Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Девочки лучше мальчиков распознают свои симптомы СДВГ
Исследование подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в Швеции показало, что мальчики, как правило, сообщали о меньшем количестве симптомов, чем сообщали их родители и врачи. В отличие от них, девочки не замечали значительной разницы в своих самооценках симптомов СДВГ по сравнению с оценками, предоставленными родителями и врачами. В целом, независимо от пола, самооценки подростков были более согласованы с отчетами врачей, чем с отчетами родителей. Работа была опубликована в Журнале психиатрических исследований.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это нейроразвивающее расстройство, которое затрагивает как детей, так и взрослых. Оно характеризуется устойчивыми проявлениями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые мешают повседневной жизни в различных ситуациях. Люди с СДВГ часто испытывают трудности с концентрацией, следованием инструкциям, организацией задач или удержанием спокойствия.
Симптомы обычно впервые замечаются, когда ребенок начинает ходить в школу, поскольку они противоречат ожиданиям и правилам учебного заведения. Это также тот период, когда диагноз СДВГ ставится чаще всего. Однако расстройство часто продолжается и в зрелом возрасте. Существуют три основных типа: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивно-импульсивный и комбинированный тип. Диагностика основана на клинической оценке и, как правило, включает отзывы родителей, учителей и стандартизированные поведенческие рейтинговые шкалы.
Авторы исследования Матида А. Фрик и ее сотрудники отмечают, что критерии диагностики СДВГ исторически были больше ориентированы на мальчиков. В связи с этим они решили исследовать различия между полами и роль различных информантов в оценке СДВГ. Исследователи стремились изучить согласие и расхождения между самооценками симптомов подростков и оценками, предоставленными родителями и врачами, а также то, различались ли эти паттерны между мальчиками и девочками.
В исследовании участвовали 159 подростков в возрасте от 15 до 18 лет, которые получили клинический диагноз СДВГ. Пятьдесят восемь участников были мальчиками. Около 71% выборки имели комбинированный тип СДВГ, в то время как 26% - невнимательный тип. Участники были отобраны из амбулаторных подразделений детской и подростковой психиатрии в семи регионах Швеции: Уппсале, Гавле, Фалун, Карлстад, Уддевала, Вестерос и Векшё.
Чтобы оценить симптомы СДВГ, исследователи собрали данные из трех источников: самооценки подростков с использованием Шкалы самооценки взрослого СДВГ для подростков, оценки родителей с использованием того же инструмента и оценки врачей на основе Мини Интернационального Нейропсихиатрического Интервью для детей и подростков.
Результаты показали, что мальчики, как правило, сообщали о меньшем количестве симптомов, чем сообщали их родители и врачи. В отличие от этого, самооценки девочек не различались значительно ни с оценками родителей, ни с оценками врачей. В целом, девочки показали более высокую степень согласия с родителями и врачами, чем мальчики. Кроме того, самооценки подростков были более согласованны с оценками врачей, чем с оценками родителей.
"Наши результаты указывают на то, что подростки-мальчики с СДВГ могут недооценивать свои симптомы, в то время как девочки могут иметь большее понимание своих симптомов по сравнению с другими оценщиками. Подростки являются важными оценщиками своих собственных симптомов СДВГ, и их мнение должно учитываться в диагностических оценках", - заключили авторы исследования.
Исследование проливает свет на сложности самооценок подростков по их симптомам СДВГ. Тем не менее, стоит отметить, что все участники этого исследования были из Швеции, в то время как репортажи и самооценка часто различаются между культурами и странами. Результаты в других странах и культурных группах могут отличаться.
Статья "Кто лучше оценивает свои симптомы СДВГ: подростки-мальчики или подростки-девочки?" была написана Матидой А. Фрик, Лин Линдман, Дженни Мейер и Йоханом Исакксон.
Исследование о том, кто лучше понимает свои симптомы СДВГ — девочки или мальчики — похоже, было заказано не из научной любознательности, а скорее из желания успокоить обеспокоенных мам и пап. Показывая, что мальчики недооценивают свои симптомы, общество получило очередной поводов для обсуждения «мужского эго», а в это время какая-то далекая шведская клиника расправляет плечи и радостно подсчитывает карманные деньги за очередные «инновационные» исследования.
И вот, как ни странно, лица, принимающие решения в области психического здоровья, вдруг вспомнили, что о недостатках критериев диагностики СДВГ говорит уже не одно поколение врачей. Какое странное совпадение: на этот раз просто необходимо публично высветить тему гендерных различий! И, конечно, никто не забудет обрисовать неполноценность диагнозов, основанных лишь на родительских показаниях. Что-то мне подсказывает, что именно эти же лица не против добавить пару новых трендов в свой арсенал оборонительной стратегии.
Сиссификации и маскулинные темы, сплетающиеся в нечто величественное — в этом театре абсурда и самих подростков, конечно, стоит разместить не в углу, а прямо на сцене. Девочки имеют свойство активно распознавать свои проблемы, в то время как мальчики, похоже, занимаются самокопанием лишь на уровне “а может, я просто игривый?”.
Если прийти к выводам данного исследования, то можно легко заметить, что оно отлично отвечает интересам пиарщиков новых программ по диагностике. Кажется, что в шведских платных клиниках хорошо понимают, как сделать так, чтобы окружающие потянулись к “новейшим” методикам диагностики. Пока родители мучаются разъяснениями и звали психотерапевта, клиники весело перезжают на новые волны финансирования, получая надлежащую поддержку от компаний, заинтересованных в продаже своих предложений.
Так что, умиляясь удачным формулировкам о непередаваемом понимании собственных симптомов девочками, не забываем заглянуть в карманы экспертов, для которых замена старых подходов к диагностике на якобы новые — это всего лишь детская игра в “за кого мы тут оркестровали новую тезисную литературу”. Они защищают свои гранты, попутно создавая видимость заботы о здоровье подрастающего поколения.