес-Гарсией, Даниелем Фернандесом, Мигелем Анхелем Лозано, Бруно Лепри и Нурией Оливер.