Нарциссизм и ПТСР: почему некоторые ветераны страдают больше других?

06.03.2025, 15:00:49ПсихологияОбщество
Нарциссизм и ПТСР: почему некоторые ветераны страдают больше других?

Специфические нарциссические черты, похоже, увеличивают риск посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у ветеранов. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Journal of Traumatic Stress, проливает свет на то, почему некоторые ветераны развивают ПТСР после боевых действий, в то время как другие не страдают от этого расстройства. Исследование показало, что определенные личностные черты, в частности те, которые связаны с формой нарциссизма, могут повышать уязвимость ветерана к ПТСР, даже учитывая его боевой опыт. Это указывает на важность понимания личностных особенностей при помощи ветеранам, испытывающим трудности после возвращения с войны.

Исследователи заинтересовались этой темой, потому что на протяжении долгого времени внимание в исследовании ПТСР сосредоточивалось на самих травматических событиях. Широко признано, что ПТСР может развиться после того, как человек сталкивается с чем-то ужасным, например, в бою. Однако не каждый, кто переживает травму, сталкивается с ПТСР. Это указывает на то, что существуют другие факторы, помимо самого события. Ученые начали учитывать, что индивидуальные различия, такие как личность, могут влиять на реакцию людей на травму.

Нарциссизм, часто понимаемый как чрезмерная любовь к себе, на самом деле имеет более темную сторону, называемую патологическим нарциссизмом. Это не только о самоуверенности; это связано с глубоко поврежденным чувством собственного "я". Исследователи наблюдали в гражданских популяциях, что патологический нарциссизм связан с развитием и продолжением ПТСР после травмы.

Люди с этой формой нарциссизма могут иметь хрупкую самооценку и быть чрезмерно сосредоточенными на себе, что может сделать их более уязвимыми к отрицательным последствиям травматического опыта. Однако не было ясно, существует ли эта связь между нарциссизмом и ПТСР также и у ветеранов, группы, которые подвергаются серьезным травмам. Новое исследование стремилось выяснить, способствуют ли черты нарциссической личности симптомам ПТСР среди ветеранов и насколько это участие значимо по сравнению с воздействием их боевого опыта.

"Я пришел к этой идее вместе с моими соавторами из-за интереса к тому, как личность, в общем, может создавать риски для различных психических заболеваний в условиях adversity (неудач)", — сказал автор исследования Стерлинг Неннингер, аспирант Лонг-Айлендского университета. "Некоторые люди могут впадать в депрессию во время серьезных изменений в жизни, в то время как другие становятся тревожными, а некоторые вообще не испытывают никаких симптомов. Кто-то называет эту линию исследований "возвращением "человека" в психологию, потому что у нас всех есть уникальный фон и характеристики, которые формируют наши реакции на ситуации."

Чтобы изучить это, исследователи привлекли 179 ветеранов, служивших в Афганистане или Ираке после террористических атак 11 сентября 2001 года. Эти ветераны представляли различные военно-ветеранские организации и звания. Участников привлекали через университетские ветеранские офисы в Нью-Йорке, онлайн-форумы и социальные сети. Они заполнили анкеты либо в электронном виде, либо на бумаге.

Анкеты оценивали несколько аспектов. Во-первых, для оценки боевого опыта ветераны заполнили анкету, названную шкалой боевого опыта. Она задавала вопросы о непосредственном опыте, например, о том, были ли они свидетелями смерти или участвовали в боевых действиях. Во-вторых, для измерения черт нарциссической личности использовали Инвентарь Патологического Нарциссизма. Этот инструмент оценивает различные аспекты патологического нарциссизма, включая как грандиозный нарциссизм (характеризующийся высокомерием и чувством превосходства), так и уязвимый нарциссизм (характеризующийся неуверенностью и чувствительностью к критике). Наконец, чтобы оценить симптомы ПТСР, ветераны заполнили Контрольный список ПТСР. Эта анкета спрашивает о распространенных симптомах ПТСР, таких как навязчивые мысли, избегающее поведение и постоянное напряжение, в частности в связи со стрессовыми военными переживаниями.

После сбора данных исследователи использовали статистический метод, называемый регрессионным анализом. Это помогло им определить, предсказывают ли черты нарциссической личности симптомы ПТСР, даже после учета уровня боевого опыта, который каждый ветеран указал. Сначала они посмотрели, связано ли общее количество патологического нарциссизма с симптомами ПТСР поверх боевого воздействия. Затем они изучили, имели ли два разных типа нарциссизма, грандиозный и уязвимый, различные взаимоотношения с ПТСР.

Исследование показало, что более высокие уровни патологического нарциссизма действительно связаны с более тяжелыми симптомами ПТСР у ветеранов, даже учитывая их боевой опыт. Фактически, нарциссические черты объясняли значительную дополнительную долю изменения в симптомах ПТСР помимо того, что может объяснить только боевой опыт.

"Я был удивлен силой взаимосвязи между нарциссизмом и ПТСР", — сказал Неннингер издания PsyPost. Когда исследователи разделили нарциссизм на два типа, они обнаружили, что уязвимый нарциссизм был существенно связан с симптомами ПТСР. Ветераны с большею уязвимой нарциссической чертой сообщали о значительно более высоких уровнях ПТСР. Однако грандиозный нарциссизм не был связан с симптомами ПТСР. Это указывает на то, что неуверенные, чувствительные и подверженные стыду аспекты нарциссизма, а не высокомерные и привилегированные аспекты, могут повысить риск ветеранов ПТСР после боя.

"Люди могут видеть нарциссизм и думать только о грандиозности, что является классическим эгоистическим выражением нарциссизма", — объяснил Неннингер. "Наше исследование на самом деле обнаружило, что уязвимый нарциссизм, который является гораздо более неуверенной и сомневающейся формой нарциссизма, был основным двигателем взаимосвязи нарциссизма и ПТСР. Это различие между формами нарциссизма нужно исследовать гораздо тщательнее, чтобы выяснить, почему это так".

"Основное заключение не касается конкретно нарциссизма, а того, что личность, то есть кто вы и как вы взаимодействуете с миром, может взаимодействовать с тем, как вы реагируете на травматическое событие и какой смысл вы вложите в него. События, происходящие с нами, имеют тенденцию оказывать на нас высоко личное влияние и фильтроваться через нашу собственную систему взглядов на себя и окружающий мир."

Как и в любом исследовании, у данного исследования есть свои ограничения, которые следует учитывать.

"Основное ограничение этого исследования заключается в том, что оно является поперечным (однократным) вместо продольного (многократного)", — отметил Неннингер. "Это означает, что мы не можем сказать, что нарциссизм вызывает ПТСР после травмы, потому что мы этого не проверяли. Мы можем только сказать, что нарциссизм связан с ПТСР дополнительным и надежным образом, что ещё не было продемонстрировано в исследованиях".

В конечном итоге более глубокое понимание взаимосвязи между личностью и травмой будет важно для развития лучших способов поддержки психического здоровья ветеранов и помощи в предотвращении или лечении ПТСР.

"Я хочу продолжать эту линию исследования личности, но сосредоточиться на методах, выходящих за рамки самоотчетных анкет, которые могут быть ненадежными, чтобы глубже понять индивидуальную личность", — сказал Неннингер.

Исследование "Связь патологического нарциссизма с посттравматическим стрессовым расстройством у ветеранов" было написано Стерлингом Неннингером, Брайаном Р. Ван Бюреном, Эшли Л. Грин и Кевином Б. Миханом.

Поделиться